Мастерство водителя складывается из очень многих, порой элементарных, но доведенных до автоматизма навыков и приемов. Опытный шофер, не задумываясь, иногда просто виртуозно, выполняет маневр, который для новичка представляет значительные трудности. Вот, скажем, остановка у тротуара или обочины. На свободной улице или дороге все просто. В городских условиях, когда у тротуаров на разном расстоянии один от другого «отдыхают» автомобили, эта задача не каждому по плечу.ШКОЛА МОЛОДОГО ШОфЕРДНА СТОЯНКУлВзгляните на эти снимки (фото а, б). Такую картину, к сожалению, приходится наблюдать нередко. А ведь в этом случае шофер мог поставить машину нормально. Если бы, разумеется, знал, как это сделать. Бывает и иначе: молодой водитель, напуганный ограниченностью возможностей, вообще не предпринимает никаких попыток и проезжает значительные расстояния в поисках «свободного места», а оно было совсем рядом. Да не только молодой, правильнее сказать — неопытный. Ведь поставить свою машину в небольшой промежуток между двумя другими автомобилями не всегда сумеет и водитель со стажем. Что же удивительного: в автошколе этому не учили, а на практике довелось сталкиваться не часто. Между тем для «городского» шофераэта наука необходима, мы бы сказали, обязательна. Nva\ хотим показать здесь наиболее рациональный способ выполнения такого маневра. Состоит он из шести последовательно осуществляемых операций. Рассмотрим каждую из них в отдельности (все шесть кадров, иллюстрирующих маневр, сделаны на одной из набережных Москвы).1. Заезжать в просвет между двумя уже стоящими автомобилями лучше всего задним ходом, чтобы сначала завести в него менее управляемую часть машины. Поэтому, наметив себе место для остановки, надо проехать немного вперед к автомобилю, вслед за которым вы хотите поставить свою машину. В исходном положении необходимо выравнять машину так, чтобы задние части автомобилей были на одной линии, а расстояние между ними составляло примерно около полуметра. Не забудьте перед началом маневра подать предупредительный сигнал соответствующим указателем поворота. 2. Когда все это сделано, надо на месте повернуть рулевое колесо до отказа вправо. Именно при таком положении передних колес мы начинаем движение автомобиля задним ходом. Насколько далеко, это будет зависеть от типа автомобиля, его габаритов. На «Москвиче», например, до середины передней двери. Затем — стоп! Вторая операция закончена. Можно переходить к третьей.вккшге-х3. Теперь поворачиваем передние колеса в противоположную сторону, до отказа влево и готовимся к самому ответственному, четвертому шагу. Попутное замечание: перед выполнением его надо повернуться так, чтобы хорошо видеть правую сторону автомобиля (фото в). 4. После этого осторожно продолжаем движение задним ходом почти до соприкосновения со стоящим сзади автомобилем. Не упускайте из виду ни на секунду правую переднюю сторону автомобиля. При первой же опасности задеть крылом стоящий впереди автомобиль внесите соответствующую поправку в угол поворота колес. 5. И вот вы почти у цели. Надо только, что называется, спрятать нос машины. Для этого на месте переводим рулевое колесо в крайнее правое положение, а затем начинаем движение вперед, почти вплотную к стоящему впереди автомобилю. Но это еще не все. Во-первых, надо выравнять колеса, во-вторых, оставить равные просветы между стоящими автомобилями. 6. Выводим рулевое управление в положение движения прямо и немного сдаем автомобиль назад. Это уже не представляет особого труда.вот теперь — готово! Можно выйти из автомобиля и взглянуть на плоды усилий. Обойдите автомобиль: правильно поставленным его можно считать тогда, когда правые колеса отстоят на несколько сантиметров от бордюрного камня. Это в дальнейшем даст возможность легко начать движение. Если правые колеса прижаты к бордюру, портятся шины и затрудняется выезд со стоянки. Г. ЗИНГЕР.16