оряется смелымаждую субботу и воскресенье вереницы машин, мотоциклов и автобусов бесконечной пестрой рекой заполняют Выборгское шоссе, что ведет к живописным пригородам Ленинграда. Но такого скопления транспорта, какое было на этом шоссе в воскресенье 19 июля, не помнят даже видавшие виды старожилы ленинградских окраин. На юрком «Москвиче» обгоняем десятки автобусов, и на каждом — лаконичная табличка с надписью: «На мотокросс». Так вот куда спешат десятки тысяч ленинградцев — на знаменитую трассу «Юкки», которая пролегла извилистой лентой в районе поселка Порошкино. После двухгодичного перерыва здесь вновь собрались сильнейшие гонщики из 13 стран, чтобы помериться силами на 11-м этапе чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 ем 3 . Одновременно здесь же принимают старт участники 4-го этапа первенства СССР на мотоциклах 500 см 3 . Район соревнований в ярком убранстве — флаги стран-участниц, транспаранты, лозунги, стройные ряды палаточного лагеря, красивая и четкая разметка трассы. Поднимаемся на свою двенадцатиметровую вышку, здесь все как на ладони. 8 парке-стоянке мотоциклов большое оживление: десятки корреспондентов, фотографов, кинооператоров стараются запечатлеть самое интересное. Много людей скопилось у палатки с бельгийским флагом, и это понятно: 22-летний бельгиец Жоель Робер приехал в наш город уже чемпионом мира. Курносое, задорное мальчишеское лицо, щупленькая фигурка подростка — неужели это тот самый Робер, который был первым на восьми трассах чемпионата и развеял миф о непобедимости двукратного чемпиона мира шведа Торстена Хальмана? У палатки шведских гонщиков деловая тишина—'еще и еще раз проверяют они свои «Гускварны». Герой «Юкков» 1962 года Хальман внешне спокоен, но Чемпион мира по мотокроссу в классе 250 см 3 Ж. Робер.Кему все же трудно скрыть волнение — нет-нет да и взглянет экс-чемпион в сторону своего молодого соперника. Оживленно у палатки, где работают английские спортсмены, впервые приехали в нашу страну двукратный чемпион Европы Дейв 'Биккерс и его молодой напарник Джон Гриффите. Естественно, им хочется показать сегодня все свое мастерство, А вот и серебряный призер чемпионата мира прошлого года чехословацкий спортсмен Властемил Валек. Но что это? Он стоит у совершенно незнакомого нам мотоцикла! «Да это же «Ява»,— говорит мой помощник, — новая «Ява», которую испытывает в этом году Валек». У палаток советских гонщиков больше всего мальчишек, они не умеют скрывать своих чувств. Все их симпатии еще до старта на стороне Виктора Арбекова, Игоря Григорьева, Александра Яковлева и других наших ребят. Наконец все приготовления закончены. Гонщики вызываются в закрытый парк, а затем на линию старта. Еще не успели последние выбрать себе место на старте, как самые нетерпеливые уже устремились на трассу — массовый фальстарт. Судьи останавливают участников, вновь выстраивают их на старте — и снова фальстарт. Чемпионат мира вошел в заключительную фазу, и теперь каждый заезд имеет огромное значение для распределения мест в турнирной таблице. Правда, судьба первых двух мест решен а — Робер и Хальман недосягаемы. Но кому достанется бронза? К 11-му этапу у Григорьева и Биккерса по 20 очков, и они делят 3—4-е места, а Виктор Арбеков на 5-м месте (18 очков), Не потеряны шансы у Властемила Валека и Укке Юнсона. Все это и предопределяет острый характер борьбы. К концу первого круга лидерство прочно захватил Робер. Самые сложные участки трассы он проходит по-чемпионски, совершая головокружительные прыжки и безупречно действуя на поворотах. Под стать гонщику и его мотоцикл. Чехословацкий «Чезет-250» еще раз подтверждает репутацию лучшего мотоцикла в мире. На втором месте шведский спортсмен Юнсон. Несмотря на молодость (он только в этом году вышел из группы юниоров), Юнсон демонстрирует зрелое мастерство. Советские гонщики Виктор Арбеков и Игорь Григорьев идут соответственно на 3-м и 4-м местах. В шестерке сильнейших Дейв Биккерс и Властемил Валек. В таком порядке спортсмены и заканчивают первый заезд. Седьмым на финише был Олле Петтерсон (Швеция). Только им удалось полностью -пройтиНа этом снимке, присланном в редакцию любителем мотоспорта Франтишеком Реслером из ЧССР, запечатлены три победителя чехословацкого этапа чемпионата мира: бельгиец Ж. Робер (1) и советские мотоциклисты В. Арбеков (2) и И. Григорьев (3). В том же порядке заняли они места на пьедестале почета в Ленинграде. дистанцию. Остальные отстали от лидеров на круг и более. Первую половину дистанции неплохо прошли советские гонщики Гунар Драугс, Виталий Тюрин, Владислав Горулько, но из-за неисправностей мотоциклов они покинули трассу. Несмотря на то, что разведка сил была уже закончена, второй заезд тоже начался с фальстарта. С первых же метров лидерство захватили Виктор Арбеков, Игорь Григорьев и Укке Юнсон. Шведского гонщика уже на втором круге подводит мотоцикл, и наши ребята все дальше и дальше уходят вперед. Но где же чемпион мира? Неудачно взяв старт, Жоель Робер был после первого круга только двадцатым. И все же, продемонстрировав все свое мастерство, раскрыв все свои технические и тактические приемы, новый чемпион сумел закончить заезд вторым, проиграв только Виктору Арбекову. Молодой советский гонщик сделал все для победы, еще раз убедительно доказав, что он является гонщиком экстракласса. Игорь Григорьев финишировал третьим. Пожалуй, наиболее интересной в этом заезде была борьба Биккерса, Валека и Драугса за последующие места. К концу дистанции дебютант чемпионата рижанин Гунар Драугс сумел обойти второго призера прошлогоднего первенства Властемила Валека и занять шестое место. Дейв Биккерс был на финише пятым. Четвертое место занял швед Олле Петтерсон. А Торстен Хальман ив первом и во втором заезде сумел пройти лишь три круга. (Когда судьи подвели итоги, шестерка сильнейших на 11-м этапе выглядела так: Ж. Робер—Бельгия («Чезет») 8 очков; В. Арбеков — СССР («Чезет») 6 И. Григорьев — СССР («Чезет») 4 Д. Биккерс —Англия («Гриве») 3, О. Петтерсон—Швеция («Гускварна») 2; В. Валек — ЧССР («Ява») 1 очко. Таким образом, после 11-го этапа В. Арбеков и И. Григорьев, набрав по 24 очка, закрепились на 3—-4-м местах, оттеснив англичанина Биккерса- Все три победителя этапа выступали на мотоциклах «Чезет». Это еще одно яркое свидетельство успехов чехословацкой мотоциклетной промышленности.22