Ш1я^пшш\Ш!аойлш«москвич»НА КОЛЬЦЕВЫХГОНКАХСоветы по форсировке двигателя Пожалуй, ни один вид соревнований не предъявляет таких высоких требований к двигателям, как шоссейно-кольцевые гонки. Здесь участники стремятся добиться максимальной мощности и крутящего момента в течение всего хода гонки. Длина трасс, на которых соревнуются наши спортсмены, равна примерно 100—120 км (15—20 кругов). Чтобы подготовить двигатель к такой напряженной работе, существуют особые методы форсировки, проверенные многолетней практикой. Рассмотрим эти методы применительно к двигателю «Москвича-407». С небольшими изменениями они пригодны и для двигателя «Москвича» моделей 403 и 408. Лучше всего форсировать новый двигатель, прошедший правильную обкатку. Цикл обкатки известен из практики, но нелишне напомнить, что для нового двигателя рекомендуется следующий режим: Скорость движения автомобиля, км/час 50 60 70 80 90 100 110 макс. Пробег автомобиля, км 500 500 600 700 700 500 1000 1000 Отметим, что желательно к началу форсировки довести пробег автомобиля с таким двигателем до 8—10 тысяч километров. Смена масла в двигателе производится согласно инструкции по эксплуатации автомобиля. Указанные пожелания, однако, не исключают возможности форсирования двигателей, имеющих больший пробег. С чего же начинать форсировку? Прежде всего двигатель снимают с машины, разбирают, тщательно осматривают детали, выявляя скрытые дефекты. У головки блока цилиндров снимают клапаны, затем метят их по соответствующим седлам цилиндров (надевают листочек бумаги с номером клапана и цилиндра) и приступают к основной части форсировки — увеличению степени сжатия до 9—9,5. Этого можно достичь установкой поршней со сферическим (выпуклым) днищем (рис. 1) и соответствующей обработкой головки блока. При обычных поршнях, с плоским днищем, подрезка торца головки более чем на 3—3,5 мм для дальнейшего увеличения степени сжатия невозможна: этому препятствует малая толщина стенки в месте расположения запальныхсвечей. Поршень с выпуклым днищем можно изготовить из литых заготовок серийных поршней (без среза литника). У головки подрезают на -2,5 мм торец, чтобы она соответствовала конфигурации днища поршня, и дополнительно обрабатывают камеру сгорания (рис. 2). Плоскость головки, тщательно выверяя по индикатору, фрезеруют; по краям камер сгорания снимают заусеницы. Затем дополнительно обрабатывают впускные и выпускные каналы. На фрезерном станке или бормашиной удаляют выступающий в канал торец направляющей втулки клапана. Внутреннюю поверхность канала обрабатывают шарошками, вставленными в электрическую или пневматическую бормашину. Зачищая все неровности, каналу придают правильную, круглую в сечении форму. После этого его тщательно полируют мелкой наждачной бумагой, а при возможности — и войлочным кругом с пастой ГОИ. Таким же образом обрабатывают выпускные каналы. На клапанах (особенно впускных), там, где стержень переходит в тарелку, зачищают неровности, а затем полируют. Тут требуется особая аккуратность. Хорошо также облегчить впускные клапаны, придав тарелке тюльпанообразную форму (рис. 3). Следует проверить, как прилегают впускные и выпускные клапаны к своим седлам, и произвести, если это нужно, притирку. Головку блока и все ее детали после перечисленных работ промывают горячей водой, продувают сжатым воздухом и только после этого собирают с клапанами (каждый по своему седлу) и пружинами. Особое внимание обращают на правильную установку уплотнительного резинового кольца и «сухариков» в тарелку пружин клапана. В блоке цилиндров тщательно осматривают зеркало и вкладыши распределительного вала. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала должны быть идеально чисты, не иметь никаких трещинок. На вкладышах недопустимы задиры, царапины и т. п. Детали кривошипно-шатунного механизма полируют после зачистки бормашиной явных неровностей, выступов. Чтобы избежать при этом повреждений рабочих поверхностей коленчатого вала, рекомендуется обмотать их тряпками. Полировка позволяет уменьшить гидравлические потери при максимальных оборотах. На опорных шейках и кулачках распределительного вала не должно быть забоин, задиров. Одновременно осматривают толкатели. Их, как и клапаны, отмечают по соответствующим гнездам. На торце толкателя не должно быть выкрашиваний, царапин и других повреждений. При разборке двигателя необходимо заметить поршни по номерам цилиндров и проверить правильность приработки их к зеркалу цилиндров. Не должно быть задиров на рабочей поверхности цилиндра, «залегания» поршневых колец в канавках и трещин в кольцах. Обязательно следует удалить нагар.Убедившись в пригодности всех деталей двигателя, нужно тщательно промыть их керосином, горячей водой, продуть сжатым воздухом и потом уже собрать двигатель, Перед установкой под каждую из стоек коромысел клапанов подкладывают отшлифованные стальные шайбы, равные по диаметру основанию стойки и толщиной 2 мм. В шайбе под стойку № 2 (от переднего торца двигателя), кроме того, просверливают пятимиллиметровое отверстие, совпадающее с отверстием канала в головке блока, через который подается масло для смазки осей коромысел клапанов. Чтобы получить максимально возможную мощность двигателя, устанавливают по четыре карбюратора мото-JРис. щем.1. Поршень свыпуклым дниР ис . 2. Обработка головки под поршни с выпуклым днищем.цуРис. 3. Облегченный впускной клапан.Р ис . 4. Установка на двигателе четырех карбюраторов К-99М.10