Автомотоспорт в ГДРВ азгром гитлеровской Германии при•Г нес освобождение немецкому народу, двенадцать лет томившемуся под властью фашизма . В восточной части страны, где последовательно проводились вжизньрешения Потсдамской конференции, в 1949 году возникло новое государство — Германская Демократичес кая Республика. Со дня провозглашения вжизни ГДР произошли разительные перемены. На новых, массовых началах стало развиваться и спортивное движение. Многочисленные медали олимпийцев Германской Демократической Республики, завоеванные в Токио, — убедительное свидетельство расцвета, которого га короткий срок может достичь спорт в стране, идущей социалистическим путем. Об этом же говорят успехи мотоциклистов, водномоторников и автомобилистов ГДР. Мото- и автоспорт всегда привлекал немецкую молодежь. Но существовавшие перед войной в нацистской Германии автомобильные и мотоциклетные клубы и союзы носили откровенно милитаристский характер . Созданный в 1957 году на базе существовавших к тому времени в ГДР клубов и секций Всеобщий германский союз мотоспорта (ВГСМ) был прежде всего призван добиться подлинно массового развития моторных видов спорта среди трудящейся молодежи. ВГСМ строит свою деятельность на демократических принципах, опираясь на поддержку самого широкого спортивного актива. Высший руководящий орган Союза — генеральное собрание. Оно созывается разв четыре года, чтобы обсудить работу и выбрать президиум. В состав его входят представители автомобильной и мотоциклетной промышленности. При ВГСМ работает много общественных комиссий (по видам спорта, техническая и другие). Деятельность их координирует Центральная спортивная комиссия ВГСМ. Сейчас в Германской Демократической Республике свыше 350 клубов, объединяющих мотоциклистов, автомобилистов, картингистов, водномоторников и воднолыжников. В немецком мотоспорте соревнования номер один — многодневные. Двух, трехи четырехдневки составляют основу спортивного календаря. З а последние годы к нашим мотоспортсменам ик нашим мотоциклам «Мцет» и «Симеон» пришла мировая слава. Дважды — в 1963 ив 1964 годах — они побеждали в мотоолимпиаде ФИМ. Успех сопутствовал спортсменам ГДР ив таких сложных международных состязаниях минувшего года. как 35-я трехдневная альпийская гонка в Австрии (победа в трех ведущих классах — 125, 175, 250 см 3), к ак 29-е девятисоткилометровые гонки (с ночным участГоночные мотоциклы и автомобили Германской Демократической Республики пользуются заслуженной славой. Н аснимках : вверху — «МЦет-250», внизу — «Мелькус-Вартбург».Э. ФРАНКЕНБЕРГ, вице-президент ФИМ, председатель Всеобщего германского союза мотоспорта [ГДР)ком) вдоль озера Пеен в Финляндии, к ак 10-е международные двухдневные соревнования «Вокруг Цшопау» и другие. Мотогонщики ГДР Вернер Залевски, Вернд Ульман, Хорст Лор, Клаус Хальзер по праву считаются сильнейшими в мире. Их успехи в полной мере разделяют инженеры, техники, рабочие народного предприятия в Цшопау, создавшие для многодневных соревнований мотоцикл «Мцет-спорт». Эта марка победила в классах 125, 175, 250 и 350 смЗ на 39-х многодневных соревнованиях ФИМ, которые по традиции рассматриваются как самое серьезное испытание выносливости, динамики и мощности мотоциклетной техники. Во всем мире любители мотоспорта знают и гоночные мотоциклы «Мцет» с двухтактными двигателями. На счету этих машин многочисленные победы вкрупных соревнованиях, включая и гонки чемпионата мира. К сожалению, из-за дискриминационной политики ряда западных стран спортсмены ГДР не имеют возможности выступать в большей части этапов чемпионатов мира последних лет. В Германской Демократической Республике шоссейно-кольцевые гонки пользуются огромной популярностью среди зрителей. 250 тысяч человек присутствует ежегодно на гонке чемпионата мира по трассе «Заксенринг» (под Карлмарксштадтом). На этой же трассе проходят и гонки на автомобилях «Мелькус-Вартбург», известных советским любителям автоспорта. Все большее распространение получают мотокроссы. Дважды в году на кроссовых трассах ГДР проводятся этапы чемпионата мира — в классах 250 и 500 смз . ВГСМ организует иразличные трековые состязания по песчаному грунту и по травянистой дорожке. В Европе хорошо знают трекс травянистым покрытием в Титерове (под Мекленбургом). З а последнее время получают развитие и гонки по гаревой дорожке. Но пока что не хватает треков. Из автомобильных состязаний, помимо названных шоссейных кольцевых гонок, часто устраиваются ралли. Автомобилисты ГДР участвовали во всех ралли «За мир и дружбу». Большой успех выпал на долю картингистов, в ыигравших кубок в первых соревнованиях спортсменов социалистических стран. Во Всеобщий германский союз мотоспорта входят и водномоторники ГДР, кот орые по праву считаются одними иа сильнейшихв Европе. Звания чемпионов континента завоевывали Ганс Шульц, Фриц Рюфферд , Герберт Нитше. Водномоторникам ГДР принадлежит свыше 30 рекордов мира. Всеобщий германский союз мотоспорта возглавляет авто- и мототуризм. Ему принадлежат кемпинги, прокатные базы. Кроме того, он организует поездки автомобилистов и мотоциклистов в социалистические страны. Между спортсменами ГДР и Советского Союза существуют тесные дружеские связи. Они развиваютсяи крепнут. Обмен спортивными делегациями, совместные выступления — это вклад в укрепление дружбы между нашими народами, которые идут в авангарде великой борьбы за демократию, предотвращение войны и мир на земле.Двадцать лет спустя**асскаалхвает И. Сушжежжчг, п одатель ВЛжжсжото автобусного парка JVJ 1 ыло это летом прошлого года. Закончив работу, я передал автобус своему сменщику и решил пройти по городу. Я люблю наш Минск. Помню, в 1945 году, когда вернулся сюда после демобилизации, весь город просматривался с привокзальной площади. Редкие дома уцелели, одни развалины. А сейчас... Стрелами пролегли красавцы проспекты, поднялись многоэтажные жилые массивы, подросли и выстроились в два ряда вдоль магистралей деревья. Сколько во все это вложено нашего труда, сколько воскресных дней работали мы, шоферы, на восстановлении родного города! Иду не спеша. На Ленинском проспекте рядом со мной замедлил шаг высокий, худощавый человек. Заглянул мне в лицо и вдруг спрашивает: — Под Варшавой воевали? ...До войны работал яв Минске шофером. Прямо на своей машине и отправился на фронт. Известна работа военного водителя: возил боеприпасы, солдат. Однако на фронте бывало всякое, не раз приходилось оставлять баранку и вместе с товарищами сражаться в пешем строю. Во время одного из боев я был ранен и попал в госпиталь. После выздоровления мне запретили некоторое время работать шофером. Решил: нельзя шофером — буду автоматчиком. Но командир роты, в распоряжение которого я попал, рассудил иначе. Не хватало санитаров. ...Молодой парень-артиллерист был ранен в ноги. Перевязав артиллериста, я осторожно положил его на волокушу. Но вдруг рядом из окопа донесся стон. Я — туда, смотрю: еще двое раненых. Вытащил одного, другого. А сам думаю: как же доставить их к нашим? И тут слышу шум мотора. Я двинулся на шум и увидел, что на обочине дороги остановился вражеский грузовик. Я вскинул автомат. Очередь — и водитель тут же уткнулся в снег. Машина была в моих руках. Подтащив раненых, я уложил их в кузов и укрыл десятком награбленных, видно, врагом полушубков. Через час мы были в медсанбате. Сразу после боя мне была вручена медаль «За отвагу». ...И вот мы сидим в сквере с ростовчанином Иваном Смирновым. Оказывается, он и был тем артиллеристом, которого я вынес с поля боя, а потом доставил на трофейном автомобиле в санбат. Я не запомнил его лица, а мой собеседник меня узнал. Так двадцать лет спустя я обрел друга. А ведь дружба, скрепленная кровью, самая крепкая.Бг. Берлин.27feife^а<с