ворачивания прицепа («складывания» автопоезда), при котором дышло прицепа упирается в раму автомобиля. При таком положении дальнейшее движение назад неизбежно приведет к поломке дышла. Чтобы этого не случилось, при подаче автопоезда назад нельзя допускать слишком малый угол между осями автомобиля и прицепа. Каждому водителю хочется, конечно, чтобы автопоезд сохранял хорошую легкость хода. Для этого необходимо, разумеется, чтобы ею обладали и автомобиль и прицеп, взятые порознь. Но это еще не все. Надо проследить, чтобы автомобиль и прицеп затормаживались одновременно, чтобы в сцепном приспособлении не было большого люфта. Иначе на ходу прицеп будет дергать автомобиль, заметно уменьшая инерционную способность автопоезда. То же самое будет происходить, если прицеп загрузить наравне с автомобилем, а тем более если на прицепе будет больше груза, чем на самом автомобиле. Немало забот доставляет неустойчивость хода (виляние) прицепа при движении на больших скоростях. Если на буксире один прицеп, то виляние можно свести на нет устранением люфта между буксирным крюком автомобиля и кольцом дышла прицепа, а также в поворотном устройстве. При буксировке двух прицепов задний начинает вилять уже при скорости 40 км/час и выше, причем иногда настолько значительно, что движение со скоростью свыше 40 км/час становится небезопасным. Опыт показал, что, если очень нужно увеличить скорость движения, виляние заднего прицепа может быть устранено блокировкой поворотного устройства. Следует, конечно, иметь в виду, что этот прием допустим только на прямой дороге, так как при запертом поворотном устройстве самые незначительные повороты повлекут усиленный износ шин передних колес прицепа. Мы с вами говорили до сих пор «если автомобиль букси-v<-r^ciii<-^-.v:i?-.\»ix5nrrvr>.u^«'.4-.w«.^c«,l4«<;<'.-j--рует прицеп». А если автомобиль буксирует другой автомобиль? Каких тут приемов придерживаться? Несколько слов и об этом. Лучше всего тянуть автомобиль на жесткой сцепке. При ней не надо притормаживать, чтобы сохранить определенное расстояние между обоими автомобилями. Буксировка же на гибкой сцепке требует особого внимания и расчета. Уже трогаясь с места, следует позаботиться о том, чтобы буксир натянулся, и только после этого полностью включить сцепление. Двигаться надо равномерно, стараясь предвидеть изменение обстановки на дороге, чтобы не пришлось, например, резко тормозить обоим автомобилям. Передачи надо переключать быстро, так как в момент, когда двигатель первого автомобиля отключен, задний начинает наезжать на передний, буксир слабеет, а с прибавлением газа сильно натягивается. Поэтому передний водитель должен все время двигаться на передаче, даже спускаясь с пологого уклона. И конечно, объезжая препятствие или тихоходный транспорт, надо позаботиться, чтобы и заднему автомобилю было где сделать поворот (как и при вождении автомобиля с прицепом). Это обязанности буксирующего. Водитель буксируемого автомобиля также должен стараться, чтобы трос был все время натянут. Для этого надо притормаживать при поворотах, перед препятствием или спуском. Следует также время от времени просматривать дорогу вдоль буксирующего автомобиля, стараясь определить, что происходит впереди и каких это потребует действий. И обязательно, прежде чем трогаться в путь, водители обоих автомобилей должны договориться о взаимной сигнализации между собой. Полная согласованность их действий при буксировке является предпосылкой успеха. В. НИКИТИН, шофер 1-го класса.F.v»"*»VTtT44.^-.oi»iVA>;: w7-.i,7>'.^'.\-t^:.a.-^»^'/vj»v,».-,^r'.*:-/.r^«?>\r^ri^t<^^'/Jiv.\Tv-.-iV5K:i"i^i-;c'^y-,>:.Возвращаясь н напечатанномуВряд ли стоит говорить о том, что новое Положение о порядке присвоения квалификации водителя вызвало горячий отклик у наших читателей. Иначе и не могло быть. Эти вопросы одинаково интересуют и тех, кто уже не первый год трудится за рулем, и тех, кто только мечтает о правах водителя. Подтверждение тому — множество писем, которые получила редакция после опубликования в № 9 журнала за 1964 год статьи «Если вы решили стать водителем». Мы попросили ответить на них автора статьи старшего автоинспектора ГАИ РСФСР Н. Н. ПЛЯШКЕВИЧ.ЕСЛИ ВЫРазумеется, неправильно. Официальный документ не содержит на этот счет никаких оговорок, и никто не имеет права делать к нему какие-либо дополнения. Да и нельзя же всерьез утверждать, будто водитель может твердо знать правила движения лишь в течение первого года работы. Итак, водители автомобилей (профессионалы или любители) допускаются к экзаменам на мотоциклиста независимо от того, когда получено водительское удостоверение.СТАТЬ ВОДИТЕЛЕМквалификации того или иного класса с указанием даты и номера приказа. При этом, конечно, должны быть соблюдены и другие квалификационные требования (стаж работы, трудовая характеристика).г. Рига, М. МОНЧИНСКОМУ.Надо ли водителю-профессионалу после длительного перерыва в работе держать экзамены, по вождению и правилам движения, если все это время он оставался любителем, управлял собственным автомобилем? Конечно, такую проверну ему придетг. Харьков, Н. ЗИНОВЬЕВУ. ся пройти. Ведь за это время он может Надо ли мотоциклисту, желающему позабыть многие положения и требования правил движения, получить права водителя автомобиля ходится сталкиваться с которыми прив своей работе (любителя), сдавать экзамен по пратолько водителю-профессионалу. Слевилам движения? дует учитывать также, что и навыки управления грузовыми автомобилями Обязательно. Ведь в правилах есть немало положений, которые к мотоцикбез постоянной практики до некоторой листам не имеют никакого отношения и степени утрачиваются. потому не закрепляются практикой, а для водителей автомобилей необходимы. г. Волгоград, О. АГЕЕВУ. Кроме того, на экзаменах по правилам движения проверяется и знание материг. Астрахань, А. АРТАМОНОВУ. альной части автомобиля, в особенности Можно ли водителям со средним тех агрегатов и узлов, которые непосредственно влияют на безопасность. техническим образованием по автог. Калининград, В. ПЕТРОВУ. г. Мелекесс, В. СПИЧАКУ. Обязательно ли требуется обучение в автошколе или на курсах, чтобы быть допущенным к экзаменам в ГАИ на водителя автомобиля (любителя) или мотоцикла?Нет, не обязательно. Положение о присвоении квалификации допускает для этой категории водителей и самостоятельную подготовку. Однако следует предупредить всех, кто выберет такой путь: госавтоинспекция предоставляет им три попытки. Если в течение трех раз они не смогут получить на экзаменах удовлетворительную оценку, то им придется проходить специальную подготовку в школе или на курсах.г. Ленинград, Г. КИСЕЛЬМАНУ. В Ленинграде к положению о том, что водитель автомобиля при получении удостоверения водителя мотоцикла держит экзамен лишь по вождению, сделали приписку: «Если с момента получения прав водителя прошло не более 12 месяцев». Правильно ли это?мобильной специальности присваивать квалификацию второго и первоПо мнению Госавтоинспенции РСФСР, го класса без дополнительного обудля них должно быть сделано исключение из общего правила. Эти работ: ни, чения? хотя и не трудятся в качестве водитеГосавтоинспекция РСФСР считает, что в таких случаях обучение не обязательно. Следует представить аттестационной комиссии автохозяйства заверенную в нотариальном порядке копию диплома об окончании учебного заведения, в которой и делается отметка о присвоенииг. Кунгур, А. ПРИЛИПУХОВУ. г. Кинешма, Б. РАМОДИНУ. Утрачивают ли квалификацию водителя-профессионала механики, заведующие гаражами, начальники колонн и другие работники автохозяйств, не работающие длительное время непосредственно за рулем автомобиля?лей, по занимаемой должности непрерывно связаны с обслуживанием автомобилей. Было бы ошибкой направлять их вновь на учебу. Однако в случае перехода на работу по специальности водителя проверка знания правил движения и навыков вождения обязательна.15