2&* tew*прель. Распутица. Нелегкое для водителей время. Грязь, нанесенная с обочин и проселков, потоки воды и другие весенние «сюрпризы» даже на дорогах с покрытием значительно затрудняют работу шоферов. Как и зимой, здесь остается в силе золотое правило: на скользком шоссе недопустимы высокие скорости, обычные дистанции и интервалы следует увеличить вдвое и, конечно, избегать резких поворотов (съездов на обочину) или торможений. Занос может произойти от любой неосторожности. Если вы хорошо усвоили рекомендации, которые давались в предыдущих статьях (№N2 2и3 журнала «За рулем» за этот год), капризы весны не застанут вас врасплох. Поговорим, однако, о грунтовых дорогах. Тут много забот! приходится постоянно прикидывать, где целесообразнее про ­ ехать, нередко на ходу выбирать лучшие варианты и, что называется, прощупывать глазом каждый метр под колесом, чтобы распознать выбоину, выступ и быстро принять решение — пропустить ли препятствие между колесами или оставить сбоку. К тому же дорогу приходится просматривать не только непосредственно перед автомобилем, но одновременно вокруг и впереди себя, чтобы найти наиболее безопасный путь. Кроме того, вождение в распутицу (а она бывает и осенью и даже летом) требует от водителей большого умения и сноровки, немалого физического напряжения. Весной грунтовые дороги становятся труднопроходимыми, колеса автомобилей выбивают на них глубокую колею, особенно у подъемов, на более слабых грунтах, в низинах. Чаще всего образуется не одна колея, а несколько. Подъехав к такому участку, водитель (теряется .в догадках: по какой из них двигаться, в каком месте перейти из одной в другую? Здесь ему помогут и знания и опыт. Особенно пригодится умение выходить из колеи на ходу, так как при остановке тронуться наверняка будет нелегко. Если основание твердое, м ожно смело ехать по жидкой грязи. В начале .весны ее слой невелик, а под ним — неоттаявшая земля. Хуже после сильного потепления: грунт оттаивает совсем, размокает от полой воды. Правда, ранней весной выручают ночные заморозки. Если к полудню дорога сильно раскисла, лучше переждать. На рассвете по замерзшему грунту, хрустящему ледком, вы с лихвой покроете все «недобранные» накануне километры. Не стоит идти по замерзшей ко ­ лее — затвердевший грунт может .повредить машину. На грязной дороге постарайтесь избегать уклонов — автомобиль почти невозможно удержать, и опасность сползти в кювет будет так и висеть над .вами. Лучше держаться любой колеи, если она есть, в крайнем случае колесами одной стороны. В критических положениях надо хотя бы временно поставить колеса прямо. Мы хорошо знаем, какой вред наносит возникающая при поворотах боковая сила: она и из колеи мешает выйти, и движение вперед тормозит. На сильно разбитой дороге объезжать нужно только большие препятствия; излишнее виляние утомляет водителя. На мягких грунтах очень важно иметь минимальное давление в шинах. Хорошо тем, к то ездит на ЗИЛ-157: повернул рычажок, и все в порядке. Но опытный водитель и на люб ом другом автомобиле преодолеет трудный участок. Для этого он не поленится несколько снизить давление в шинах. На глинистой почве при небольшом количестве воды размокает только верхний слой. На этих грунтах можно снять вторые колеса заднего моста: одиночные продавливают грунт до твердого основания и идут по колее передних, а значит, и сопротивление движению меньше. Вообще мокрая глина такая же окользкая, как и талый лед; двигаться по ней нужно со всеми предосторожностями. Цепи противоскольжения на такой дороге необходимы и грузовым и легковым автомобилям. Хорошо, если расположение ветвей у них фигурное: машина лучше удерживается от боковых заносов. Конечно, цепи должны быть мелкоэвенчатыми: они занимают мало места, проще монтируются, а главное — легче других (10—15 кг на колесо грузового автомобиля), не слишРАСПУТИЦУк ом обременяют колеса. С такими цепями машина сохраняет способность делать короткие и быстрые разгоны, что является одним из решающих качеств при езде по бездорожью. Разумеется, при выезде на дорогу с твердым покрытием цепи надо снять. Если на снегу и мягком грунте они легко продавливают дорогу, то на твердом основании цепи вминаются в шину и быстро разрушают ее, не говоря уже об износе трансмиссии, самих цепей и т. п. Иногда встречаются водители, которые водят машины по Плохим дорогам с каким-то ожесточением: газ большой, двигатель ревет, колеса вращаются с огромной скоростью, пробуксовывают, грязь летит во все стороны, а продвижение медленное, зигзагами, машину бросает из заноса в занос. И вслед за Ней или впереди другой автомобиль, спокойно «покряхтывая», уверенно идет вперед. Колеса не буксуют, машину не мотает, водитель не устает. Секрет все тот же : надо двигаться на повышенных передачах, с небольшой подачей газа. Если на ходу колеса пробуксовали — сбросьте газ идо ­ бавьте плавно. М ожно проделать это несколько раз. Сцепление восстановится. Замечено, например, что одноцилиндровые мотоциклы лучше идут по грязи, чем многоцилиндровые. Это и понятно: м ежду «толчками» поршня большие перерывы, во время которых восстанавливается сцепление колеса с дорогой. Высшие передачи, умеренный газ, меньшее тяговое усилие на колесах — все это значительно облегчает движение по скользкой дороге. Стоит только попробовать — и вы убедитесь, что этот путь наилучший. Разумеется, для высших передач на плохой дороге нужен мощный двигатель. Если он разлажен (позднее зажигание, «провалы» карбюратора, слабая компрессия, неправильные зазоры в газораспределении), по бездорожью придется трудно.. Мощный двигатель — гарантия успеха: м ожно делать ко ­ роткие" разгоны, максимально используя лучшие по зацеплению) участки, двигаться на более высокой передаче. Конечно, по трудной дороге отважится ехать только водитель, имеющий достаточный опыт. Однако кто застрахован от случайностей? Бездорожье преподносит всякие «сюрпризы». В любых ситуациях не надо терять голову, спешить, выбиваться из сил. Нерасчетливые и торопливые действия, беспорядочные пробы только испортят дело. В условиях бездорожья трудно и рискованно двигаться в темноте. При необходимости это могут делать только водители, хорошо знающие местность и испытавшие эту дорогу много раз. Из-за ограниченной освещенности ночью остаются незамеченными .водителем более выгодные для проезда и разгона места. А они могут находиться совсем рядом, слева или справа, вообще освещенность мокрой грунтовой дороги невысока: неровности грунта рассеивают лучи. Свет встречной машины резко снижает и эти минимальные возможности ориентировки. Повороты же приходится делать почти вслепую. М ы однако далеки от мысли, что приведенные здесь рекомендации застрахуют вас от всех неприятностей. И если паче чаяния застрянете и прибегнете к буксиру, то ив этом случае следует соблюдать определенные правила. Необходимо, чтобы буксируемый автомобиль тоже участвовал в работе} Обычно при этом стараются добиться одновременности трогания с места. Придумывают всякие способы подачи команд, но успеха не достигают: люди разные, время реакции различное. Лучше применять такой метод: водитель застрявшей машины, к ак только видит, что трос почти выбран и буксир сейчас потянет, потихоньку отпускает сцепление, и колеса его автомобиля начинают вращаться чуточку раньше, чем передней машины. Этим предупреждается пробуксовка и срыв почвы ее колесами, что и решает исход дела. В. ТАБАКОВ,Аинженер.24 *