оба дня была окружена плотным кольцом зрителей. Слушая радиокомментатора, они все больше проникали в смысл и суть соревнований и, что называется, на глазах превращались из пассивных созерцателей в азартных болельщиков. Мы слышали и взрывы аплодисментов, и приветственные возгласы, и дружные вздохи огорчения. Значит, дело вовсе не в отсутствии «зрелищности», а в умелой организации. Чего греха таить, много соревнований по двоеборью проходит в удручающе скучной обстановке. А надо, чтобы для них отводили центральные городские площади, да еще давали оркестр, как это было в Куйбышеве. Тогда появится и больше зрителей и больше желающих самим попробовать свои силы. Здесь надо учесть одну особенность двоеборья: это — вид автоспорта, где не существует проблемы возраста. И убеленный сединами шофер и совсем молодой водитель могут стать участниками соревнований. Не жалуют двоеборье иные недальновидные руководители автомобильных хозяйств. Для них эти соревнования — все равно что пустая забава. Между тем опыт Украины, Молдавии, Белоруссии, Армении, где по решению республиканских министерств автомобильного транспорта состязания по программе двоеборья проходят во всех автохозяйствах, убедительно говорит одругом — о том, что эти соревнования благотворно сказываются и на росте производительности труда, и на укреплении дисциплины, наконец, на воспитании воли и характера. Через двоеборье можно сделать автоспорт верным спутникомПриметычемпионата3Итоги личного первенства СССР по мотокроссу(классы 250 и 500 см ) Каждый, кто следит за развитием советского мотоспорта, знает, как заметно поднялся за последние годы уровень мастерства наших кроссменов. Однако темпы этого роста были еще недостаточны для того, чтобы успешно бороться за золотые награды в личных и командных чемпионатах мира, которые, как известно, разыгрываются в двух классах — 250 и 500 смз. Поэтому Федерация мотоспорта СССР решила, начиная с 1964 года, проводить И первенство страны в этих классах мотоциклов по принципу чемпионата, то есть в несколько этапов. Розыгрыш медалей на чемпионате, когда соперники встречаются друг с другом по нескольку раз и на различных трассах, исключает случайности и дает возможность наиболее объективно выявить сильнейшего. Но не только этим привлекает многоэтапная система. Основное ее достоинство в том, что увеличивается количество соревнований всесоюзного масштаба, а значит расширяется география спорта, растет его популярность. таким образом, чемпионат 1964 года в классах 250 и 500 смз явился своего рода проверкой новой системы и дал ответ на вопрос, применима ли она в мотоциклетном кроссе. Первое, что принес с собой новый порядок розыгрыша, — удлинение сезона. Чемпионат начался в небывало ранние для наших условий сроки. Три этапа приходили на трассах Грузии (Тбилиси, Рустави, Сухуми) в самом начале апреля. Эти кроссы явились хорошей подготовкой для тех гонщиков, которым было доверено защищать честь страны в чемпионате мира. Три серьезных соревнования позволили членам сборной обрести боевую форму, проверить надежность техники. Но не менее важно было и другое. На первых трех этапах вместе с сильнейшими стартовали спортсмены из Грузии, Армении, Азербайджана (это разрешалось положением). Они, конечно, не могли составить им серьезной конкуренции, но на это никто и не рассчитывал. Главное, что местные гонщики, наблюдая индивидуальные приемы лучших, смогли обогатиться их опытом. Если исходить из того, что массовое овладение спортивным мастерством — одно из основных направлений развития мотоспорта, то можно сказать: чемпионат дает для этого немалую пищу. Три последующих этапа проходили в разные сроки во Львове', (250 смз), Ленинграде (500 смз), Коврове и Бельцах (оба класса вместе). Первые пункты предопределялись календарем. Решение провести заключительный этап в Вельцах было вынужденным. Московская организация ДОСААФ сорвала запланированные соревнования, и досаафовцы молдавского города Бельцы взяли на себя проведение первенства. Успех шестого, последнего этапа соревнований превзошел все ожидания. Так же, как нв Грузии, к основному составу участников первенства присоединились местные гонщики, а зрителей здесь было больше, чем жителей в городе. Вторая половина чемпионата выявила еще одно его важное преимущество: новая система, как никакая другая, благоприятствует выявлению талантливой молодежи. Г. Драугс, И. Королев, А. Лебедев, С Саар — вряд ли мы смогли назвать столько новых имен, одаренных кроссменов, если1 бы не чемпионат, где от этапа к этапу совершенствуется индивидуальная техника, расширяется тактический кругозор. Появление новых сильных кроссменов дало возможность в разгар сезона влить в сборную свежие силы. Выступления в классе 250 см 3 Г. Драугса на последних этапах чемпионата, где он занял призовые места, и А. Лебедева — в заключительном туре первенства мира в классе 500 смз позволяют надеяться на то, что наши мастера мотокросса получат в нынешнем сезоне серьезное подкрепление. Итак, если суммировать все то, что принес с собой чемпионат, то можно увидеть, что наш мотоспорт получил большой выигрыш. Это выражается ив расширении рамок сезона, и в освоении новых трасс, и в повышении индивидуального мастерства, и в выявлении талантливой молодежи, и, наконец, в самой широкой популяризации мотоспорта. И все же было бы неправильно не видеть некоторых теневых сторон чемпионата. Вспомним, как он был! организован. Первенство включало шесть этапов, причем победитель определялся по четырем лучшим результатам. Победа на этапе приносила 8 очков, второе место — 6. третье — 4, четвертое — 3, пятое — 2 и шестое — 1 очко. В первой половине турнира шло острое соперничество между лидерами. Но чем ближе к финишу, тем борьба становилась менее интересной. В особенности это касается класса 500 смз. К заключительному этапу из-за травм выбыли многие претенденты на медали — 3. Калькис, Н. Соколов, А. Клявиньш, и организаторы стали опасаться, как бы не сорвались соревнования — так мало было участников. Ленинградцу С. Кадушкину, уверенно лидировавшему на протяжении всего первенства, на последнем этапе было уже обеспечено чемпионское звание. Серебряным призером стал молодой А. Лебедев, а бронзовым — 3. Калькис. В классе 250 смз борьба шла в основном только между двумя претендентами — И. Григорьевым и В. Арбекоеым. После уверенных побед в Грузии Григорьев полагал. что золотая награда ему обеспечена, но просчитался и вынужден был уступить чемпионское звание Арбекову, показавшему в этом сезоне очень высокий класс. Третье место завоевал А. Дежинов. Мы упоминали о том, что на первых и на заключительном этапах вместе с участниками чемпионата выступали местные гонщики. Гораздо меньше их было во Львове, Ленинграде и Коврове. И порой борьба в заездах представляла весьма скучное зрелище: 10—12 гонщиков — это слишком мало для всесоюзного первенства. Обсуждая итоги чемпионата СССР, комиссия кросса Федерации мотоспорта внесла некоторые коррективы в розыгрыш первенства страны на 1965 год. Он включит не шесть, а четыре этапа. К участию в соревнованиях будет допущено больше гонщиков. Чемпионат прошел пока первую проверку. Но уже сейчас можно смело сказать, что за многоэтапным розыгрышем большое будущее. М. КЕДРОВ, заместитель председателя Федерации мотоспорта СССР.Командный приз — кубок Центрального комитета профсоюза работников связи, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог — завоевали спортсмены из Таджикской ССР Владимир Баженов (слева) и Виталий Малюгин. шоферов. И в то же время эти соревнованиядобрый помощник водителей в их повседневном труде. Следовательно, в интересах нашего автотранспорта и нашего автоспорта, чтобы спортивная жизнь била ключом в каждом автохозяйстве, чтобы новые десятки и сотни тысяч шоферов встали под стяги Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. М. ТИЛЕВИЧ, наш спец. корр.Рождение ФедерацииАвтомобили, которые умещаются на ладони, становятся все более популярными. Только за первую половину нынешнего года в стране проведено более 1200 автомодельных состязаний, в которых участвовало 15 тысяч человек. Успешно прошли в этом году и заезды на установление рекордов, а встреча советских автомоделистов со спортсменами Польши и Чехословакии принесла команде Советского Союза первую в международных соревнованиях победу. На состоявшемся в конце ноября учредительном пленуме создана Федерация автомодельного спорта СССР. Председателем ее избран А. Славин, ответственным секретарем — К. Турбабо.г. Куйбышев.23V,