• Е в ьмвалмж • i.e»EYi»i кышалыж ЮЖМВЛАДЕЛЬЦАМ «ВЯТКИ»Водитель резко нажал и отпустил рычаг выжима сцепления. Результат получился плачевным: сломался шпоночный паз опорного диска сцепления. А другой владелец мотороллера вроде бы и не делал никаких резких движений, а паз все равно сломался: просто водитель забыл, что нужно своевременно подтягивать гайку муфты сцепления. Как помочь этим людям—стремительному и забывчивому? Нужно сделать вот что, В механической мастерской на токарном станке изготовить втулку из углеродистой стали или из любого антифрикционного сплава и закалить до твердости Re 45—52, а затем запрессовать на шейку опорного диска (см. рисунок). После запрессовки втулку А шлифуют по наружной поверхности до диаметг.= п — 0,060 Г ра 25,9 _ о,095 заподлицо с торцом ступицы опорного диска. Для лучшей смазк и можно на поверхности втулки проточить Ф25,9Ш винтовую канавку. Игольчатые ролики 2,5X16 при этом не применяются. Стало быть, снимать и ставить сцепление будет l тегче. А. КОСЯКОВ. го. Откинутые спинки опираются на надколесные выступы, образуя удобный для головы угол. Заднее сиденье укладывается с поворотом на 180 градусов. Оно опирается одним концом на выступ над коробкой передач, а другим — на салазки. Кронштейны попадают под сиденье и удерживают его от сдвигов. Получается ровная постель с удачным расположением стыков сидении. Е. КОВТУН.УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА НА ТРАНЗИСТОРАХПока мотоциклы выпускаются без указателей поворота, можно рекомендовать простую в изготовлении и надежную в работе схему прерывателя тока лампочек. Таким прерывателем служит обычный мультивибратор на транзисторах. Мною собран прерыватель, в котором активными элементами являются составные триоды (см. схему). Применение их позволило увеличить сопротивления базы Reв цепях и во столько же раз уменьшить емкость конденсаторов С. Это в свою очередь уменьшило габариты мультивибратора,г. Запорожье.ФОРТОЧКА ВМЕСТО ЖАЛЮЗИВ правом крыле мотороллера Т-200 (деталь С613-3) на месте, где находятся жалюзи охлаждения двигателя, я сделал вырез в виде форточки, которую можно открывать и ппи необходимости закрывать. Форточка устроена так, что при открытом положении она откидывается на 45 градусов. Ударяясь о нее, струя встречного воздуха попадает на вентилятор, тем самым улучшая охлаждение цилиндра. М. ТРУЩЕЙ КО.г. Брянск.г. Вятские Поляны.КАЛИБРОВКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХКапля камень долбит — говорит древняя пословица. Часто я вспоминаю ее, осматривая выпускное устройство своего мотоцикла «Ява» после езды по плохим дорогам, Один за другим вырываются камешки из-под колес, стучат по одному и тому же месту и деформируют трубопроводы. А тут еще наезды на всякие препятствия. Как выправить помятую выхлопную трубу? Я вспомнил о применяемом в машиностроении технологическом процессе — калибровке. Он заключается в том, что сквозь отверстия проталкиваются шарики и этим улучшается качество поверхности отверстий. Из стали 40 я выточил три детали. имеющие форму бочонка (рис. 1) с перепадом между диаметрами в3 мм. Данные схемы следующие: Л|! Л2; Лэ; Лч — лампочки накаливания 6,3 в 0,28 а. Триоды: Т, — П4Д без радиатора, Д =25; Tj> — П14, й = 30. Сопротивления KSЮ ом. Конденсаторы С — 50 мкф, 12—20 в, электролитические. П—сдвоенный тумблер с нейтральным положением. Период мигания лампочек—0,7 секунды. Напряжение аккумуляторной батареи на мотоциклах значительно меньше допустимого напряжения на коллекторе любого транзистора. Поэтому для выбора транзистора Ti достаточно, чтобы ток лампочки был меньше допустимого тока коллектора. Для составного триода ток коллектора Tj Должен быть выше тока базы. Сопротивление нагрузки мультивибратора fj v определяется напряжением и током лампочек указателя поворота:•JA. (а,) Величина сопротивлений toв цепях базы зависит от коэффициента J5 усиления триода по постоянному току и сопротивления нагрузки £ кКОНТРОЛЬ ЗА ДАВЛЕНИЕМ МАСЛАВсем известно, к каким тяжелым последствиям может привести неисправность в системе смазки двигателя автомобиля. Для того чтобы снижение давления в масляной магистрали тотчас же привлекло к себе внимание водителя, полезно установить на приборной панели красную лампочку, автоматически загорающуюся при падении давления ниже допустимого уровня. В «Волге» для этой цели очень удобно использовать контрольную лампочку включения ручного тормоза. В качестве датчика можно применить датчик давления масла от автомобиля «Запорожец»^ его надо ввернуть вместо сливной пробки в фильтр тонкой очистки. Электрическая схема сигнализатора: 1 — контактный датчик давления масла: 2 — выключатель контрольной лампочки ручного тормоза; 3 — контрольная лампочка ручного тормоза; 4—предохранитель; 5 — за'мок зажигания, Переделка электрической схемы несложна. Применительная к «Волге» схема показана на рисунке. После переделки красная лампочка будет гореть и тогда, когда машина стоит на ручном тормозе, и тогда, когда отсутствует давление масла. Ни в том, ни в другом случае начинать или продолжать движение нельзя. Э. ПОТЕМИН.ft» SKforOе'п';г\—Rf(on) *£.«,*;(ом)Если применяются составные триоды, то J } * J9 f JS О . где JB. и ^ о — коэффициенты усиления триодов составного триода. Емкость конденсатора С зависит от желаемого периода мигания лампочек и сопротивления /g Р :С,Р ис . 1. Деталь для исправления вмятинР и с. 2. Движение деталей в трубопроводе. Деталь наименьшего диаметра опускаем в трубопровод со стороны прямого участка (рис. 2). Вслед за первой идет вторая — большего диаметра, а за ней — третья. Трубопровод вместе с деталями резко встряхиваем — и верхняя деталь ударяет по нижней. Встряхивание продолжаем до тех пор, пока меньшая деталь не пройдет через трубопровод. Вынимаем ее и снова закладываем в трубопровод, чтобы она стучала по остальным. Это делается несколько раз, пока не пройдет последняя деталь диаметром, меньшим внутреннего диаметра трубопровода на 0,5 мм. Так я выправил вмятины глубиной до 5 мм. В. ГАВРИЛОВ.Методика расчета мультивибраторов на простых (несоставных) триодах хорошо изложена в книге В. П. Васильева с соавторами «Расчет элементов импульсных радиотехнических устройств» (Госэнергоиздат. 1963 г.).И. КУЧУБЕРИЯ.• . _ Tfce/cj 1,4RS(onfуЮ000Т(сек) Ь6(01л)г. Сухуми.И ВОТ МНЕНИЕ РАБОТНИКОВ НАУЧ НО-ИССЛ ЕДОВАТЕЛ ЬС КОГО ИНСТИТУТА АВТОПРИБОРОВ Предложенное устройство, использующее схему мультивибратора на транзисторах, безусловно работоспособно и достаточно надежно благодаря применению схемы «составного триода». Необходимо только дополнить схему сопротивлениями (30 — 50 ом), включенными между «плюсом» и базами транзисторов Ть Это нужно, чтобы исключить режим «обрыва базы» в закрытом состоянии транзисторов.Ленинград.ТАК УДОБНЕЕВо время путешествия автолюбители нередко спят в машине. Есть разные способы устройства «постели». Наиболее удобным для «Москвича-407» мне представляется следующий. Вначале нужно снять заднее сиденье, а переднее установить так, чтобы трубами оно упиралось в передвижные салазки и шарнирами лежало на раме заднег. Кунгур Пермской области.21