Что нового на „трех колесах"?а последние годы конструкция гоночных мотоциклов с колясками претерпела серьезные изменения, и нынешниемашинырезко отличаются от своих собратьев пятилетней давности. Под угрозой оказалась представлявшаяся знатокам незыблемой гегемония марки БМВ (ФРГ) в шоссейно-кольцевых гонках «колясок». Одно время создалось такое положение, что все конкуренты завода БМВ — «Нортон», «Матчлесс», «Жилера» — вынуждены были отказаться от официального участия в гонках. А такие соревнования, где доминирует всего одна марка мотоциклов и победитель (заводской гонщик БМВ — или В. Нолль, или В. Шнайдер, или М. Дойбель) з аранее известен, у трачивают привлекательность и. к ак правило, отмирают. Конструкция гоночных мотоциклов БМВ-РС-500 стаб илизировалась десять лет назад. Завод даже стал выпускать их мелкими сериями для продажи гонщикам-любителям. Это была машинас оппозитным двигателем (два цилиндра 66 X 72 мм, 492 смз, 52 л . с. при 9000 об/мин) и карданной . передачей. Она была наиболее выгодна именно для кольцевых гонок с колясками и вскоре действительно вытеснила все остальные марки . При этом у заводских гонщиков были всегда значительно более мощные моторы. Тогда любители пошли на технические ухищрения . Бензобак стали располагать под днищем коляски или в обтекателе колеса коляски. Девятнадцатидюймовые колеса ишины заменили в 1956—1958 годах маленькими колесами для шин 3.50—16 или 4,00—16. Родились прос транственныерамы (как у гоночных автомобилей), очень жесткиеи очень низкие. Н аивысшая точка этих рам отстоит от земли на 610—640 мм, и вних удается очень низко установить двигатель. Делалось все возможное, чтобы снизить центр тяжестии заодно уменьш ить лобовую площадь. Например, высота обтекателя от земли у мотоцикла Ф. Каматиаса в 1962 году была всего 730 мм. Но оказалось, что и этого недостаточно для борьбы с «фирменными» м ашинами . Поэтому в 1961 —1962Згодах были изготовлены первые рамы, позволяющие гонщику принять своеобразную, х арактерную ныне только для мотоциклов сколясками посадку. Похоже, что гонщик «встал на четвереньки»: и высота седла от земли не превышает 380 — 400 мм. Лобовая площадь стала минимальной. Авторами этого новшества были швейцарцы Ф. Каматиас. Ф. Шайдеггер и англичанин К. Винсент. Для дальнейшего снижения высоты и центра тяжести перешли на шины 4,50 — 13 идаже 5,00—10, а для уменьшения веса бензобак и обтекатель стали делать из стеклопластика. Кроме того, отказались от «спицованных» колес в пользу литых из электрона. Р ама мотоцикла теперь выполнена заодно с рамой коляскии весит 15—25 кг. Все это позволило снизить сухой вес мотоцикла вместе с коляской до 165—140 кг. И все же подготовленные заводом мотоциклы были более быстроходны. Так, заводские БМВ с коляской в 1962 году развивали максимальную скорость 195—200 км/час, а уже в следующем году — 205—210 км/час. Чтобы свести на нет преимущества заводских мотоциклов, отдельные спортсмены перешлизобаков теперь доходит до 28 литров, н топливо подается электрическим бензонасосом. Коробки передач 5 —6-ступенчатые. Как правило, устанавливается телескс/пический амортизатор руля. Колесо коляски в большинстве случаев неподрессорено. Подвеска колес — маятникового типа (спереди и сзади), а ход подвески составляет 70—60 мм. Так за последние три-четыре года полностью изменился облик гоночного мотоцикла с коляской. Л. ШУГУРОВ, инженер.Минсн—МонтеКарлоКак ив прошлом году, одним из пунктов старта ралли «Монте-Карло» была столица Белоруссии. Советские спортсмены выступали на четырех маш инах — двух «Волгах» и двух «Москвичах-403». Пятеро из наших автомобилистов были участниками этих крупн ейших международных состязанийив прошлом году. Это москвичи В. Щавелев и Н. Сучков, горьковчане В. Мосолов и Г. Добровольский, р ижанин А. Кар амышев . Э. Лившицу. В. Сезеневскому и Г. Циммерману впервые предстояло испытать свое мастерство на альпийс ких дорогах. По мнению специалистов, ралли «Монте-Карло» в нынешнем году было самым трудным за всю его историю. Из 238 стартовавшихэкипажей закончило диВ таком положении находится гонстанцию всего лишь 35, и только два щик на мотоцикле с коляской. без штрафных очков. «Волги» и «Москвичи» о казалисьв числе большинства. Финальную ночную гонку на трассе на дисковые тормоза, серьезно занялисьпротяженностью 611 км по альпийским изучением преимуществ маятниковых дорогам завершило 22 экипажа . Напомпередних вилок. Наиболее дальновидные ним, что в прошлом году из 229 старгонщики отказались от моторов БМВ. т овавших 73 экипажа не получили Каматиас, например, установил на свош трафных очков. А внынешнем «чией машине итальянский двигатель «Жистыми» ф инишировалилишь победителера» (четыре цилиндра 52 X 58 мм, ли — Т. Мякинен и П. Истер. Они вы492 смЗ, 72 л. с. при 10 400 об/мин). ступали на автомобиле «Мини Купер» И все же за последние шесть лет ни (1275 смЗ, 100 л. с . вес 650 кг). Каматиасу, ни Шайдеггеру не удавалось Нужно отметить, что в последние гов ыиграть первенство мира — к аждый из ды в ралли «Монте-Карло» успех соних по три раза занимал лишь второе путствует автомобилям с передними веместо. А чемпионами по-прежнему остадущими колесами («Мини Купер», «Ситвались гонщики завода БМВ. Но, нероен ДС-19», СААБ-96). Машины этой смотря на это, им приходилось вести конструкции обладают хорошей управт яжелую борьбу с любителями идаже ляемостью на скользких дорогах с заимствовать у них некоторые конструкмногочисленными крутыми поворотами. тивные решения . Приятный сюрприз преподнесли польавтомобилисты. С. З асадаи Ныне на большинстве машин двигатеские ли БМВ стали оборудоваться карбюратоК. Осиньский на «Штейр-Пух-650» заняр ами «Делль Орто» диаметром 32 идаже ли первое место в классе до 700 смЗ, а в 36 мм. Получил распространение непообщем зачете — восемнадцатое. «Монте-Карло» — п ервый из 13 этасредственный впрыск топлива, прижил исьмасляные радиаторы. Емкость бенпов чемпионата Европы по ралли.т орможениях препятствуют установленные между пневмобаллонами изолирую-Передняя (вверху) и задний (внизу) подвеска: 1 — пневмобаллон; 2 — продольная балка; 3 — рессора; 4 — дополнительные воздушные бачки.щие клапаны . Уравнительные клапаны приводятся рычагами, связанными с осью, и обеспечивают двухступенчатую регулировку уровня кузова. Влияние мелких неровностей дороги на работу регулятора устраняется тем, что ход подвески менее 25 мм не вызываетсрабатывания клапанов, а при перемещениях, близких к этой величине, происходит лишь медленная передача или выпуск воздуха. Полное открытие клапана наступает при ходе подвески более 40 мм. Каждый пневмобаллон соединен с отдельным воздушным бачком, и грающим роль дополнительной емкости упругого элемента, что позволяет подобрать необходимую частоту собственных колебаний подвески. Задние пневмобаллоны каждой балки содержат резиновые буферы, ограничивающие деформацию подвески под действием крутящегои тормозного моментов. Установка пневмоподвески потребовала лишь небольших измененийвшасси автобуса (дополнительные кронштейны на раме). Шасси с пневмоподвеской только на 45 кг тяжелее, чем шассио обычной рессорной 'подвеской того же автобуса. Автобус имеет колесную базу 5,6 м. Он оснащен дизелем 0.600 мощностью 130 л . с , р асположенным под полом, и четырехступенчатой коробкой передач.ТОРМОЗА, ПОХОЖИЕ НА СЦЕПЛЕНИЕмобильных инженеров и техников представлен проект высокоэффективных тормозов для автомобилей. Их устройство подобно устройству многодискового сцепления. Одна часть дисков закрепляется на ступице, а другая на корпусе колеса. Сжатый воздух, поступая в цилиндр 1, п рижимает вращ ающиесяи неподвижные диски один к другому. Обыкновенная крыльчатка нагнетает в отверстие 2атмосферный воздух, который обтекает нагревшиеся диски, забирает тепло и свободно выходит наружу через отверстие 3. Возможно также жидкостное охлаждение или охлаждение при помощи сжатого воздуха.Н а рассмотрениер аX иконгресса международной федеци обществ авто31