Чемпион Европы по мотогонкам на льду Габдрахман Кадыров. Фото В. Бровка.* * * * * *# #. # #удущий историк мотоспорта, наверно, не преминет воспользоваться таким фактом: закрытие первого чемпионата Европы по гонкам на льду совпало с финишем Белой олимпиады в Инсбруке. Возможно, подобное соединение двух неравнозначных событий в спортивной жизни не совсем правомерно. И все же мы не случайно начинаем .рассказ о прошедшем чемпионате с упоминания об Инсбруке. Так же как и зимние Олимпийские игры, первенство мотоциклистов на льду е начале .1964 года закончилось триумфальной победой советских спортсменов. Легко можно понять радость наших почитателей мотоспорта, когда в Лужниках на пьедестал .поднялись три улыбающихся парня из Уфы, три победителя первенства: чемпион Европы Габдрахман Кадыров, серебряный призер Вячеслав Дубинин и обладатель бронзы Юрий Дудорин. Да, это был замечательный день нашего мотоспорта. Мы радовались победе вдвойне. И потому, что первым чемпионом континента в этом виде соревнований стал советский спортсмен, и потому, что это была первая золотая награда, завоеванная нашими мотоциклистами. Чемпионская медаль двадцатидвухлетнего комсомольца из Башкирии, подкрепленная серебряной и бронзовой наградами его земляков, явилась добрым предзнаменованием — отныне наши спортсмены начинают приобретать репутацию сильнейших в мире ив том виде спорта, который долгое время числился у нас в разряде отстающих. Любители мотоспорта внимательно следили за чемпионатом, .поэтому не будем подробно писать о том, как складывалась борьба на всех пяти этапах, из которых по условиям соревнований в зачет шли три лучших результата, а зачетные очки в каждом туре получала лишь первая шестерка. Гонщики шести стран .— Швеции, Финляндии, СССР, Чехословакии, Югославии и Монголии — взяли старт ледового марафона на ленинградском стадионе технических видов спорта. Это совершенно новое и единственное в своем роде спортивное сооружение приняло боевое крещение: число зрителей примерно втрое превысило «проектную мощность» первой очереди. Со временем стадион ДОСААФ, построенный с помощью комсомольцев Выборгского района, разрастется в мощный спортивный комплекс. Здесь обоснуются картингисты и мотоциклисты, любители мотобола, авто- и авиамоделизма. Но сколько бы времени ни прошло, хозяева стадиона будут помнить день его открытия. За двенадцать часов до начала соревнования никто не взял бы на себя смелость утверждать, что гонки состоятся. Капризная ленинградская зима принесла неожиданный дождь и чуть было не загубила все труды. Организаторы во главе с директором соревнований Г. Тютиковым не спасовали перед непогодой. Люди не уходили со стадиона, не спали несколько ночей и отбили у оттепели ледяную дорожку. Чемпионат Европы начался точно в назначенный срок. Вначале могло показаться, что наша четверка, занявшая в Ленинграде все первые места, победным маршем пройдет до конца соревнований, но от этапа к этапу победы давались все трудней. Старты в Уфе, где проходили второй и третий туры чемпионата, обнаружили явное стремление шведов потеснить хозяев льда. Перу Холландеру на «Жапе» последней модели дважды удавалось вклиниться в первую тройку. Техничный напористый швед стал виновником того, что один из главных претендентов — Самородов — оказался за чертой призеров. В третьем туре он нанес ему единственное поражение в заезде, закрывшее уфимцу шлагбаум на пути к чемпионской короне в тот самый момент, когда он уже приближался к ней. После этого стал недосягаем Габдрахман Кадыров. Победив в трех турах, он приехал на заключительные этапы соревнований в Москву уже чемпионом Европы. Удивительное спокойствие и самообладание в сочетании с прекрасной техникой .вождения машины на высоких скоростях обеспечили ему выдающийся успех. Шведы и на московском льду не скрывали своих намерений драться за медали. Как знать, чем бы закончилось состязание, если бы нашим соперникам не спутал все карты Вячеслав Дубинин. В Уфе он дважды поплатился падением за го-БШИТ