Технические итоги' первенства заводской марки по мотоциклетному многоборьюМОТОЦИКЛЫдержат экзаменния недостатков там же они прошли второй этап испытаний в открытых трехдневных соревнованиях на первенство РСФСР, и, наконец, т ретий состоялся на рижских трассах. ИЖ-65М разработан и изготовлен на основании плана по новой техникев соответствии с техническими условиями ЦК ДОСААФ; он предназначен для соревнований по мотоциклетному многоборью и построен с учетом опыта отечественного и зарубежного мотоцинлостроения. Рама мотоцикла — одинарная, трубчат ая , сварная из легированной стали ЗОХГСА. Маятниковая вилка — из той же стали. Бензобак — легкосъемный. Седлоп одушка — легкосъемное, с основанием из пластмассы. Передний и задний щитк и , корпус воздухофильтра, корпус фары, з ащитныекожухи — т оже из пластмассы. Передняя вилка и задняя подвеска конструктивно усовершенствованы. Ход их соответственно 170 и 100 мм. Размер колес: переднее 3 , 0 0 — 2 1 , заднее 4.00—19. На мотоцикле предусмотрена установка системы электрооборудования на постоянном или переменном токе. Двигатель — двухтактный. одноцилиндровый, рабочим объемом 340 емз, его мощность не менее 26 л. с. Ход поршня — 75 мм. Диаметр цилиндра — 76 мм. На мотоцикл может быть установлен двигатель рабочим объемом 247 смЗ, мощностью 20 л. с. Степень сжатия — порядка 9,5. Коробка передач — п режней конструкции, выполнена в одном блоке с картером двигателя. Сцепление — многодисковое, в масляной ванне. Весит мотоцикл 130 кг. В соревнованиях участвовал «Ковровец-175СМУ» выпуска 1964 года. У него одинарная, трубчатая, сварная нэ стали ЗОХГСА рама. Седло — специальное легкосъемное. Задняя подвеска конструктивно улучшена, с регулировкой гидравлического сопротивления. Вилка — штоковая, с двойными резиновыми сальниками. Ее ход — 150 мм. Колеса имеют обода из стали ЗОХГСА и 3,5-миллиметровые оцинкованные спицы. П ереднее — размером 3,00—21, заднее — 3,50 — 19, легкосъемное. Воздух забирается из-под седельного пространства. Двигатель — д вухтактный , одноцилиндровый. Цилиндры — алюминиевые, точеные, с гильзой из специального чугуна. Степень сжатия — около 10. Мощность двигателя — 1 3 , 5 — 1 4 л. с. Проходное сечение карбюратора — 28 мм. Генератор переменного тока Г-401 (ОЗАТЭ). Весит мотоцикл 108 кг. Класс тяжелых машин был представлен мотоциклом К-750 с облегченной коляской спортивного типа , изготовленной специально для многодневных соревнований. На этих мотоциклах команда завода выступает ужетретий год. Раньше на соревнованиях выявлялись серьезные дефекты, из-за которых часть машин сходила. В нынешнем году команда финишировала в полном составе, хотя отдельные поломки и были. Двигатель этой машины — четырехт актный , двухцилиндровый, оппозитный, верхнеклапанный, рабочим объемом 746 смЗ и мощностью около 40 л. с. Рубашки цилиндров сделаны из легкого сплава ив них запрессованы гильзы. Диаметр цилиндра и ход поршня — 78 мм.ч'учшим видом проверки качества, надежности и выносливости мотоциклов можно считать многодневн ую гонку. В строгом режиме движения по заданному графику, когда гонщикв течение нескольких дней имеет возможность только урывками уделить машине внимание, отчетливо выявляются ее слабые места, конструктивные и технологические недостатки. Не случайно поэтому было принято решение провести в текущем году многодневные испытания дор ожныхмашинв условиях соревнований по мотоциклетному многоборью на первенство страны. Согласно Положению по испытаниям на первенство заводской марки каждый завод мог выставить три серийных машины без каких-либо конструктивных изменений. Допускалось лишь проведен иеобкаткии регулировки в соответств иисинструкцией по эксплуатации и уходу *. Предприятия мотоциклетной промышленности в течение пяти дней боролись за первенство заводской марки . Приз Государственного комитета автот ракторногои сельскохозяйственного машиностроения завоевал Ирбитский завод (М-62 с колясками). Его команде единственной удалось пройти дистанцию марафона без штрафных очков. Второе место с тремя штрафными очками заняла команда, выступавшая на мотоциклах «ИЖ-Планета», третье досталось команде Минского завода, четвертое — команде К-750М с колясками, пятое место у команды на мотороллерах ВП-150, шестое заняла команда на «Ковровцах-175В», седьмое — команда на мопедах «Рига-1». Из 24 дорожных машин , п ринявших старт, по техническим причинам выбыло из соревнований четыре: один мопед и полностью команда мотороллеров Т-200М. Специально созданное для решения технических вопросов жюрив своих выводах отметило, что для правильной, объективной оценки качества и надежности дорожных машин необходимо к будущему году полнее определить условия проведения первенства заводской марки , применив при этом пенализацию за возникающие в ходе соревнований поломки и выявляемые дефекты, а так ­ ж е включив в сами соревнования проверку машин на соответствие техничес ким условиям по основным эксплуатационным параметрам. Одновременно каждый эавод получил возможность выставить команды на специально подготовленных машинах и принять участие в розыгрыше первенства страны наравне с командами союзных республик, ДСО и мотоклубов, а также отдельные спортивные и экспериментальные машины. Подготовились и выступили в этой группе команды заводов, в ыпускающих мотоциклы К-750, И Жи «Ковровец». Все спортивные мотоциклы представляли большой технический интерес. Значительно улучшены были ИЖи «Ковровец-175». Мотоциклы ИЖ-65М впервые вышли на междуведомственные испытания а марте этого года на горные трассы в районе г. Орджоникидзе. После устране-лcSW^W<ШШШ?№Я№ШСпортивный мотоцикл ИЖ-65М, подготовленный для международных мотоциклетных соревнований.К-750 имеет телескопическую вилку, рыч ажную заднюю подвеску с гидравлическими амортизаторами, а такжес амортизатором на колесе коляски. Представляет интерес спортивный мотороллер Т-250С, сделанный на базе серийного Т-250 и отличающийся от него облицовкой, цилиндром и коленчатым валом. Его габаритные размеры (в мм): длина — 1970; ш ирина настила — 4 00 ; высота — 1150; база — 1440 мм; дорожный просвет — 200 мм. Сухой вес мотороллера — 130 кг. На нем установлен двигатель рабочим объемом 247 смЗ; диаметр цилиндра — 68 мм; ход поршня 68 мм; степень сжатия — 8,8. Двигатель развивает мощность 14 л. с , обеспечивающую макси ­ мальную скорость 160 км/час. В классе спортивных мотоцинлов среди заводов первое место завоевала команда на К-750; второе и третье места фактически остались нераэыгранными, т аккакв команде «Ковровцав» сорваноние закончили только два гонщика , а на ИЖах — один. У мотоциила ИЖ-65М с двигателем 250 смЗ, на котором выступал С. Чирцев, из-за небрежности при подготовка двигателя прогорел поршень. Второй гонщ ик из той же команды сошел не по технической причине. В номанде «Ковровцев» В. Тюрин сошел вследствие дефекта генератора переменного тока , у которого произошел обрыв обмотни в одной из катушек . Оба завода, выпускающих мотороллеры, кроме дорожных машин , выставили по одной команде в спортивном зачете — из двух серийных и одного опытного мотороллера каждая. Опытный образец мотороллера В-175 выбыл из соревнования в первый же день — отиазал механизм сцепления. Мотороллер Т-250 сошел в третий день из-за поломки ше ­ стерен коробки передач. Мотороллерам дорожного типа оказались не под силу скорости, з аданны * для спортивных мотоциклов, по графикам которых они согласно Положению должны были ходить, и они выбыли из соревнований в первый же день. Но это уже , скорее, просчет в самом Положении. Заводы, выпускающие мотоциклы М-103 и М-62 с колясками, а также мотороллерные заводы не проявили должной напористости и ив выставили своих команд на спортивных машинах . В этом году были испытаны новые воздухофильтры конструкции ЦКЭБ сбумажными фильтрующими элементами, которым все заводы дали положительную оценку. Этот тип фильтра надежно защищает двигатель от пыли, но при чрезмерно высокой запыленности воздуха ( к ак это было на рижских трассах) требует замены или очистки . При быстросъемной конструкции это не вызывает трудностей. Н. ОДНОЛЬКО, член жюри первенства марки , председатель технической комиссии соревнований.• Остальные условия и общие итоги освещены в статье «Расчеты, оправдавшиеся наполовину» в № 9 журнала.Это серийные машины, показавшие лучшие результаты в первенстве марки по мотоциклетному многоборью. Слева направо: мотоцикл М-62 с коляской Ирбитского завода (1-е место); «ИЖ-Планета» (2-е место); М-103 Минского завода (3-е место).5^ЗДЖ%^Ь\2?^Й^ШК»*^^