Из прошлогоднего разговора (№ 12 журнала, статья «Зазор и работа двигателя») мы узнали, что . от изменения величины зазоров изменяется продолжительность тактов и, следовательно, мощность и экономичность, что из-за «того может стать неустойчивой работа двигателя на холостом ходу. Познакомились подробнее с характером профиля кулачка, который для напоминания воспроизводим на рис. 1. По нашей просьбе на сегодняшнем заседании инженер Горьковского автозавода руководитель конструкторской группы П. Э. СЫРКИН продолжает эту тему: он рассказывает о тонкостях регулировки зазора между носиком коромысла и торцом стержня клапана, вытекающих -из особенностей технологии массового производства. Когда поршень цилиндра, в котором производится регулировка, находится в ВМТ конца такта сжатия — как получается согласно заводской инструкции, — ^'"Толкатели его клапанов опираются в это время на затылки «своих» кулачков (рис. 2), но не строго против их носиков, а с некоторым смещением. Из рисунка также видно, что точка «К» контакта толкателя впускного клапана с кулачком отстоит на 125 градусов от его носика, а выпускного — на 128 градусов (мы смотрим спереди, поэтому контуры расположенных один за другим толкателей, а также обе точки контакта совмещаются). От точек «К» контакта толкателей с затылочными частями кулачков до ближайшей точки «А» начала участка выбора зазора имеется «запас» затылочной части «АК», равный для впускного21 градусу (125—104) и для выпускного31 (128—97). Коленчатый вал при этом должен повернуться вдвое больше: то есть чтобы еще не опустился полностью толкатель впускного клапана, нужно недовернуть коленчатый вал до метки на 42 градуса (почти на четверть оборота), или чтобы начал подниматься толкатель выпускного — на 62 градуса (на две трети оборота). Такая ошибка при внимательной регулировке, конечно, маловероятна. Теперь становится понятным, наскольк о правомерна рекомендация инструкции регулировать зазоры в положении,когда поршень каждого цилиндра находится в ВМТ конца такта сжатия. Чем же объяснить в таком случае возможность увеличения зазора, о которой говорилось вначале? Она кроется в допуске: технические условия разрешают биение затылка (цилиндрической части кулачка) до 0,03 мм . Может случиться так, что наиболее «высокая» (с учетом биения) часть затылка кулачка впускного клапана придется, например, на точку контакта кулачка с толкателем вмо ­ мент регулировки, то есть на точку «К».Рис. 1. Основные части профиля кулачка: АА — затылочная (часть окружности); АБ — участок выбора зазора (расстояние от центра постепенно увеличивается); БВ — участок подъема; 0,24 — теоретический зазор между толкателем и кулачком. Рис. 2. Схема положения толкателей и кулачков одного цилиндра в момент ВМТ конца такта сжатия: 1 — толкатели (на рисунке совмещены); 2 — выпускной кулачок; 3 — .впускной кулачок; К — точки контакта толкателей и кулачков (такж е совместились); А' — начало участков выбора зазора; Г—точка затылка впускного клапана, которая будет касаться толкателя после поворота коленчатого вала на пол-оборота.Пусть наиболее «низкая» часть затылка находится в точке «Г», отстоящей от нее по дуге на 90 градусов. Тогда, повернув коленчатый вал еще на пол-оборота, мы как раз подведем эту точку «Г» под толкатель. Если расстояние «ОК» равно 15 мм , то расстояние «ОГ» будет меньше на величину биения и составит 15—0,03 = 14,97 мм . Из-за этого зазор в клапане, замеренный в положении касания толкателя с точкой «Г» кулачка, будет больше зазора, замеренного в положении точки «К» (с учетом передаточного отношения коромысла) на 0,03X X 1,5 = 0,045 мм . Поскольку для других деталей газораспределения, например толкателя, также допускаются определенные погрешности в точности изготовления, то эта разница в величине зазора может еще увеличиться. Однако если погрешность, вызванная неточностью кулачка, будет стабильно повторяться при каждой регулировке, то погрешность, вызванная неточностью других деталей, зависит от их относительного положения и не всегда будет суммироваться с погрешностью, вызванной кулачком. Кроме того, погрешность кулачка по абсолютной величине — наибольшая. Как же поступить при регулировке зазора, если наблюдается постоянно повторяющаяся разница в его величине при разных положениях распределительного вала? В этом случае лучше всего регулировать зазор в момент, когда толкатель находится на затылке кулачка в положении, противоположном носику. Чтобы найти это положение, надо медленно поворачивать коленчатый вал и наблюдать, когда выпускной клапан первого цилиндра будет до конца отжат коромыслом, то есть полностью открыт. Затем повернуть коленчатый вал на 360 градусов и произвести регулировку. А затем, поворачивая его на полоборота, регулировать зазоры выпускных клапанов остальных цилиндров, следуя порядку зажигания. После этого надо повторить всю операцию для впускных клапанов. Этот прием, разумеется, не ликвидирует погрешностей профиля кулачка и других деталей, но несколько «усредняет» их. Если после регулировки будет слышен стук клапанов, советуем заглянуть в прошлогодние наши рекомендации.^,\-->4»-j.\-^-,i.rc,.»;.-/.4-)-.%v. ^w--'^,^';Hf 4 -ur5^.vs--.^^v>-^4^^i</>.>vva.»>.^»'^'-4^4^.^i'4':-y,' , r.< , i. j i«.-i4y?jy.v-w'*:i t i:ШГАЗ-53Ф и ЗИЛ-130(Окончание. Начало см. на стр. 16).Приборы сигнализации. При нажатии на тормозную педаль выключатель, конструктивно объединенный с тормозным краном, замыкает цепь задних фонарей. Если автомобиль движется прямо, то светят нити обеих ламп. При перемещении ручки указателей поворота вверх (правый поворот) или вниз (левый поворот) включается соответственно нить подфарника и заднегофонаря. Переключатель возвращается в нейтральное положение, когда автомобиль выходит на прямую дорогу, автоматически: его ролик вращается от ступицы рулевого колеса. В цепи питания указателя поворота находится электромагнитный прерыватель РС57, обеспечивающий прерывистое горение ламп. Следует обратить внимание учащихся на то, что если после включения указателя поворота нажимать на тормозную педаль, то сигнал торможения подается одним задним фонарем. Как различать указатель поворота и сигнал торможения при одновременном их включении? Первый светится прерывисто, а второй — постоянно. Звуковой сигнал с резонатором из алюминия включается кнопкой, расположенной в центре рулевого колеса. Провод от кнопки выведен к контакт-ному кольцу токосъемника, находящегося в верхней части рулевой колонки. Электрооборудование автомобиля ГАЗ-53Ф состоит из таких новых элементов, как электрические указатели поворота с автоматическим выключением; приборы с сигнальными лампами для контроля зарядки аккумуляторной батареи, давления масла, температуры воды в бачке радиатора и включения указателей поворота. Новым является и прерыватель-распределитель Р11, имеющий только вакуумный всережимныи регулятор опережения зажигания повышенной чувствительности. Благодаря его применению достигается требуемое опережение зажигания при изменении как нагрузки двигателя, так и числа оборотов коленчатого вала. Г. БЕРЕСТИНСКИЙ, Б. ДЕЛЕРЗОН,г. Рязань.инженеры.19