^хЛ-^-уМы гордимся тем, что в литовских средних и высших учебных заведениях, в наших семьях воспитывается замечательная молодежь, наша смена. Хорошую закалку молодые люди получают в досаафовских коллективах, занимаясь автомотоспортом, довольно широко развитым s республике. Особенное развитие получил спорт с началом III Всесоюзной спартакиады. Достаточно сказать, что только в летние и осенние месяцы 1964 года в республике было проведено 7183 соревнования. В них приняли участие многие десятки тысяч человек. Тысячи спортсменов стали разрядниками, а 34 выполнили норму мастера спорта. В числе победителей «Рейда польского» — международного состязания раллистов, входящего в розыгрыш «Трофея наций»,— литовские спортсмены В. Олека, П. Шатас и В. Лаужецкас. Для того чтобы квалифицированно проводить соревнования спартакиады, требуется много общественных судей и тренеров. Наиболее массовой формой их подготовки стали семинары при районных и городских комитетах ДОСААФ, автомотоклубах. Немало судей и тренеров подготовили комитеты Ленинского района Вильнюса, городов Каунаса, Алитуса, Капсукаса и других. Клубы организуют районные и городские соревнования спартакиады. Это — большая помощь первичным организациям в повышении квалификации спортсменов, в сколачивании команд для финальных соревнований. Наша цель — добиться того, чтобы в соревнованиях участвовало не менее 10—12 процентов взрослого населения республики. Сейчас проводится смотр-конкурс школьных организаций ДОСААФ. Одно из его условий — создание кружков и курсов моделистов, радиоконструкторов, мотоциклистов, трактористов. Учащиеся старших классов принимают участие в соревнованиях по программе спартакиады. v Автомото- и другие технические виды спорта полюбились в Литве. Они помогают молодежи овладевать техникой, закалять себя физически, вырабатывают смелость, высокие волевые качества. В какой бы уголок нашей трудовой жизни и быта вы ни заглянули, всюду ощутите биение нового, социалистического.З авод строится!/аленькое здание из красного кирпича я сперва и на закатил. Новый инженерный корпус, новый производственный корпус, где шумят станки, еще один строящийся, уже почти готовый, с колоннами и перекрытиями, в дальнем углу которого движется бульдозер, разравнивая пол. Где же тут разглядеть этот домик? — И все же — обратите на него внимание, — сказал мой спутник — инженер отдела главного конструктора Сергей Макаров. — Здесь помещалась гвоздильная мастерская, на базе которой начал развиваться наш завод. Что теперь с ней делать — не знаем. Ломать жалко, а приспособить под что-нибудь трудно. Контраст был поразительным. Мы привыкли к стройкам, привыкли к сопоставлению того, что было и что стало. Но все же, когда видишь такое воочию, нельзя не задуматься о тех переменах, которые осуществляет в своей республике литовский народ. Мотовелосипедный завод в городе Шяуляе начал создаваться в 1949 году. Не было производственных корпусов, не было оборудования и не было самого главного — квалифицированных кадров. Но уже в 1951 году завод, получивший название «Вайрас» («Руль»), выпустил десятки тысяч велосипедов. А к октябрьскому празднику 1961 года первые моторы Ш-50 вышли из заводских ворот. В 1962 году началось их серийное производство. По дорогам страны побежали рижские мопсды«Рига-1», оснащенные моторами шяуляйского производства. Чтобы оценить работу, проделанную заводским коллективом, достаточно сказать, что в нашей стране до тех пор не выпускались двигатели рабочим объемом 50 смз, Опыта приходилось набираться в процессе создания новых моторов. Производственная площадь завода увеличилась за последние годы в несколько раз. Один за другим цехи «справляют новоселье». В 1964 году переехали механопрессовый, термический, моторосборочный. Вновь строящийся корпус предназначен для автоматного, механического и прессового цехов. Такие темпы строительства не удивительны. Они диктуются ростом продукции, £ 1964 году 5 завод выпустил десятки тысяч двигателей Ш-50. В 1965 году количество их возрастет в полтора раза, причем речь идет уже о двигателе новой конструкции — Ш-51. Такой рост требует, естественно, не только новых площадей. Нужны люди грамотные, сознательные, способные управлять сложной техникой, в изобилии поступающей на завод с различных предприятий страны. И таких людей здесь много. Технологом пришел несколько лет назад Юрий Александрович Карёгин. Теперь он начальник механического цеха, где работает двести станков. Одна из примат нашей жизни в том, что люди не останавливаются на достигнутом, все время стремятся вперед. Эта черта характерна и для коллектива Шяуляйского мотовелосипедного. Генринас Снарскас был токарем, стал наладчиком автоматов. Вацлавас Грибаускас пришел на завод работать вахтером, сейчас он слесарь-сборщик. Недавняя школьница Неля Бондаренко работает шлифовщицей и учится на третьем курсе вечернего института. Для того чтобы выпускать многие десятки тысяч моторов в год, нужно максимально автоматизировать и механизировать производство. В 1964 году введена полуавтоматическая линия обработки шестерен. Очень много деталей изготовляется методом точного литья. Литейное производство — сложный процесс, и на многих предприятиях именно литье дает наибольшее количество брака. Качество литых деталей, получаемых на заводе «Вайрас», очень высокое. В этом большая заслуга слесарей-инструментальщиков А. Середы, В. Юдикявичуса, П. Варжикаса, которые изготовляют отличные пресс-формы. Важная задача — повысить долговечность, надежность моторов. Сейчас на заводе эта задача поставлена во главу угла. Разработан план специальных мероприятий, одобренный партийным собранием. В нем учтена деятельность и конструкторского отдела, и отдела главного технолога. Конструкторы добились того, что магдино на Ш-51 стало более стойким. Гарантийный срок его службы увеличился с шести месяцев до года. Общий же гарантийный срок службы мотора возрос до 15 месяцев (вместо 12) при пробеге до 6 тысяч километров (вместо 4 тысяч). На заводе скоро будет организован экспериментальный цех. Технологи же должны внедрить хромирование поршневых колец и цилиндров двигателей. Уже работают заточные станки с синтетическими алмазами. Это резко повышает качество режущего инструмента. Очень многое для продления службы двигателя, его моторесурса зависит и от рабочих. Сейчас осуществляется переход на бездефектное изготовление деталей и сдачу с первого предъявления. Шяуляйский мотовелосипедный завод «Вайрас» молод. О нем нельзя сказать, как о многих других предприятиях, что он переживает «второе рождение». Развитие, начавшееся с первых дней его существования, не прекращается ни на один день. Р. ШВАРЦВУРД.Мг. Вильнюс.|^.«>5>>ь«агпгА!^лм<чч|*:,|«г*сял««<'лАли<!^ мого подразделения, который должен был хорошо знать маршрут движения, районы сосредоточения, сигналы боевой тревоги. При крайне ограниченных сроках нужны были исключительно четкая работа командиров всех звеньев, строгий порядок в пути следования, дисциплина и организованность водительского состава. Двигались только ночью, соблюдая осторожность, бдительность. Дорожные части вели непрерывную разведку, под прикрытием которой устранялись неисправности дорог, мостов, оборудовались указателями пути движения. По маршрутам выбрасывались вперед боевые отряды, они очищали путь от мелких групп противника.г. Шяуляй.у,.,» «* •_На войне мне много приходилось наблюдать работу фронтовых шоферов. Но этот трехсоткилометровый марш превосходил все, что я видел раньше. Казалось, здесь сосредоточились лучшие человеческие качества: самодисциплина, воля, мужество, товарищеская взаимовыручка и, конечно, умение управлять техникой. Дистанции между колоннами и машинами выдерживались с предельной точностью, хотя ночью, притом без света, это было чрезвычайно трудно. Если на той или иной машине обнаруживалась неисправность, грозившая задержкой движения, она тут же устранялась, каждый стремился помочь товарищу. Днем все замирало, маскировалось.Светлое время использовалось для осмотра техники, ремонта. В войсках велась широкая политическая работа С людьми. Командиры, политработники, коммунисты готовили солдат, весь личный состав к завершающим боям. Объезжая войска, совершавшие марш, я думал о наших простых советских людях, о воинах, о тружениках тыла, вынесших нечеловеческие тяготы почти четырех лет кровопролитной войны. Не перестаю думать о них и теперь, спустя двадцать лет, и стараюсь по возможности донести до сознания молодежи значение подвига тех, кто одолел фашистские полчища, принес в Берлин знамя нашей победы, спас будущее человечества.