оввстиСОВЕТСКОЙ ТЕМНИКИ12 мм. Плавность хода не ухудшилась, зато уменьшился развал колес в нагруженном состоянии, а прочность этого узла повысилась примерно вдвое. А на другом фото мы видим мотороллер ТГ-200 с изотермическим кузовом-фургоном. Он выпускается серийно. О назначении его догадаться нетрудно — перевозка скоропортящихся продуктов. В качестве изолирующего материала в стенках фургона применяется мипора или пенопласт, а в полу — минеральная пробка. Дверь фурНадо полагать, торгующие организации рады появлению маленького холодильника на колесах.Можно сделать формы мотороллера сколь угодно современными, можно заставить машину блестеть никелем и лаком, но все эти в общемто полезные качества превращаются в обидную бутафорию, если двигатель начинает работать с перебоями, перегреваться, глохнуть, если появляется стук пальца, отказывают в работе подвески. Надежность и долговечность мотороллеров, равно как и любой другой машины, имеют первостепенное значение, являются как бы визитной карточ-Ч ТОБЫ ПОТРЕБИТЕЛЬ СКАЗАЛ:кой, говорящей о технической зрелости предприятия. Что же делается для того, чтобы повысить надежность и долговечность мотороллеров «Тула»? Прежде всего, улучшается конструкция. Много изменений произошло в ней за последний год. Усовершенствована система смазки подшипника нижней головки шатуна коленчатого вала и изменены температурные зазоры сепаратора этого подшипника. В результате долговечность узла Возросла в полтора раза. Повышена твердость материала цилиндра — теперь он служит в три-пять раз дольше. Пересмотрены конструкции многих деталей коробки передач — все с той же целью: для увеличения прочности. Но при этом взаимозаменяемость со старыми деталями Сохранена. Изменен режим термообработки деталей кик-стартера, а вместо цинкования применяется теперь цианирование. После выпуска первых вариантов конструкции на завод начали приходить письма. В очень многих из них повторялись одни и те же жалобы: плохо защищена крышка прерывателя, часто выходит из строя сцепление, потому что на стенках пазов ведущего (штамС каждой стороны — только по одной пружине, а вместо труб —- балки. Это повысило долговечность рамы грузового мотороллера и снизило ее вес.пованного) барабана от шлицев дисков появляются вмятины. На заводе учли критику. Металлическая крышка прерывателя с защелкой заменена сейчас одной резиновой деталью (типа пробки). Число шлицев на дисках сцепления увеличено с5 до 8. Естественно, увеличилась и суммарная опорная поверхность, а удельное давление на пазы барабана снизилось. Испытания показали хорошую надежность измененных конструкций. И при этом сохранена взаимозаменяемость нового сцепления со старым. Конструкторы проанализировали работу автомата опережения зажигания и установили, что свои функции прибор выполняет только в момент пуска. На моделях последних выпусков его уже нет, а там, где он раньше находился, ставится основание, на котором крепится кулачок. Теперь зажигание регулируется просто: момент появления искры устанавливают так, чтобы поршень не доходил до верхней мертвой точки на 3,6—4 мм. Пыль и грязь через зазоры не будут проникать в двигатель: усилены места крепления воздухофильтра.« Х ОРОШ О!»На передней вилке введены новые наконечники и усилены кронштейны и накладки. Износостойкость гидравлических амортизаторов увеличена более чем в 10 раз. Это результат повышения общей культуры производства и некоторых конструктивных изменений. Много неприятностей доставляли мотолюбителям Поломки ушков клемм аккумуляторов. Эти ушки (с отверстиями под болт) часто отскакивали. Они заменены штыревыми, с хомутами. Крепление проводов стало прочным и надежным. Перечень конструктивных новшеств Дорожного мотороллера можно закончить тем, что спидометр его оснащен теперь лампой подсвечивания. При проведении целого ряда мероприятий, направленных на улучшение качества, не был забыт и внешний вид мотороллеров. Теперь они выпускаются только с двухцветной окраской. Мы рассказали об основной модели мотороллера. Но модернизация коснулась и ее грузового собрата. На фото показана рама мотороллера ТГ-200 новой конструкции. Благодаря ей вес машины снижен на 10 килограммов, а стендовая прочность рамы повышена в три раза. Это достигается тем, что лонжерон, на который передается усилие от пружин подвески задних колес, имеет профиль швеллера. Й качестве материала для новой рамы используется листовая сталь. Подвеска задних колес осталась прежней: балансиры с пружинами. Но раньше с каждой стороны стояло по две пружины из проволоки диаметром 8 мм. А теперь с каждой стороны только одна — из проволоки диаметром гона одностворчатая, с самозатяжным замком. Внутренние размеры фургона: длина — 1166, ширина — 1058, высота834 мм. Вполне естественно, что работа конструкторов явилась лишь начальным звеном цепочки, протянувшейся по всем службам завода. Переработанные технические условия на изготовление и приемку мотороллеров — главным образом в сторону повышения требований к их качеству — заставили пересмотреть и технологию изготовления многих деталей, узлов и агрегатов. В цехе сборки Двигателей были переделаны испытательные стенды. Надежность узлов и деталей во многом зависит от их хранения и транспортировки внутри завода. Раньше этому уделялось недостаточно внимания. Теперь наведен порядок ив этих звеньях Производственного процесса. Очень большое значение придается качеству сварки. При ответственной сборке сварщик ставит свое личное клеймо. Что же намерены делать дальше работники завода, чтобы повысить надежность и долговечность мотороллера, улучшить его внешний вид? Уже сейчас начато проектирование воздухофильтра с бумажным фильтрующим элементом и воздухозаборником на отверстии. Вскоре появятся щиток на руле, закрывающий провода и тросы, новый корпус фары. Постоянно будет увеличиваться количество деталей из пластмассы. В общем, изменений предстоит множество. Но уже проведенные работы позволяют сказать, что надежность машины стала значительно выше. А. КОЗИН, В. КАМЕРИЛОВ,инженеры.