За нашуСоветскуюРодину!шм»« и * д аСПАРТАКИАДА НАБИРАЕТ ТЕМПЫА. СКВОРЦОВ, заместитель председателя ЦК ДОСААФ азительные перемены происходят год от году в тех видах спорта, которые принято у нас называть техническими. Все глубже входят они в жизнь советского народа, проникая во все уголки нашей необъятной страны. Повсюду соревнования радистов и парашютистов, водителей автомобилей и мотоциклов становятся радостным праздником, яркой демонстрацией мастерства, отваги, умения. Технические виды спорта притягивают к себе и взрослых и безусых юношей — всех, в ком сильна жажда технического творчества, всех, кто мужествен и смел. Миллионы людей взяли себе в спутники жизни автомобильный, мотоциклетный, водно-моторный спорт, и он служит им добрую службу. Технический спорт — это не только закалка, сила, здоровье, но и важное подспорье в борьбе за подъем производства, за технический прогресс в промышленности ив сельском хозяйстве. Люди, посвящающие свой досуг моторным видам спорта, как правило, и работают вдохновенно, проявляя подлинное творчество в труде. Размах этих видов спорта в нашей стране базируется на достижениях науки, технического прогресса, на широкой инициативе трудящихся. Огромную роль в развитии и популяризации технических видов спорта играют спартакиады, к о ­ торые проводит Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Сейчас в стране ширится и набирает силы очередная III Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. В разгаре самый важный ее этап — массовые соревнования на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, учебных заведениях и учреждениях. Постепенно расширяясь, спартакиада охватывает каждый город и район. Спартакиада — не только смотр спортивных достижений, но и экзамен, проверка всей деятельности организаций оборонного Общества. Сделано ли все для того, чтобы технические виды спорта стали по-настоящему массовыми? Вот самый важный вопрос, на который ответит спартакиада. Первое спартакиадное полугодие ознаменовалось круп ­ ными успехами. Чтобы оценить достигнутое, лучше всего об ­ ратиться к сравнению. Вспомним: в соревнованиях II Всесоюзной спартакиады 1961 года участвовало 16 миллионов спортсменов. В то время эта цифра считалась большим до ­ стижением. Теперь же только за 6 месяцев первого года спартакиады на старты вышло 9 миллионов человек. А ведь спортивная волна не спадает. Соревнования продолжаются, и масштаб их растет. Не менее разительны и качественные сдвиги. В прошлой спартакиаде подавляющее большинство участников составляли спортсмены-стрелки. Сейчас же не найдешь такой республики, края, области, города или района, где бы в соревнованиях не выступали автомобилисты и мотоциклисты. Передовые организации основное внимание акцентируют на соревнованиях, связанных со знанием мотора и радиодела. Заслуживает похвалы инициатива республиканского комитета ДОСААФ Армении, который решил охватить такими соревнованиями не менее 20 процентов участников спартакиады. В Белоруссии за шесть месяцев число участников автомобильных соревнований было вдвое больше, чем за весь прошлый год, а в Литве оно возросло почти в четыре раза.РВо многих областях и республиках более чем в три раза увеличилось также число участников мотоциклетных состязаний. Одна из важных особенностей автомобильных и мотоциклетных соревнований этого года заключается в том, что они тесно связаны с нуждами производства. Наряду с традиционными скоростными гонками и ралли в ходе спартакиады ши ­ рокий размах получили соревнования по фигурному вождению машин и на экономию топлива. Только на Украине в подобных соревнованиях за полгода выступило свыше 82 тысяч человек, из них более 17 тысяч выполнили разрядные нормы. Такие соревнования не только способствуют росту спортивных результатов водителей, но и поднимают их профессиональное мастерство и безусловно вносят значительный вклад в борьбу за экономию топлива, за сбережение машин и их умелую эксплуатацию. Именно поэтому на соревнованиях III спартакиады так широко представлены коллективы автобаз, таксомоторных парков и других автохозяйств. В ряде областей Украины проведено автомобильное двоеборье с участием водителей автобусных парков. В Харькове на старт соревнований на экономию топлива вышло большинство шоферов крупнейшей автобазы Московского района. Десятки из них стали спортсменами-разрядниками и активными членами автомотоклубов. В массовых соревнованиях по фигурному вождению, состоявшихся в городе Грозном, приняла участие большая часть водителей автотранспортного объединения «Чечингстройтранса» и других автохозяйств. В Армении наряду с городскими и районными проводятся ведомственные спартакиады: автохозяйств Министерства автомобильного транспорта, крупных предприятий совнархоза, вузов, профтехучилищ. Хорошую инициативу проявили члены федерации автомотоспорта и руководители ГАИ Молдавской ССР. Они дополнили автомобильное двоеборье третьим элементом — соревнованием по правилам движения. Теперь по всей Молдавии проходят массовые республиканские состязания водителей, работающих в автохозяйствах, совхозах и колхозах. Отрадная особенность III спартакиады заключается в том, что автомотоспорт завоевал себе место под солнцем не только в городе, но ив сельской местности. Клубы и их филиалы на селе, нештатные клубы при рай(гор)комитетах ив первичных организациях ДОСААФ сумели привить сельской молодежи интерес к соревнованиям по фигурному вождению машин и на экономию топлива. В некоторых колхозах, совхозах и районных центрах проводятся также скоростные гонкие (на ипподроме и др.). Весьма показательно, что среди 19 584 участников автомобильных и мотоциклетных соревнований в Татарской АССР и Ставропольском крае большую часть (11 248) составляют водители, работающие в сельской местности. И еще один примечательный факт. Комитеты ДОСААФ шире стали привлекать к участию в соревнованиях спартакиады владельцев собственных машин. А опыт последних лет учит: там, где федерации и клубы сумели создать боевой общественный актив, там успешно проходят состязания и на личных машинах. В совхозе «Алтайский» Новоузенского1 района Саратовской области в массовых соревнованиях по фигурному вождению принимает участие почти вся молодежь. Более 50 рабочих и служащих, имеющих свои мотоциклы, состоит в мотосекции при комитете ДОСААФ и постоянно занимается спортом. На прошлых спартакиадах многие областные организации ограничивались в основном подготовкой сборных команд. Теперь же главное внимание обращено на массовые соревнования молодежи в низовых коллективах, на широкое развитие самодеятельности и общественных начал в спортивной работе. В то же время оргкомитеты республиканских, краевых и областных спартакиад проявляют заботу о будущем, финальном годе спартакиады. К участию в зональных и финальных соревнованиях, как известно, будут допущены, только перворазрядники. Поэтому, всемерно расширяя масштабы массовых соревнований, уже сейчас необходимо готовить спортсменов высокой квалификации, способных в финале защищать спортивную честь области, края, республики. Исходя из этих требований, Владимирский областной комитет ДОСААФ организовал матчевые встречи по мотокроссу с участием лучших гонщиков из Ивановской, Ярославской, Калининской, Костромской и Рязанской областей. Армянский республиканский комитет выступил инициатором проведения авторалли «Кавказ», в котором приняли участие автомобилисты Грузии, Азербайджана и республик Северного Кавказа. Межобластные и межреспубликанские соревнования — это i хорошая школа. Кандидаты в сборные команды оттачивают здесь спортивное мастерство, приобретают необходимую уверенность, морально-волевую закалку. За первое полугодие многие комитеты ДОСААФ с помощью профсоюзных и хозяйственных организаций при широком участии общественного актива значительно укрепили свою спортивно-техническую базу. В Белоруссии был объявлен специальный смотр-конкурс, в котором приняли участие многие первичные организации и клубы. Спортсмены тракторного завода и лабораторий Министерства автомобильного транспорта республики построили своими силами 10 картов и гоночный автомобиль. Морской клуб открыл на Минском море филиал и приобрел для него 10 скутеров, мотолодку, подвесные моторы. Приведена в готовность вся спортивнотехническая база Узбекистана. В Ташкенте сооружен кортодром, в Алмалыке — гаревая дорожка; завершено строительство большой спортивной базы на Ташкентском море. Таких примеров можно привести много и по другим республикам и областям. Но далеко не все комитеты и клубы заботятся о создании полноценной базы для развития спорта, забывая, что это одно из важнейших условий достижения массовости и высоких спортивных показателей. Еще недавно поступало много жалоб на то, что трудно приобрести спортивные мотоциклы. Теперь картина изменилась. Наша отечественная мотопромышленность, успешно выполняя задания семилетки, с каждым годом все полнее удовлетворяет и запросы в спортивной технике. Центральная торгово-снабженческая база ЦК ДОСААФ' имеет сейчас возможность обеспечить автомотоклубы и секции спортивными мотоциклами К-250 и ИЖ-60. Однако заявок на покупку таких машин поступает очень мало. Более того, Алма-Атинская, Хмельницкая и Мордовская организации отказались от сделанных в начале года заявок даже на запасные части к мотоциклам. Дагестанский и Гомельский комитеты решили не выкупать спортивные мотоциклы, Черкасский обком ДОСААФ ликвидировал свою заявку .на скутера, а Азербайджанский республиканский комитет — н а три мотоцикла К-58 и на 68 комплектов мотоциклетных шин. Стоит ли говорить, что подобные действия ведут к свертыванию спортивной работы. Надо полагать, что общественность этих республик и областей поправит своих руководителей.На большом спартакиадном пути встречается и много других недостатков. Деятельность ряда комитетов и клубов не отвечает возросшим требованиям, не отличается должной боевитостью, творческим поиском. В погоне за числом участников нередко упускается главное — хорошая подготовка к каждому соревнованию. Довольно часто соревнования проходят на низком спортивно-техническом уровне и не являются школой спортивного мастерства. В Воронежской области, Чувашии, Северной Осетии, в ряде других республик и областей комитеты не утруждают себя организацией таких привлекательных соревнований, как ипподромные и линейные гонки, кроссы, ралли. Здесь ограничиваются лишь фигурным вождением и состязаниями на экономию топлива. Такая практика сужает возможности подготовки спортсменов высокой квалификации. О какой борьбе за высокое мастерство может идти речь, если в Горьковской области и Ставропольском крае за 6 месяцев не подготовлено ни одного мастера спорта, ни одного перворазрядника по автомобильному спорту, а в Татарской АССР — и по мотоциклетному спорту. В Ростовской области ив Эстонии за полгода не вырастили ни одного спортсмена первого разряда по водно-моторному спорту, а уж там-то для этого есть все условия. Каждый старт для участников спартакиады — и дебютантов и зрелых мастеров — большое волнующее событие. Поэтому и подход к организации этих соревнований должен быть особенно продуманным. От организаторов зависит, чтобы на стартах было празднично, чтобы смысл спартакиады стал понятен и близок спортсменам и зрителям. Между тем многие _ соревнования проходят еще скучно и серо, без рекламы, а значит—и без зрителей. Слабая пропаганда спартакиады, отсутствие повседневной заботы о вовлечении в соревнования всех первичных коллективов, низкий спортивно-технический уровень многих спортивных встреч — таковы сегодня основные недостатки в работе ряда комитетов. Мы вправе ожидать большего и от комсомольских и профсоюзных организаций. Они должны активнее вовлекать молодежь в занятия техническими видами спорта. В) июле этого года президиум ЦК ДОСААФ утвердил положение о спортивных нормах и требованиях оборонно-технического минимума, который вводится с1 января 1965 года. Одним из требований его является знание, мотора. Было бы правильно уже сейчас, в ходе спартакиады, организовать массовую сдачу норм оборонно-технического минимума, В спартакиаде участвует в основном молодежь, в том числе и те, кому в недалеком будущем предстоит выполнить священный долг гражданина СССР — встать в ряды Советской Армии. Почетная обязанность комитетов и клубов ДОСААФ — вовлечь каждого юношу допризывного возраста в соревнования спартакиады, добиться того, чтобы в Вооруженные Силы он пришел спортсменом-разрядником или обладателем значка оборонно-технического минимума. Ill Всесоюзная спартакиада набирает темпы. Десятки тысяч спортсменов вышли на старты первого этапа районных и городских спартакиад. Многие уже завоевали почетную награду — их грудь украшает медаль чемпиона района в спартакиаде 1964 года. Скоро наступит самый ответственный и решающий этап спартакиады. С нового года начнутся финальные соревнования в районах и городах. Вслед за ними будут даны старты финалов в областях, краях и республиках, а в августе откроются всесоюзные финальные соревнования спартакиады. Путь к пьедесталу 'почета и медалям нелегок. Он лежит через упорные тренировки, соревнования и большую организаторскую работу. Ill Всесоюзная спартакиада — важное событие в жизни организаций ДОСААФ.. Успешное решение ее задач поможет нашему массовому патриотическому Обществу внести свой вклад в дело укрепления экономического и оборонного могущества великой Советской Родины.^^aers^rr,yAi^vrit^fSKeKaietfvrav^vmjt^t«KСПАРТАКИАДАВЦИФРАХ««>x»iBi<««»*A««Jsj&vss>^io»<«i>iwcwM«<i^-Итоги за б месяцев\ Ь238 тысяч водителей ях по автомобильномуприняли спорту.участие в 11 274 соревновани227 тысяч человек вышли наJ»»»l«№.rt»5^>»MS=«r.'.(V.-M<4<W.V^>^*l44«C'.-.*T^Iстарты мотоциклетных состязаний. 19 тысяч спортсменов участвовали в состязаниях водномоторников.85 500 участников спартакиады по этим видам спорта выполнили разрядные нормы. 47 спортсменов завоевали звание мастера спорта.