nopmuBHbiuГАО БУСФИНИШИРУЮТ ГОНОЧНЫЕФ ото 3. Двигатель гоночной «Хонды». тия 10,5 и 10 000 об/мин двигатель развивал в начале сезона 200 л. с. Кузов выполнен несущим; причем двигатель крепится к его задней поперечной стенке, а элементы подвески задних колес присоединяются к траверсе, установленной на заднем конце двигателя. Таким образом, двигатель воспринимает тяговые и тормозные усилия, а также вертикальные и боковые нагрузки от веса и центробежных сил на поворотах. Подвеска всех колес независимая. Передние колеса подвешены на поперечных рычагах, из которых верхний отлит из легкого сплава. Поворотные цапфыбесшкворневые. Задние колеса подвешены на продольных и поперечных рычагах, которые образуют с каждой стороны автомобиля по два треугольника с широким основанием. Это обеспечивает Мощность двигателя достигает 210220 л. а. при 12 000 об/мин. Шестиступенчатая коробка передач и главная передача сблокированы с двигателем. Следует отметить, что на большей части автомобилей формулы Iв 1964 году применялись колеса с ободьями диаметром 13" и шины «Денлоп» нового образца. Они имеют увеличенную на 35 процентов площадь соприкосновения с дорогой, а срок их службы на 50 процентов больше, чем у ранее выпускавшихся гоночных шин. Значительно улучшилось сцепление шин с дорогой, в результате этого повысились приемистость автомобиля и его предельная скорость на поворотах. Вместе с тем эти шины, работающие при внутреннем давлении около 2,1 ат, меньше нагреваются во время работы. Для снижения общего веса на всех гоночных автомобилях в минувшем году применялись несущие кузова из листового алюминия толщиной 1,2—1,6 мм. Кроме froro. несущий кузов обладает большой жесткостью, необходимой для хорошей управляемости автомобиля. Только на автомобиле «Бребхем» сохранилась сварная трубчатая рама в виде пространственной фермы. По весу большая часть современных гоночных автомобилей приближается к минимуму, допускаемому гоночной формулой. Их лобовая площадь практически тоже доведена до минимума, обусловленного размерами гонщика при его наиболее рациональной (хотя и несколько неудобной) посадке. В качестве силового агрегата на английских автомобилях формулы I используются V-образные восьмицилиндровые двигатели «Ковентрн-Клаймакс» и БРМ. Первый из них имеет степень сжатия 11,3 и развивает 204 л. с. при 9500—9600 об/мин. О совершенстве рабочего процесса этого двигателя можно судить по тому, что среднее эффективное давление достигает 14 КГ/CMS. Мощность двигателя БРМ составляет 210212 л. с. при несколько большем числе оборотов. На обоих двигателях приме, няется непосредственный впрыск топлива во впускные патрубки. J Современные гоночные двигатели четырехтактного типа работают о большими нагрузками на кривошипно-шатунный и, в особенности, на клапанный механизм. Стремление облегчить условия работы распределительного механизма возродило интерес к четырехклапанным головкам цилиндров, позволяющим уменьшить как механические, так и тепловые нагрузки клапанов. Все мероприятия по форсированию двигателя ведут к повышению его мощности на высоком числе оборотов, но в то же время уменьшают Запасы мощности на промежуточных режимах работы, иначе говоря, скоростная характеристика двигателя теряет свою выпуклую форму и становится вогнутой. Чтобы двигатель все время мог работать в наивыгоднейшем узком диапазоне высоких чисел оборотов, на современных гоночных автомобилях устанавливают многоступенчатые, преимущественно пяти- и шеетиступенчатые, коробки передач. Бесспорно, что в 1965 году — последнем году действия современной гоночной формулы — работа по улучшению ходовых качеств гоночных автомобилей будет продолжаться. Новая гоночная формула (см. «За рулем», 1964, № 7), которая вводится с 1966 года, предусматривает, между прочим, использование двигателей 1,5 лс наддувом. Этим создается некоторая преемственность, поскольку при проектировании новых автомобилей, по-видимому, будут взяты за основу 1наиболее удачные образцы современных двигателей без наддува. В. БЕКМАН, судья всесоюзной категории. Ленинград. Итоги первенства мира 1964 года (формула I) предпоследний мира по гоночной З акончилсяныне действующей чемпионат формуле I (литраж двигателя 1,3—1,5 л,сухой вес автомобиля не менее 450 кг). Автомобильным фирмам нет смысла в конце срока действия этой формулы создавать новые конструкции, поэтому они работали в основном над дальнейшим усовершенствованием прошлогодних, уже испытанных гоночных автомобилей. Это резко изменило картину борьбы за первенство мира. Если в 1963 году английская фирма «Лотос» и ее гонщик Дж. Кларк превосходили своих конкурентов, то в последнем сезоне силы участников в значительной степени выравнялись. Большинству фирм удалось занять одно или несколько первых мест в десяти шоссейных гонках, которые входили в зачет чемпионата мира. Английские БРМ, «Лотос», ВРП, «Купер», «Бребхем», итальянская «Феррари», японская «Хонда» — все эти фирмы принимали участие в гонках. После двух лет превосходства английских автомобилей лучшего результата в чемпионате, хотя ис небольшим перевесом, достиг Джон Сертис на итальянском «Феррари», Благодаря конструктивной доработке автомобилей прежние результаты на многих традиционных трассах в прошлом году были перекрыты. Фирмы, чтобы не отстать от других, всегда пристально следят за деятельностью своих конкурентов. В итоге за последние годы различные гоночные автомобили постепенно приобрели почти одинаковый внешний вид; кроме того, почти все они построены по единой конструктивной схеме и отличаются один от другого только в деталях. Характерен в этом отношении и автомобиль «Феррари» — победитель чемпионата, показанный на фото 1. Его V-образный восьмицилиндровый двигатель установлен перед задней осью и сблокирован с главной передачей и шестнступенчатой коробкой передач. Клапаны каждого ряда цилиндров расположены в два ряда (это обусловлено полусферической формой камер сгорания) и управляются двумя верхними распределительными валами. Питание двигателя осуществляется непосредственным впрыском бензина. Для зажигания в камере сгорания каждого цилиндра предусмотрены две свечи. Источником электроэнергии служит аккумулятор. При степени окаФ ото 1. Гоночный автомобиль рари» (формулы I). «ФерФ ото 2. Гоночный автомобиль «Хонда» (формулы I). ^ * хорошее направление ведущих колес во время действия подвески. Колеса — литые из магниевого сплава с креплением на пяти шпильках и ободьями диаметром 13". Тормоза — дисковые; задние диски размещены по бокам главной передачи. Габариты автомобиля следующие: длина — 3952 мм, высота — 767 мм, ширина кузова — 696 мм. Колесная база — 2280 мм, колея — 1350 мм. Собственный вес (с водой и маслом) — 468 кг. близкий к допускаемому пределу облегчения. Фирма «Феррари» подготовила для своих гоночных автомобилей двенадцатицилиндровый оппозитный двигатель 1,5 л. Его мощность и быстроходность выше, чем у восьмицилиндрового, однако меньший диапазон рабочих чисел оборотов ограничивает возможность его использования на трассах с резкими изменениями скоростей движения. С большим интересом ожидалось появление японского гоночного автомобиля «Хонда». Эта фирма известна своими мотоциклами, отличающимися высокими мощностными показателями. Выступление автомобиля «Хонда» (фото 2) носило характер предварительных испытаний. В основном он спроектирован по общепринятым в Европе принципам, но отличается поперечным расположением своего V-образного двенадцатицилиндрового двигателя (1,5 л) перед задней осью (фото 3). Каждый цилиндр имеет по два впускных и выпускных клапана в шатровых камерах сгорания. Клапаны управляются четырьмя верхними распределительными валами. Двигатель выполнен короткоходным (ход поршня меньше диаметра цилиндра). Шестерни отбора мощности и привода распределительных валсв связаны со средней частью коленчатого вала. Это уменьшает его скручивание и опасные для прочности крутильные колебания. Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава. Для питания используются шесть двухкамерных карбюраторов «Кейхин», которые, возможно, будут заменены системой впрыска бензина.K.f'S30