л^^еФото из архива автора. сли спросить первого попавшегося мальчишку, что он знает о Первой Конной армии, он не задумываясь напоет вам песню, и может быть, не одну, о легендарных конниках, о Буденном, расскажет захватывающий боевой эпизод, лучше других врезавшийся ему в память из прочитанного. Да, и самым маленьким нашим гражданам, и людям старшего поколения хорошо известна боевая слава Первой Конной. О ней сложены песни, написаны книги, как былины о древних эпических богатырях, ходят устные сказы. И все же есть в героической истории легендарной армии малоизвестные страницы. Речь идет о боевых делах автобронеотрядов, о героизме, беззаветной преданности делу революции первых советских воинов-автомобилистов, которые внесли свой посильный вклад в дело разгрома врагов нашей Родины.«СМГЛЛ-..Т£?<.»Х1А«Г«И. АРГИР, начальник автомобильного управления Первой Конной армии. Сорок пять лет назад, в ноябре 1919 года, был подписан приказ Реввоенсовета Южного фронта о создании на базе конного корпуса С. М. Буденного Первой Конной армии. Этому первому в военной истории столь крупному объединению конницы ставилась важная оперативная задача: стремительным броском через Донбасс к Азовскому морю разрезать деникинский фронт на две части. Высокоподвижную конницу требовалось обеспечить на ее коммуникациях таким же высокоподвижным транспортом и подкрепить механизированными боевыми частями. Так возникло автомобильное управление Первой Конной армии. Штаб фронта находился тогда в Серпухове, туда же прибыл 52-й автоотряд имени Я. М. Свердлова, направлявшийся в Конармию. Он был сформирован из добровольцев кремлевского гаража. Автоотряд имел 15 полуторатонных грузовиков, вооруженных пулеметами с примитивными бронещитами. С этим отрядом яи направился из Серпухова в распоряжение армии. В начальный период своих боевых действий Конная армия имела, кроме 52-го отряда, 9-й автоброневой отряд, командиром которого был Павел Бахарев, и 32-й автоброневой отряд — и м командовал Александр Войткевич. Помимо автомобилей, имевшихся в этих отрядах, в частях и штабе армии было до десятка легковых и примерно столько же грузовых машин. Все они были крайне изношены и постоянно нуждались в ремонте. Снабжение топливом, смазочными и другими эксплуатационными материалами, шинами в те трудные времена не было надлежащим образом организовано. Поэтому первоочередной задачей автомобильного управления армии было — обеспечить техническую готовность и боеспособность автоброневых отрядов. По мандату Реввоенсовета армии мне было предоставлено право «в районе расположения армии реквизировать для нужд последней горючие, смазочные и автомобильные материалы и глицерин». Несмотря на многие трудности, автомобилисты активно вели боевые действия. Вспоминаются бои в районе Генеральского Моста, а также у Больших Сал, решившие во многом исход Ростовской операции. Автоброневые отряды, действуя совместно с 4-й кавдивизией, смело вырвались вперед и, перерезав путь отступления белым, уничтожили их пулеметным огнем. На рассвете 9 января 1920 года автоотряд имени Я. М. Свердлова принял активное участие вбою на южной окраине Нахичевани, оказав существенную поддержку частям 4-й кавдивизии. За бесстрашие и мужество, проявленные в боях, водители С. А. Пискунов, Ю. Я. Марцинк и В. В. Игнатович были удостоены высокой боевой награды — орденов Красного Знамени. Много героических дел совершили автомобилисты, действуя совместно с частями армии- в борьбе с белополяками.ЕОдно из подразделений 27-го автогрузового отряда Первой Конной армии сосредоточилось на окраине села, готовясь к очередным перевозкам боеприпасов и других военных грузов.СОВЕТСКОЙлР/ИИИ