НАВСТРЕЧУ 20-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕМОЛОДОСТЬ ЛИТВЫИ. ЖИБУРКУС, председатель республиканского комитета ДОСААФ Литвы, депутат Верховного Совета Литовской ССРМвступление нового года — всегда праздник. Для литовского народа он вдвойне радостен. 20 лет назад — в январе 1945 годе — советские войска полностью очистили литовскую землю от гитлеровских захватчиков, вернув нашему народу свободу и право самому строить свое счастье. Истекшее двадцатилетие после освобождения — это пора обновления, молодости республики. Я часто бываю на берегах Немана. Здесь в конце 1944 и начале 1945 годов шли упорные, ожесточенные бои войск 1-го Прибалтийского фронта с фашистскими оккупантами. Здесь геройски сражались с врагом и воины 16-й Литовской стрелковой дивизии. И как символ победы, как символ новой жизни, возвышается теперь на Немане бетонная плотина Советской ГЭС. Глядя на это творение рук человеческих, хочется сказать: «Привет тебе, мой народ! Прежде тебя терзали войны и гнет. Ныне ты вышел на великий путь — к великой цели. Большая плотина на Немане — воплощение твоей мощи и богатства, твоего чудесного будущего». Кратко и точно говорит об " этом пути в грядущее праздничная надпись, украсившая бетонный массив на Немане: «Коммунизм — светлое человечества», будущеекультурой. Морские суда, сельскохозяйственные и счетные машины, телевизоры и точные станки высшего класса — такова продукция ее предприятий. За один месяц промышленность Советской Литвы теперь дает больше продукции, чем за весь 1940 год. Колхозный строй, широкое применение машин и электроэнергии в сельском хозяйстве позволили республике далеко превзойти довоенный уровень производства важнейших сельскохозяйственных продуктов. Свой посильный вклад в развитие экономики, культуры, повышение технической грамотности населения, в дело патриотического и физического воспитания литовской молодежи вносят оборонные коллективы республики. Учебные организации ДОСААФ готовят для народного хозяйства тысячи шоферов, трактористов, мотоциклистов. Только в Вильнюсском автомотоклубе занимаются сейчас одновременно 45 групп по 30 человек в каждой. Для учебы молодежи созданы хорошие условия. И они все время улучшаются. Сейчас в Вильнюсе строится большой учебный комбинат, который будет открыт в 1965 году. Повышается качество учебной работы. В Каунасе проходили недавно сборы работников автомотоклубов, посвященные методике обучения курсантов. Всеобщее внимание привлекли технические экспонаты, используемые для наглядности в Каунасском автомотоклубе. Среди них был, например, стенд, приДа, литовский народ, влившись в семью братских советских народоэ, добился больших свершений. Советская Литва стала республикой с высокоразвитыми промышленностью, наукой,.-A?rc*TWr«V}*y?Av^^l«w?MX4>^WAl^^^помощи которого можно наглядно проверить, насколько глубоко тот или иной курсант усвоил правила движения. Растет число учебных организаций. Улучшается и расширяется хозрасчетная деятельность комитетов Общества. Недавно создана хозрасчетная мастерская по ремонту мотоциклов в Вильнюсе. Вскоре откроется такая же мастерская в Каунасе. Большой вклад вносят досаафовские коллективы в патриотическое воспитание молодежи, школьников. Наши люди свято чтут память советских воинов, отдавших жизнь за освобождение Литвы, любовно ухаживают за памятниками, обелисками, братскими могилами. Ветераны войны, бывшие партизаны ведут среди молодежи широкую пропагандистскую работу. Особенно плодотворно трудятся на этой благородной ниве бывшие воины Литовской дивизии — офицеры запаса тт. Луня, Мотека и многие другие. В ряде первичных организаций Общества, самодеятельных спортивно-технических клубах, в средних школах идет оживленная переписка с бывшими воинами, освободившими Литву от гитлеровцев. Я знаю,' например, что у пионеров Жагареской школы-интерната и вильнюсской средней школы № 27 всегда праздник, когда они получают письмо от своего друга Героя Советского Союза Ивана Назарова, сражавшегося на литовской земле. При обороне Жагаре пулеметный взвод лейтенанта Ивана Назарова бился с фашистами не на жизнь, а на смерть. С командного пункта видели, как в критический момент боя, поднявшись во весь рост, отважный воин бросился навстречу вражескому танку. Мгновение — и раздался оглушительный взрыв... Указом Президиума Верховного Совета СССР Ивану Назарову было присвоено звание Героя Совет-. ского Союза. Считалось, что Назаров погиб. Досаафовцы двух школ заинтересовались подвигом героя, написали письма на его родину. И как велика была их радость, когда они получили ответ от... самого Назарова! Оказалось, что он не погиб и работает трактористом в Оренбургской области. Иван Назаров и его боевой друг полковник в отставке Семен Саркисян не только переписываются со школьниками, но и приезжают к ним в гости.Начались воспоминания. Всплыли в памяти многие эпизоды боев. Вспомнил яио подвигах водителя бронетранспортера старшего сержанта Серафима Носова. Не раз водил он свою машину в лихие атаки, которыми отличался у нас в армии 53-й особый разведбатальон. Разведчики проникали в тыл противника, вызывали там панику; выполняя боевые задания, добывали ценные сведения, выводили из строя связь, перерезали важные коммуникации, брали в плен гитлеровцев. Теперь отважный разведчик Серафим Александрович Носов занят сугубо мирными делами. Он — машинист-инструктор депо Ярославль, учит молодежь трудиться и жить по-коммунистически.Вспоминается мне еще одно выдающееся событие в боевой деятельности 65-й армии — 300-километровый марш с берегов Балтики в юго-западном направо лении (на Щецин). Это была перегруппировка войск такого масштаба, подобной которой я не знал за все время войны. В Гданьске еще дымились воронки от снарядов и бомб, слышалась артиллерийская стрельба, а мы уже получили боевое задание — 6 апреля начать марш-маневр на Одер. В дополнение к имевшемуся у нас автомобильному парку командование фронта выделило еще 500 машин. Практики массовой перевозки войскна автомобилях на такие большие расстояния было недостаточно. Учитывая это, штаб армии разработал специальную инструкцию, содержащую основные положения по организации и проведению марша. В частности, в ней определялись порядок погрузки частей и подразделений, распределялись обязанности должностных лиц, отвечающих за организацию марша и техническое состояние , машин. Автоколонна полка строилась поэшелонно. Дистанция между эшелонами устанавливалась по времени — 20 минут, между машинами по расстоянию — 2 5 — 30 метров, а на крутых подъемах — 100 метров. На каждую машину назначался старший из офицеров перевози-