НОВОСТИ СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИначала, когда эта машина только появилась в карьере, вызвали любопытство две ее троллейбусных штанги. Потом уже дивиться пришлось производительности и экономичности новой машины по сравнению с обычными автомобилями. Это был дизельтроллейвоз, предложенный профессором А. С. Фиделевым. Конструкция автомобиля все время развивается, совершенствуются отдельные ее узлы. Растет область применения принципиально различных видов двигателей — газотурбинных, роторных, электрических. Что же такое троллейвоз и дизельтроллейвоз? Троллейвоз — это транспортная машина, движущим агрегатом которой является электрический двигатель. Он получает электрическую энергию от контактной сети через токоприемное устройство. Применение электрического двигателя, имеющего «мягкую» характеристику зависимости между крутящим моментом и числом оборотов, дало возможность значительно улучшить динамические качества машины. Кроме того, электрический двигатель обладает значительной перегрузочной способностью. А это позволяет получать более высокую среднюю эксплуатационную скорость при одинаковой мощности двигателей. И что очень важно, применение электрической тяги дает возможность отказаться от громоздкой и сложной как в изготовлении, так ив эксплуатации механической трансмиссии.СKSM-i«vW.^4:*»v-^i4rr<r:iv."^'iJmii'j.:r!tu €»**.«•МОТОРСхема мотор-колесаВ КОЛЕСЕМеханическая и, в меньшей мере, гидромеханическая трансмиссия распространены сейчас на автомобилях очень широко. И та и другая включают в себя механизм сцепления, коробку ^чредам различной степени сложности, раздаточную коробку (при наличии нескольких ведущих мостов), гидромуфту или гидротр ансформатор, карданные валы, задний мост с главной передачей и механическим дифференциалом. На тяжелых же самосвалах (МАЗ-525, БелАЗ-540, БелАЗ'-548 и их модификациях) есть еще и бортовые планетарные редукторы. Все эти механизмы сложны, металлоемки, требуют больших затрат труда в эксплуатации. Поэтому вопрос о трансмиссии уже сейчас стал проблемой не только при проектировании автопоездов большой грузоподъемности, но даже при создании мощных самосвалов. Кроме этого, есть еще и межколесный, а на машинах с несколькими ведущими мостами и межосевые дифференциалы, обладающие тем недостатком, что величина тягового усилия определяется наименьшим усилием, реализуемым одним каким-либо колесом или, соответственно, осью. А это приводит к тому, что динамические качества машины значительно ухудшаются, и одно из колес может буксовать, отчего снижается проходимость машины, увеличивается износ шин. Электрический мотор обладает рядом преимуществ по сравнению с двигателями внутреннего сгорания. Одно из них—возможность индивидуального привода колес (в дальнейшем мы будем называть его мотор-колесный привод), который позволяет полностью отказаться от кинематически сложных механической и гидромеханической трансмиссий. Выигрыш это дает существенный: конструкция автомобиля значительно упрощается, уменьшается количество нагрузок, неблагоприятно действующих на его узлы; изменяется как в тяговом, так ив тормозном режимах распределение тяговых усилий между ведущими колесами, поскольку отсутствует механический дифференциал; изменяется процесс буксования, Что же представляет собой основное звено мотор-колесного привода — мотор-колесо? Оно состоит из тягового электродвигателя постоянного тока, редуктора, ступицы с дисками и шиной и тормоза (см. рисунок). Крепится моторколесо к раме либо жестко (при шинах низкого давления), либо через гидропневматическую подвеску. У троллейвозов есть еще одно важное преимущество: тяговый двигательпри торможении начинает работать как генератор. Энергия при этом тратится не на нагрев тормозных барабанов и колодок, как в автомобиле, а возвращается в сеть для питания троллейвозов. Такое свойство особенно выгодно при езде по пересеченной местности. Выигрывают и водители, и обслуживающие рабочие. Улучшаются условия их труда. Значительно упрощается обслуживание машины, снижается шумность, исключается загазованность. Но троллейвоз не автономен, он привязан к контактной сети. Этого недостатка лишена новая машина—дизель-троллейвоз. Он отличается от обычного троллейвоза лишь тем, что для питания электродвигателей служит небольшой мощности дизель-генераторная установка, которая позволяет на малой скорости отходить от контактной сети. Применение дизель-генераторной установки значительно расширило область использования троллейвозного транспорта. В институте УкрНИИпроект под руководством профессора А. С. Фиделева ведутся научно-исследовательские работы по созданию эффективных типов троллейвозов' и дизель-троллейвозов. Для испытаний в производственных условиях в 1961 году был спроектирован на базе автомобиля КрАЗ-219 ив том же году изготовлен первый образец дизель-троллейвоза ДТУ-10 грузоподъемностью 10 тонн. Проект предусматривал последовательно-параллельное соединение электродвигателей, сохранение полностью механической трансмиссии базовой машины и подсоединение электродвигателей через вторичную коробку. В 1962 году проведены испытания этой машины на горной трассе Симферополь—Ялта, во время которых установлено, что электрическая часть работает12