28
29
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ ВИЛКА СОВЕРШЕННЕЕ«Я слышал много хороших отзывов о вилке рычажного типа, применявшейся ранее на тяжелых мотоциклах К-750. Что послужило причиной для замены ее телескопической?» Этот вопрос задал читатель В. Васильев из Харькова. Отвечает на него главный конструктор Киевского мотоциклетного завода П. Мухин. Преимущества новой телескопической вилки, применяемой на мотоцикле К-750М, состоят в том, что долговечность ее в полтора раза выше, чем рычажной, а мягкость работы не хуже. Величина хода переднего колеса при амортизации на неровностях дороги у телескопической вилки составляет 140 мм против 125 мм у рычажной. Но •то не все. Новая вилка увеличивает устойчивость мотоцикла при езде на больших скоростях. Кроме того, узлы •• полностью взаимозаменяемы с узлами вилон мотоциклов М-62 и М-63 Ирбитского мотозавода.КАК ИЗГОТОВИТЬ ПАСТУ ДЛЯ РЕМОНТА ШИВ?Этот вопрос интересует читателя Н. Кузнецова из Иркутска. О приготовлении пасты рассказывает начальник лаборатории шиноремонтных материалов НИИ шинной промышленности В. 3. Каменский. Паста, входящая в состав автоаптечек для ремонта бескамерных шин, приготовляется из специальной резиновой смеси «Галоша» (100 весовых частей), набухшей в бензине (80 весовых частей). В состав резиновой смеси входят натуральный каучук (100 весовых частей), сера (2,5 весовой части), ускорители вулканизации (2 весовых части), окись цинка (5 весовых частей), фенолформальдегидная смола (7 весовых частей), сажа (25 весовых частей). Как видите, •е нельзя приготовить в домашних условиях. В качестве заменителя можно пользоваться любой другой сырой резиновой смесью (лучше клеевой). Такие смеси широко применяются при ремонте шин; они есть на всех шиноремонтных предприятиях, а также входят в состав автоаптечек для ремонта камерных шин (АР-4). Для приготовления пасты мелко нарезанную смесь надо залить соответствующим количеством бензина (можно авиационного) и оставить на один-два дня для получения совершенно однородной массы.включается подвижной муфтой при помощи рычага, расположенного между сиденьями в кабине. Длинный рычаг, находящийся ближе к пассажирскому сиденью, переключает передачи раздаточной коробки; короткий, тот, что ближе к водителю, — включает и выключает дифференциал. Для включения дифференциала рычаг нужно поставить в нижнее положение, для выключения блокировки — перевести рычаг в верхнее. Включать дифференциал следует только при езде по труднопроходимым дорогам, покрытым грязью, льдом, снегом, песком, когда колеса одного иэ мостов буксуют. Выключать дифференциал непосредственно в момент пробуксовки одного из ведущих мостов не разрешается. Колеса заднего моста могут пробуксовывать при включенном дифференциале, когда почти вся нагрузка приходится на средний мост и колеса заднего моста «не получают» достаточного сцепного веса. В этом случае надо выключить дифференциал, то есть сблокировать привод на мосты. Тогда автомобиль уверенно преодолеет препятствия. При техническом обслуживании № 1 после пробега 1000—1500 км (в зависимости от условий эксплуатации) необходимо снять и промыть в керосине корпуса и элементы топливных фильтров. Если элемент фильтра тонкой очистки стал мягним, необходимо сменить его. При нормальных условиях эксплуатации фильтр тонкой очистки топлива заменяют через 2000—3000 км пробега. При втором техническом обслуживании (после 4000—6000 км пробега), помимо работ первого технического обслуживания, надо проверять давление топлива в подводящей магистрали, включая специальный контрольный манометр между топливным Насосом и насос-форсункой. Давление должно быть не менее 1,5 кг/с№ и не более 3 КГ/CMS при 2000 об/мин. Если давление превышает 3 кг/см?, надо снять насос-форсунки для переборки и замены в них фильтров (к каждому автомобилю дается 12 фильтров насос-форсунок). Если же давление понижено, необходимо заменить фильтрующие элементы топливных фильтров тонной и грубой очистки. Эти элементы можно получить через отделения «Сельхозтехники».«Нормальный зазор между верхней частью поршня и зеркалом цилиндра должен быть в пределах 0,3—0,5 мм, а в нижней части юбки — 0,07—0,08 (у нового поршня)». А вот выписки из таблиц этой ж * нниги (стр. 218 и 223): Второй Первый ремонт ремонт Диаметр поршня в нижней части юбки в мм 00 72,43 — 72,42 72,93 — 72,92 0 72,42 — 72,41 72,92 — 72.91 1 72,41 — 72,40 72.91 — 72,90 Диаматр цилиндра ремонтного размера в мм 00 72,52 — 72.51 73,02 — 73,01 0 72,51 — 72.50 73,01 — 73,00 1 72,50 — 72,49 73,00 — 72,99 «Цилиндр с изношенным или поврежденным зеркалом растачивают на токарном или вертикально-расточном станке, а затем доводят хонинговальной головкой или разжимным притиром с наждачной пастой. При растачивании цилиндра добиваются... точной перпендикулярности оси цилиндра фланцу и возможно более чистой поверхности. В условиях плохо оснащенной мастерской для того, чтобы фланец был перпендикулярен оси цилиндра, цилиндр устанавливают на выверенной планшайбе (в патроне токарного стайка) и крепят болтами за фланец; или нижнюю часть цилиндра вставляют в кольцо, закрепленное в патроне». размерной группыСНОВА О МОТОКОЛЯСКЕЧитатель И. Лисица обратился в редакцию с несколькими вопросами по мотоколяске. Мы уже публиковали в № 10 журнала за 1964 год консультацию для владельцев мотоколясок. Сейчас, в дополнение к этому материалу, печатаем рекомендации, которые дает главный конструктор завода, выпускающего мотоколяски, А. К. Стрельников.КАК УСТРАНИТЬ ЛЮФТ В ПАЛЬЦАХ СТОИКИ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ? Шкворневые пальцы и втулки передней подвески изнашиваются после пробега 15—20 тысяч километров. Это естеЧитатель П. Коканов из Удмуртской ственно. Преждевременный износ происАССР интересуется, выпускает ли ходит от недостаточного ухода за подпромышленность коляски к мотоциклу К-175 и нельзя ли такую ковеской. Люфт обычно возникает в пальцах стойки передней подвески. Чтобы ляску изготовить самому. устранить его, надо отвернуть гайку С завода нам сообщили, что пристраивать к этому мотоциклу коляску не реболта, крепящего палец стойни к рычагу подвески, и повернуть палац до комендуется, так как двигатель и экинонца винтовой канавки (по часовой пажная часть не рассчитаны на столь стрелке). Если этого окажется недостаМЕРЫ ПРИНИМАЮТСЯ большие (особенно боковые) дополниточно, ТО НУЖНО ПОДЛОЖИТЬ ПОД ГОЛОВ; тельные нагрузки и могут преждевременну пальца дополнительную шайбу. Слено выйти из строя. Читатель А. Васильев из г. Берездить за состоянием пальцев в стойках няки Пермской области жалуется на обязательно — иначе преждевременно частый обрыв клапанов двигателя износятся все трущиеся соединения под«Волги». «Что делается для улучшеГЛУШИТЕЛИ вески и даже возможна их поломка. ния качества этих деталей?» — спрашивает он. Отвечает заместитель главЧТО НАДО СДЕЛАТЬ С ПЕРЕДНЕЙ ДЛЯ СТАРЫХ МОТОЦИКЛОВ иж ПОДВЕСКОЙ, КОГДА ОПУСТИЛАСЬ ПЕного конструктора Горьковского автозавода Н. Мозохин. РЕДНЯЯ ЧАСТЬ МОТОКОЛЯСКИ (ПРИ Читателя А. Овсиенко из г. Ромны ПОЛНОЙ НАГРУЗКЕ КОЛЕСА НА УХАВАХ Чтобы такой беды не случилось, мы заинтересовала статья инженера ЦЕПЛЯЮТ ЗА ПЕРЕДНИЕ КРЫЛЬЯ)? принимаем меры в двух направленияхВ. Иванова «Глушители для старых конструкторском и технологическом. Опускание передней подвески — следмотоциклов ИЖ», опубликованная в Конструкторы внедряют новую жароствие заедания J* 9 нашего журнала за 1964 год. При ках или потери торсионов в подшипнипрочную клапанную сталь ЭП 303, имеюупругости торсионов • чтении статьи у него возникли два щую более высокие механические свойрезультате неправильной термообработвопроса: какая сила шума у мотоства, чем служившая ранее материалом ки. В этом случав торсионы необходимо цикла с усовершенствованными глудля клапанов сталь 4Х9С2. А технологизаменить. шителями? До какого диаметра надо ческое направление заключается в том, У МНОГИХ МОТОКОЛЯСОК ПОСЛЕ ПРОрастачивать цилиндры НЖ-56 под что повышается чистота обработки поБЕГА 5—7 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ ПОЯВпоршень первого и второго ремонт» верхности стержня а зоне обрыва. Чем ЛЯЮТСЯ БОЛЬШИЕ ЛЮФТЫ ЗА СЧЕТ ного размеров и как растачивать? чище поверхность, тем меньше концентИЗНОСА НИЖНЕЙ ЧАСТИ ПОВОРОТНОГО Ответ на оба вти вопроса дает автор рация напряжений, а стало быть, выше КУЛАКА, И ОН НАЧИНАЕТ ПОДНИМАТЬстатьи инженер В. Иванов. прочность стержня. СЯ И ОПУСКАТЬСЯ ПО ШКВОРНЮ НА Применение описанной в статье систе4 - 5 ММ. ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЭТОмы глушения даст снижение шума до ГО, НУЖНО СМЕНИТЬ УПОРНЫЙ ПОД77—78 децибеллов (вместо 85 децибеллов ВОДИТЕЛЯМ КрАЗов ШИПНИК. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? у обычного мотоцикла). Для замены упорного подшипника Поршни первого и второго ремонтных шкворня следует выбить шкворень лаЧитатель В. Теребов нз Алтайского размеров разделяются на три группы с тунной или алюминиевой круглой оправкрая интересуется работой межосеиндексами «00», «0» и «1», выбитыми на кой и подложить вместо текстолитовой вого дифференциала автомобилей, выверхнем торце поршня. шайбы стальную каленую, ноторая пускаемых Кременчугским автомоБолее подробно этот вопрос рассмотустранила бы люфт и обеспечила свобильным заводом, и некоторыми морен в книга А. М. Аичугова и В. А. Лут- бодное вращение кулака. ментами их технического обслуживачеаа «Моторные коллсии» (Издательство ния. Отвечают заводские конструкКАК УВЕЛИЧИТЬ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ машиностроительной литературы, Москторы. РАБОТЫ ЖЕСТКИХ И МЯГКИХ ШАРНИва, 1960 г.). Так как на мотоколясках Раздаточная коробка с межосеаым РОВ? СЗА и СЗЛ стоит ижевский двигатель, дифференциалом служит для передачи можно пользоваться размерами, привеДля этого необходимо вилни шарникрутящего момента на ведущие мосты денными в таблицах. Вот что сказано на ров располагать в одной плоскости. Таавтомобиля. Межосевой дифференциал стр. 217 этой книги> кое расположение гарантирует достаточ-НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ28 ный угол и равномерность вращения шарниров при любых положениях колеса. МОЖНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ СВЕЧИ А11У И А14У НА МОТОКОЛЯСКЕ СЗА-М? Свечи А11У и А14У, как горячие свечи, облегчают пуск двигателя. Но их можно применять только при температурах окружающего воздуха ниже 0 градусов и при кратковременных поездках, так как возможна детонация. КАК ПРАВИЛЬНО УСТАНОВИТЬ ЗАЖИГАНИЕ? Для полного сгорания рабочая смесь при среднем и большом числе оборотов вала двигателя должна воспламеняться от элеитрической искры в тот момент, когда поршень не дойдет 5,0—5,5 мм до в. м. т. Это обеспечивает механизм опережения, который устанавливается на валу двигателя. Для легкого пуска и устойчивой работы двигателя при скорости вращения вала до 600 об/мин зажигание устанавливают, когда поршень не дойдет 1—1,5 мм до в. м. т.«Почему происходит самовыключение передач на мотоцикле М-72?» С таким вопросом обратился к нам «Вот уже два года я езжу на мотоК. Тихонов из г. Саратова. цикле «Иж-Планета», — пишет нам Причины самовыключения передач А. Демченко из Тбилиси. — Машина могут быть разные: износ кулачков, шехорошая, но окраска потеряла блеск. стерен, стенок отверстий муфт переклюКак восстановить ее?» Этот вопрос чения, вилок переключения передач, интересует многих наших читателейослабление пружины фиксатора и т. д. авто- и мотолюбителей. Устранение их требует разборки коробки передач и замены вышедших из Поможет им своими советами инстроя деталей. женер В. И. Кирюшкина. Но самовыключение возникает ив результате разрегулирования винтов механизма ножного переключения переСолнце, воздух и вода для автомобиля дач. В этом случае достаточно регулиили мотоцикла, в отличие от человека, ровки. Следует включить вторую перевовсе не добрые друзья. Из-за их воздачу, освободить контргайки регулиродействия лакокрасочные покрытия терявочных винтов коробки передач и выют глянец, становятся тусклыми, машивернуть винты. Затем ножной педалью на перестает быть нарядной, привлекапереключают передачу со второй на тельной. Стремясь восстановить первотретью (при этом должен быть слышен начальный блеск, многие владельцы щелчок фиксатора) и, удерживая педаль органические КАК МОЖНО УВЕЛИЧИТЬ СРОК СЛУЖприменяют различные БЫ ДВИГАТЕЛЯ И ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПОрастворители, смазки и химические сов этом положении, отверткой завертывают нижний регулировочный винт до ставы. Эти средства, к сожалению, не ТЕРИ им мощности? упора в торец кривошипа и контрят дают нужного результата и даже, наобоПотеря мощности двигателя возможна его гайкой. Далее нужно переключить рот, действуют разрушающим образом вследствие засорения выпускных трупередачу с третьей на вторую и, прина покрытие. бок глушителя. Дело в том, что глушидерживая педаль в этом положении, затель у мотоколяски СЗА-М неразборный и Между тем профилактическое обновлевернуть верхний регулировочный винт рассчитан на нормальную работу в течение лакокрасочных покрытий довольно ние 15—20 тысяч километров пробега. просто, не требует особых знаний и надо упора, также законтрив его гайкой. Он заполнен стекловолокном, которое иногда и вызывает засорение. В чем же выков. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ ЛИ Прежде чем приступить к восстановвыход? Подробно об этом рассказывалось в журнале «За рулем» № 10 за лению глянца, тщательно осмотрите маДЕТАЛИ И УЗЛЫ шину и отметьте все места, где обнару1964 год. Попробуйте прочистить выпускжите пятна от минеральных масел. Уданые трубки проволокой диаметром 2 — МОТОЦИКЛОВ М-52 И М-61? лять их лучше всего протиранием сухой 3 мм при работающем двигателе. фланелью или мягкой марлей. Если это Сейчас на заводе разработан новый не поможет, слегка смочите тряпку бенЧитателя нашего журнала А. Коноглушитель, конструкция которого позвозином, а затем чистой фланелью протринова из Харькова интересует, можно ляет проводить чистку. В скором времели использовать детали мотоцикла ни его будут устанавливать на мотоколяте насухо. М-61 на мотоцикле М-52. ске. Чтобы ваша машина всегда блестела, советуем раз в десять дней мыть ее поПо просьбе редакции на этот вопрос По части увеличения срока службы лировочной водой; она есть в продаже. отвечает главный конструктор Ирбнтдвигателя можно рекомендовать устаДля тех, кто хочет приготовить такую ского мотозавода А. Федоров. новку контактно-масляного воздухоочиводу самостоятельно, можно рекомендоПри необходимости цилиндры, поршни, стителя от мотоцикла «ИЖ-Юпитер». вать следующий рецепт: берется 38 прокомпрессионные и маслосъемные кольцентов полировочной пасты, 54 — воды, ца, поршневые пальцы и штанги толкаКАК ОТПОЛИРОВАТЬ 8 — уайт-спирита; полученную смесь телей от двигателя М-61 можно устанотщательно размешивают. вить на двигатель М-52. Такое переоборудование изменит его техническую хаСТЕКЛО В случае, когда глянец почти отсутстрактеристику: рабочий объем увеличитвует, полировочная вода не дает желаеся с 494 до 650 смз, а мощность — с 26 мого эффекта. Здесь поможет специальЧитатель В. Титов из Ленинграда до 28 л. с. Взаимозаменяемы по посадочная полировочная паста (№ 290), которая обратился в редакцию с просьбой ным местам и двигатели М-52, М-61, М-52, также продается в магазинах. Для глянрассказать о том, как избавиться от К-750 (26 л. с ) , а также все коробки пецевания нужно приготовить тампон — туцарапин на ветровом стекле. Отвего свернуть кусок ваты и покрыть его едач, выпускавшиеся и выпускаемые чает на этот вопрос заместитель димягкой тканью. На тампон наносят паЙ рбитским и Киевским заводами. ректора по научной части Государсту и равномерно круговыми движенияственного научно-исследовательского ми растирают ее по поверхности до поинститута стекла В. Гороховский. лучения нужного блеска. После этого Блестящие (волосяные) царапины СОХРАНЯЮТСЯ ЛИ поверхность нужно протереть сухой можно заполировать фетром или войлофланелью, а затем обработать полироком и водной суспензией полирующего КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ОЧКИ? вочной водой для удаления жирных напорошка, например полиритом (это летов, образующихся от пасты. смесь окислов редкоземельных металлов Читатель Н. Надеждин из Ленинс преимущественным содержанием окиПолировной лучше заниматься в пограда просит разъяснить, в течение си церия Се О, — до 50 процентов) или мещении, это исключит попадание пыкакого времени действительны класкрокусом (окись железа pe303). Полили и мелких абразивных частиц, котосификационные очки, дающие право рит обладает в несколько раз большей рые могут оставить царапины на пона присвоение следующего спортивполирующей способностью, поэтому верхности. ного разряда. Ему отвечает судья лучше применять его. всесоюзной категории Г. Соловьев. Несколько слов о том, как следует Классификационные очни, необходиНе вынимая стекла, можно быстро замыть машину. мые для получения любого спортивного полировать царапины, употребив элекНередко можно наблюдать такую карразряда, в том числе начального тродрель пистолетного типа и небольтину: отец, закончив профилактический (третьего), должны быть набраны шое приспособление (см. рисунок). Хворемонт, последнюю операцию — мойспортсменом не в течение 24 последовастовик приспособления зажимают в патку — поручает сыну. Ребенок преврательных месяцев, как считают некоторон» дрели. Войлочную или фетровую щает это в своеобразную игру и «расрые, а в течение двух смежных каленчасть его смачивают густой суспензией стреливает» в упор машину из шланга. дарных лет. Этот же срои относится и полирующего порошка. Придав полироКузов гудит под тугой струей воды, к занятым в соревнованиях местам, ковальнику вращательное движение, приа «наставник» довоторые необходимы, чтобы получить пержимают его к стеклу и перемещают по «мойщик» хохочет, привыкает к труду. лен: пускай, мол, вый разряд или звание нандидата в маповерхности. Все это хорошо, только следует помнить стера спорта и мастера спорта СССР. При глубоких царапинах для ускорео том, что при сильном напоре песок и ния процесса вместо полирита или кроНапример. Спортсмен 2-го разряда в различные твердые частицы, попадаюкуса применяют тонко измельченный любом месяце 1965 года на одном или щие в воду, могут поцарапать и испорпорошок пемзы, просеянный через мелнескольких соревнованиях набрал 20 оч8 тить окраску. коячеистую сетку (10 000 юте/см , разков и один раз занял 8-е место в соТрудносмываемую пыль и грязь счимер зерна 40—50 мк). ?евновании первой группы. В течение щают губкой или мягкой волосяной щет966 года он получит еще 50 очков и кой. При этом ни в коем случае не один раз займет 5-е место в соревноваПолировальник: 1 — металл; 2 — войпользуйтесь тряпками или ветошью, хонии второй группы. Однано 1-й разряд лок или шерсть. тя бы чуть-чуть загрязненной песком. ему не будет присвоен, так как он, хотя При мытье автомобиля или мотоцикла и займет два раза требуемые. места, но не наберет в течение двух календарных избегайте применения мыла, соды, керолет 80 очнов. В 1967 году будут действисина, различных химических составов, тельны 5-е место и 50 очков, набранные дающих кислую или щелочную реакв 1966 году. цию, а также всевозможных растворителей и разбавителей. Они способны расОчки, полученные в 1964 году (то творить лакокрасочную пленку. есть до вступления в силу новой классификации), сохраняют силу в течение После тщательной промывки поверх1965 года, если они не пошли в зачет ность вытирают предварительно смоченпри присвоении очередного разряда. В ной и отжатой замшей или фланелью, а любом случае после присвоения очередзатем насухо вытирают марлей. ного разряда очни, набранные сверх Если вы будете следовать этим совенорматива, аннулируются и начисление там по уходу за машиной, она всегда буих начинается заново — со следующего соревнования. дет у вас в прямом смысле блестеть. ФI0D-I5D .КАК ВОССТАНОВИТЬ ГЛЯНЕЦНУЖНАРЕГУЛИРОВКА29