Р ис . 3. Схема смазки двигателя: 1 — масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3 — предохранительный клапан; 4 — центробежный фильтр; 5 • основная — секция насоса; 6 — дополнительная секция насоса; 7 и9 — редукционные клапаны масляного насоса; 8 — маслоприемник. дает масло только в фильтр центробежной очистки. В систему смазки включается при помощи краника масляный радиатор. Предохранительный клапан, установленный перед радиатором, открывается и пропускает в него масло только при давлении в системе выше 1 кг/см 2 . Вентиляция картера — открытого типа. Газы отсасываются из картера за счет разрежения, возникающего в вытяжной трубе во время движения автомобиля. Свежий воздух поступает в картер через маслозаливную горловину и специальный воздушный фильтр, расположенный на ней. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Клапан термостата начинает открываться при температуре порядка 78 градусов. Во время прогрева двигателя при более низкой температуре охлаждающая жидкость циркулирует по «малому кругу» (минуя радиатор). Этим достигается быстрый прогрев двигателя. Радиатор — трубчато-ленгочного типа с тремя рядами трубок, между которыми для увеличения площади теплоотдачи введены медные гофрированные листы. Из агрегатов системы питания на двигателе смонтированы: карбюратор К-126Б, фильтр тонкой очистки топлива с керамическим фильтрующим элементом и бензиновый насос. В двигателе ГАЗ-66 использованы решения, уже давно зарекомендовавшие себя в практике Горьковского автозавода. К ним относятся применение вставки из аустенитного чугуна в верхней части гильзы цилиндров, пористое хромирование верхнего компрессионного кольца, изготовление втулок клапанов из металло-керамических сплавов, поршней из высококремнистого алюминиевого сплава, наплавка торцов толкателей отбеленным чугуном и т. Д. Основные изнашиваемые детали двигателя выполнены съемными. Заменять их можно без ремонта базовых деталей — блока, головок цилиндров. Поэтому ремонт двигателя ГАЗ-66 намного легче, чем двигателя ГАЗ-63. На этом мы заканчиваем описание двигателя автомобиля ГАЗ-66. Остается добавить, что такой двигатель устанавливается и на семействе машин ГАЗ-53. В. ЖАДАЕВ, Р. ЗАВОРОТНЫЙ, инженеры.г. Горький.Выходят на «орбиту»Условное изображение земного шара с орбитой, в которую вписаны буквы «И» и «Ж», — фабричное клеймо ижевских мотоциклов — давно стало привычным для нас. Тридцать с лишним лет назад появились первые машины с этой маркой, и столько же лет они совершенствуются. На смену ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-4, ИЖ-5, ИЖ-7 — первенцам нашего мотоциклостроения — пришли ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56. Наконец, обрела свою земную орбиту модель «Планета», а •след за ней и «Юпитер». Теперь трассы нашего самого популярного мотоцикла пролегли по двадцати девяти различным странам. В прошлом году в ЦКЭБ мотоциклостроения «ИЖ-Юпитер» проходил сравнительные испытания со своими зарубежными «коллегами». Испытания показали, что по техническому уровню советский мотоцикл не уступает иностранным машинам того же класса, а по надежности превосходит многие из них. В ближайшее время к словам «Планета» и «Юпитер» добавится двойка. Эта цифра — плод большой и напряженной работы всего завода. Чем же будут отличаться «Планета-2» и «Юпитер-2» от своих хорошо известных предшественников? Об этом в одном из очередных номеров нашего журнала подробно расскажут главный конструктор завода Г. Писарев и инженер В. Абрамян. А пока по многочисленным просьбам читателей мы публикуем фотографии новых мо ­ делей. Работая над ними, конструкторы уделяли большое внимание повышению надежности и долговечности отдельных узлов и всего мотоцикла в целом. Мощность «Планеты-2» — 15 л. с. Это позволило улучшить динамические качества мотоцикла и увеличить максимальную скорость до 105 км/час. Изменился и внешний вид. Теперь мотоциклы будут окрашиваться фирменной краской «морская волна». Обода колес, спицы, глушители покроет слой хрома, крышки картера станут полированными, а кожухи карбюратора и тормозные крышки окрасит молотковая эмаль. Удобнее и красивее станет седло, покрытое цветным текстовинитом. Конструктивные же новшества позволят повысить гарантийный пробег мотоциклов «ИЖ-Планета-2» и «ИЖ-Юпитер-2» по сравнению с предшествующими моделями на 25 процентов.Двухцилиндровый мотоцикл <ИЖ-Юпитер-2».Мотоцикл •«ИЖ-Планета-2».