Бдительные, стойкие, отважные. Так в нашем народе называют советских пограничников. Беззаветно преданные делу Коммунистической партии, они 47 лет зорко стоят на страже Родины. На их долю выпало суровое испытание — на рассвете 22 июня 1941 года они первыми приняли на себя удар фашистских войск. Пограничные подразделения и части дрались до послед-него патрона, до последней капли крови. Прошло двадцать лет, как отгремела война. Но ив мирные дни воины-пограничники всегда начеку, всегда готовы встретить непрошенных гостей во всеоружии. На этих страницах рассказывается о трудной, полной героизма службе, которую несут воины в зеленых фуражках на наших пограничных заставах.ЛЗдравствуй, Таня!одной из этих фотографий читатель уже знаком. Она была опубликована в N» 3 нашего журнала за этот год. Напомним о событиях, которые воскрешает снимок. ...Февраль сорок пятого. По разъезженным фронтовым дорогам нескончаемым потоком двигалась на запад, громыхая гусеницами танков и самоходных орудий, могучая советская техника. На сотнях дорожных перекрестков белели указатели-стрелы: «На Берлин». На перекрестке дорог стоит регулировщица. Это Таня Александрова — 8евушка-солдат. Ее властному флажку еспрекословно подчиняются водители стальных громад-танков, фронтовые шоферы, тысячи бойцов дарят ей свои улыбки. «Зравствуй, Таня!», «Сестренка, до встречи в Берлине!». Надолго запоминали бойцы стройную фигуру девушки в шапке-ушанке и белых перчатках. Видели регулировщицу Таню Александрову дороги Подмосковья и Смоленщины, улицы занятых нашими войсками городов Польши, Германии. Где же теперь Таня Александрова? Какова ее судьба? — спрашивали мы. Эти вопросы задавали в письмах, присланных в редакцию, и наши читатели. И вот мы имеем возможность сообщить: Татьяна Александрова проживает в городе Боровичн. Профессия у не* самая мирная. Она изготовляет батоны, сайки, кексы, булки, бублики, баранки. Горячие, пахнущие сдобой, лежат они на прилавках. Нередко вспоминают бывшая регулировщица-солдат Таня Александрова, ныне Татьяна Александровна Артемьева, и ее муж Александр Владимирович годы войны, далекие фронтовые будни, нелегкий ратный труд, отданный достижению победы над врагом. Идут в школу старшие — Людмила, чем-то похожая на мать, и восьмилетний Саша. С ними маленькая Люба. Шутливым жестом регулировщика провожает их Татьяна Александровна. Рядом с ней муж — шофер городского автохозяйства. Пусть всегда будет мир и счастье • твоем доме, бывший фронтовик)Саеайте на минутку представим себе Памир. Узкой лентой вьется меж скал еле угадывающаяся дорога, Это по существу старый караванный путь. Он пересекает зыбкие мостки горных речушек, поднимается все выше и выше. Вот колея совсем исчезла — туман. Его не пробивает даже свет фар. А ехать надо: боевое задание. Когда туманная полоса остается позади и машина вырывается на солнце, холодное и яркое, шофер облегченно вздыхает. Но впереди путь не легче. Внизу плывут облака. Дорога сужается, теснится, жмется к скале. С одной стороны — навес из камней, с другой — пропасть. Переднее колесо, кажется, повисает в воздухе. Малейшая ошибка и... А шофер шутит: трудно впереди, а ты вперед веди... Он смахивает с лица испарину и, впившись взглядом в бугристую ниточку дороги, ведет автомобиль все дальше и дальше. Завидное умение, незаурядная выдержка и отвага у пограничного шофера! Можно многое рассказать о том, как служит автомобиль границе, о тех, кто сидит за рулем пограничных машин. АВТОМОБИЛЬ «ИДЕТ ПО СЛЕДУ»ВСЕГДАвремени на преследование: если на машине — не больше тридцати минут, пешком — часа два. Пока офицер принимает решение на поиск, водитель на несколько минут скрывается в темноте, ногами испытывает грунт. Песчаник вязко-сыпучий. Колеса, конечно, прорежут его. Борозов протискивается в кабину. — Ну как? — Ехать можно, — докладывает Дудко. В машину вскакивают солдаты. Водитель дает газ, косит глаз на спидометр — 15 километров в час. Шофер выжимает полный газ, стрелка дрожит и медленно двигается к черте с цифрой 20. Это уже хорошо. Если ехать с такой скоростью, то минут через двадцать нагоним. Перевалив бархан, машина пошла под уклон. Дудко прибавляет газ. Колеса, разрезая песчаную корку, утопают все глубже и глубже, двигатель натужно гудит. Наконец машина встала. Водитель сдает Назад, потом снова рывок вперед. Пошла. С ходу проскакивает через рыхлый песчаный нанос, врезается в чахлый кустарник, давит его, оставляя позади две заплывающие узкие полосы. В свете фар мелькает фигура пограничника с рвущейся вперед собакой. Вот по приказанию офицера пограничники выскочили из машины. Дудко взял автомат и кинулся за ними. Но Борозов возвратил его: — Стойте у автомобиля и освещайте местность ракетами. Высоко в горы поднялся этот бывалый <газик». Внизу, в долине, зеленеет трава, цветут цветы, а здесь, на высоте 4200 метров над уровнем моря — настоящая зима. На снимке : дозор, возглавляемый офицером Черноваленко, на боевом задании.•Фото М. Редькина (военный архив и ТАСС).он'"»е"/Г**<— Тревога! Шофер рядовой Дудко, выхватив автомат из пирамиды, побежал к машине. Через какую-то минуту он подкатил к крыльцу заставы. В кабину вскочил офицер Борозов. Дудко в зеркальце увидел, как привычно прыгнула в машину овчарка Кобра, за ней — младший сержант Павел Куличков, ее хозяин. — К Черному бархану! — крикнул Борозов. Этого для Дудко достаточно. Он как пять пальцев изучил участок и знает, как проехать в любое место кратчайшим путем. Дудко включил подфарники (большой свет демаскирует наряд) и на предельной скорости погнал свой «газик» к линии границыСколько таких ночных внезапных выездов было у Дудко! Сколько напряжения, смелости и расчетливости потребовали они от пограничного шофера! Казалось, завяжи глаза, он все равно приведет машину к цели. В свете подфарников внезапно вынырнула расплывчатая фигура пограничника. Дудко остановил Машину,, а затем по ходу предполагаемого преследования быстро развернул ее. Из доклада старшего наряда офицеру водитель уловил: обнаружен ухищренный след. Нарушитель прорвался а н';ч тыл. С момента обнаружения следа прошло часа полтора-два. Дудко прикидывает, сколько же понадобится**Г&а**-- Скрылись в темноте товарищи. Водитель остался один. Через равные промежутки времени ракетами давал сигналы. Огненные шары «повисали над барханами. В мертвенно-бледном свете Дудко видел темные фигурки пограничников, полукольцом охватывавшие ложбинку. Минут через двадцать он уловил знакомый скрип песка под сапогами. Ра-С бархана на бархан взбирался бурый от пыли «газик». Пристально осматривая местность, начальник заставы Княжев увидел на одном из склонов цепочку следов. Вскоре автомобиль нагнал Латыпова и Еременко. Пограничники одновременно доложили:НАСТРАЖЕ— Нарушителей двое, товарищ старший лейтенант. Готовые к неожиданной встрече, пограничники вложили все свои силы в последний бросок. Вдруг Княжев подал знак остановиться. Запахло дымом. В укрытой лощине горел маленький костер. Около него сидели двое: старик с впалыми щеками, другой — помоложе. Недалеко паслась лошадь. Сомнений не было: это и есть нарушители. Начальник заставы приказал Латыпову, сохранившему больше сил, обойти лощину, а Еременко как можно ближе подкрасться к костру. Действовать оба должны одновременно. Улучив момент, когда старик отвлек молодого разговором, Еременко тенью метнулся с бархана. Молодой сунул руку за пазуху, но было поздно. Ствол автомата уже уперся ему в грудь. Позади стоял Латыпов. Нарушители подняли руки. У КУРСАНТОВ ПОГРАНИЧНОГОдостно забилось сердце. Он включил свет фар и увидел, как в окружении пограничников брел нарушитель. Сзади шел смертельно уставший сержант, еле сдерживая рвущуюся в ярости овчарку. ПОИСК В ПУСТЫНЕ Следы дальше и дальше уводили пограничников. Все чаще приходилось вылезать из автомобиля и бежать за собакой. Когда воздух прохладен, в пустыне легче дышится. И бежать легче. Шаг нарушителя был однообразен и четок. Но собака уже стала уставать. Ефрейтор Гали Латыпов то и дело подносил ей флягу, она жадно лакала воду. На востоке голубоватое небо окрасилось в оранжево-розовые тона. Шофер Блинов выключил фары. Следы петляли меж крутых холмов. Латыпов и его спутник ефрейтор Еременко бежали вслед за собакой, а машина вынуждена была свернуть и объехать сыпучие кручи. Латыпову бежать было легче: его тянула овчарка. Еременко старался не отставать, ни на минуту не упуская из вида его мокрую с выступившими разводьями соли сутуловатую спину. Оба старались бежать в одном темпе: прибавишь — собьешь дыхание. Во рту уже давно все пересохло. Еременко понимал, что Латыпов экономил воду для собаки, и не притрагивался к своей фляге. Теперь ему было совсем невмоготу. — Гали, остановись, — сдавленным голосом прохрипел Еременко.—Попьем. Но тот только мотнул головой: рано, держись. Еще неизвестно, что ждет впереди. И снова скрипел песок под ногами солдат. Солнце поднялось высоко. Его лучи падали теперь почти отвесно. Стало еще жарче. Высохли просоленные гимнастерки. Впереди ветерок поднял легкое облачко пыли. Она садилась на гимнастерки, на мокрые лица. Собака внезапно остановилась и обнюхала обглоданные кусты селина и верблюжьей колючки. Видно, ветку жевала изголодавшаяся лошадь. Латыпов осмотрел следы. — Что за наваждение? — прошептал он. — Все время тянулся след одного человека. А сейчас два. Второго нарушителя словно на парашюте спустили. Тревога появилась в глазах Латыпова. «Один слез с лошади» — догадался он. Казбек снова потянул пограничников по следу. 2. «За рулем» J* 5Михаил Кислов строил железную дорогу Абакан—Тайшет, водил грузовой автомобиль в тайге, на трудных трассах горных Саян. Теперь он воинпограничник. И здесь, на границе, отличный водитель совершил немало сложных рейсов, не раз отличался при выполнении заданий командования. роли шофера. Ему поставлена задача: «проехать» по перекрестку со сложным движением, где скрещиваются трамвайные, троллейбусные, автомобильные маршруты, и сделать левый поворот. Перед ним схема перекрестка с обозначением светофоров и двигающегося транспорта. Унтевский своевременно нажимает нужную кнопку, обозначая начало движения. Он «едет» на зеленый свет. Табло показывает: решение правильно. А стоит «шоферу» ошибиться,, как машина становится строгим «регулировщиком». Она не «пропустит» нарушителя до тех пор, пока его действия не окажутся правильными. С помощью обучающих машин курсанты быстро овладевают автоделом. Майор Н. ЗАЙЦЕВ. Фото автора. Отличник учебы курсант пограничного училища старший сержант Виктор Унтевский у машины-экзаменатора.ВОЕННОГОКак легче и быстрее обучить курсанта автоделу? Ведь будущий офицер, придя на границу, столкнется прежде всего с автомобилем. Ему придется и возглавлять механизированные дозоры, и руководить действиями шоферов, а иногда и самому садиться за руль. Ко всему этому упорно ис интересом готовятся будущие командиры. ...Идет урок по изучению автомобиля. После ознакомления с важнейшими агрегатами и электрическими схемами преподаватель решает проверить, как курсанты усвоили эти разделы. Им раздаются программированные билеты. Непродолжительная подготовка—и курсанты подходят к экзаменующей машине. В каждом билете несколько вопросов, касающихся теории автомобиля, его технических данных. Вот отвечает курсант Самошкин. Он вводит свой закодированный ответ в машину. Через какие-то доли секунды на табло вспыхивает цифра 5 — «Отлично». А если допущена ошибка? Если курсант не смог правильно ответить на вопросы? Машина — строгий «экзаменатор». Тут же на табло она быстро выводит двойку. Тогда курсант вновь ищет правильный ответ, пока не появляется положительная оценка. Отвечает курсант Унтевский. Он в