ВЕРЬТЕ МОПЕДАМ, Т УРИСТЫ !се большее распространение получают в нашей стране мопеды и мотовелосипеды. Владельцы «легкого» транспорта совершают деловые поездки, выезжают на загородные прогулки, рыбную ловлю. Но мало кто решается отправиться на мопеде в дальний туристский поход. Я и моя жена совершили уже два путешествия по Карпатам: первое — на мотовелосипедах, второе — на мопедах. Этим машинам, как показала практика, можно верить. Они не обладают большой скоростью, зато имеют малый вес. Их просто и дешево транспортировать • багажном вагоне пассажирского поезда, Первый поход мы начали из Ужгорода, куда мотовелосипеды «Гауя» были доставлены поездом; пересекли все Закарпатье, взобрались на Яблоницний перевал (940 метров), побывали в Прикарпатье. Затем на поезде из Львова вернулись в Ленинград. Наши «Гауи» прошли 1200 километров, двигатели работали безотказно. Следующий наш поход мы совершили уже на мопедах. На поезде приехали во' Львов. Маршрут движения по дорогам Прикарпатья и Закарпатья мы разработали еще дома. У нас было-все, что необходимо туристам: палатка, надувные матрацы. Нужно сказать, что в конструкцию машин мы внесли некоторые изменения. Баки поставили от мотоцикла М1М. Это позволило совершать 400—450-киломегровые пробеги без заправки. Чтобы снизить центр тяжести загруженной машины, изготовили специальные поддерживающие сетки. Наш дневной пробег составлял 180—200 км при средней скорости 25—30 км/чае. Максимальная скорость, которую машины развивали на ровных участках дороги, достигала 45 — 50 км/час. Преодолели мопеды и все подъемы, встретившиеся на пути. Красивых мест в Закарпатье очень много. Чистый воздух, горы. Мы хотим обратиться ко многим тысячам владельцев мопедов: верьте этим машинам, смело пускайтесь в путь! М. ФИДЕЛЬСКИИ.ВIб.о. н ою ысоЛенинград.На „Запорожце"— < в путешествие В.етом позапрошлого года со своей семьей я совершил на «Запорожце» путешествие из Нижнего Чира Волгоградской области до Москвы. Общий пробег превысил три тысячи километров. Летом следующего года мы снова отправились в путь, на этот раз по более сложному маршруту: Нижний Чир — Ростов — Орджоникидзе — Тбилиси — Гори — Кутаиси — Сухуми — Сочи — Новороссийск — Краснодар — Ростов — Нижний Чир. Поездка, во время которой наш «Запорожец» преодолел более 3300 километров, прошла, как говорится, без прокола. Перед тем как мы собрались в путь, многие автомобилисты отговаривали нас, разумеется, из добрых побуждений: — На «Запорожца» по Военно-Грузинской дороге? Через Крестовый перевал? А не рискованно ли? Мы часто вспоминали эти предупреждения, проезжая из Орджоникидзе до самого Черноморского побережья. Слишком редко попадались нам в пути «Запорожцы». Их владельцы вроде бы не решаются на дальние путешествия, скажем, по кавказским дорогам. А напрасно! Они лишают себя удовольствия ознакомиться с живописной природой Кавказа. Я хочу через редакцию журнала «За рулем» посоветовать владельцам «Запорожцев» смелее совершать туристские •юездки по всем дорогам нашей страны. «Запорожец» — надежный автомобиль. В. ШУЛЬПЕКОВ, шофер 1-го класса. Нижний Чир Волгоградской области.ЛfibшПриглядитесь к улицам. В потоке транспорта неВАМ, МОЛОДЫЕ малое место занимают стремительные мотоциклы и мотороллеры. Водители их — народ по преимуМ ОТОЦИКЛИСТЫ ! ществу молодой, со свойственными молодости смелостью, боевым задором. Быстроходный, маневренный двухколесный экипаж многих привлекает своей доступностью и кажущейся простотой управления. Статистика, к сожалению, показывает, что больший процент дорожнотранспортных происшествий приходится именно на долю мотоциклистов, и при этом — мотоциклистов с малым водительским стажем. С чего же начинать, когда в кармане лежит новенькое, только что полученное удостоверение водителя, а у подъезда стоит сверкающий лаком и хромировкой мотоцикл? На первый взгляд кажется, что и рассуждать здесь особенно нечего. Пускай двигатель, садись в седло и поезжай нуда хочешь. Однако не торопитесь. Послушайте, какой разговор произошел недавно между моими знакомыми Володей и Толей — владельцем красной «Явы», который слывет заядлым мотоциклистом. Вечерело. Я, как обычно, возился со своим «Запорожцем», а неподалеку, возле новенького «Минска», хлопотал Володя, готовясь к своему первому самостоятельному выезду. Раз десять он тщательно протер мотоцикл, наконец, не снимая его с подставки, «подрыгал» утолителем поплавковой камеры карбюратора ис силой нажал на кик-стартер. Все было нак в инструкции, а мотоцикл заводиться не желал. За всем этим внимательно наблюдал Толя. Снова несколько яростных нажимов ногой и... никакого эффонта. Что-то пробормотав относительно «паршивых свечей», Володя полез за свечным ключом. И тут Толя не выдержал: — А что если тебе попробовать открыть топливный краник? Теперь двигатель заводится сразу. Машина противно дрожит и вибрирует, расшатывая подставку. Опять забыты указания инструктора: заводить мотоцикл на подставке — «дурной тон». Лязгнула подставка. Влажные ладони Володи (совершенно необходимых Для езды кожаных перчаток пока нет) лежат на рукоятках руля, сцепление выжато и включена первая передача. В это время раздаются два резких, глухих удара. Это владелец «Явы» носком своего ботинка стукнул по покрышке заднего колеса. — А давление-то в шине того... близко к атмосферному... — говорит он, снимая свою потертую кожаную куртку. Покрышка просела почти до обода, но это не было заметно, когда мотоцикл стоял на подставке. Толя помог накачать шину и миниатюрным манометром проверил давление в обоих баллонах. «Так и есть, затянут». — Толя попробовал затяжку рулевого демпфера. — Я недавно проходил здесь и видел, как какой-то парнишка крутился возле твоей машины. А ведь ездить с туго затянутым рулем и правила запрещают — упасть можно на повороте. Потом, ни слова не говоря, Толя нажал на рычаг переднего тормоза и, двинув несколько раз мотоцинл вперед и назад, обнаружил, что тормоз работает слабо. Тогда он отрегулировал его по свободному ходу рычага. Наконец все осмотрено, проверено и отрегулировано. Можно было бы пожелать «ни пуха, ни пера». Однако, повесив на руль «Явы» шлем, молодой человек явно не торопился прощаться. — Уехать еще успеешь. Давай немного побеседуем. Ты в первый раз в город? — Да нет, с инструктором уже выезжал. А один — впервые. — так. Иу, а какая у тебя программа на сегодня? — Да вот хочу, машину попробовать. Обкатал ее приятель, а мне интересно, сколько же она дает по спидометру. А потом заеду и другу, обещал покатать его. — Гм... Сколько дает, говоришь? Но ведь в городе скорость на более шестидесяти километров. А ахать-то через центр небось думаешь? — да. Так поближе да и поинтереснее. — Не посоветовал бы тебе на первых порах ездить через центр. — Это почему же? — А вот пгчему. Ты знаешь город как пешеход. А водитель видит город по-своему. При езде тебе будут попадаться улицы с интенсивным движением, сложные перекрестии, площади со светофорами, дорожными знаками, указателями, линиями безопасности... Надо смотреть в оба. Помни: улица полна неожиданностей. Это не просто фраза из фильма. Здесь и растеряться недолго. Помню, я сам в первый свой выезд отправился через центр. Страху натерпелся и штраф два раза заплатил, чуть права не отобрали. — Таи как же ехать-то? — Поезжай окольными путями. Выбирай улицы спокойны*. Двигайся на быстро, а в особенности снижай- скорость у перекрестков. Тогда и обстановку лучше видеть будешь, во всем лучше разберешься. — Но я же буду мешать другим, двигаясь медленно! — А ты не лезь в первые ряды. Держись ближе к тротуару, как велосипедисты ездят, и все будет в порядке. — Но так и обогнать никого не удастся. , — А обгонять и не нужно. Обгон будешь отрабатывать где-нибудь на шоссе. И обгоняй только тех, кто движется медленно; мотоколяски, тяжелые груженые машины. — Скучновато ведь так... — Да нет, «юмора», пожалуй, будет достаточно. На первых порах ты обязательно будешь забывать подавать сигналы маневрирования, от таксистов услышишь немало «смешных» слов. Наверняка обе ноги будут на асфальт», пока дожидаешься разрешающего сигнала. А ведь одну ногу полагается всегда оставлять на подножке. Будешь «сидеть» на сцеплении, когда мотоцикл неподвижен, и «газовать» без толку, опасаясь заглушить мотор. Все это приведет в веселое настроение опытных мотоциклистов. Ведь и сейчас, когда ты заводил машину, я не слишком скучал. Анатолий добродушно улыбнулся. Потом лицо его снова сделалось серьезным. — И вот еще что. Пока ты не «присиделся» на машине, никого не вози на заднем сиденье. А когда думаешь возвращаться домой? — Да что-нибудь вечерком, часов в десять, в одиннадцать. — Тоже не советую. Пока не приобретешь «стажа», ездить при искусственном освещении без крайней необходимости не стоит. Ночью все гораздо сложнее и опаснее. Сейчас лето, дни длинные. Вполне хватит времени. А начнет раньше темнеть — так к тому времени придет ное-какои опыт, и все станет проще. Понял, в чем дело? — Понял. — В инструментальном ящике места немного найдется? — Да, а что7 — Заверни в кальку книжечку «Правил», всегда вози с собой. Очень полезное чтение! А еще, говоря откровенно, мне понравилось, что ты, на в пример другим, не позарился на «Яву», а купил малолитражный мотоцикл. Для начинающих самые подходящие машины кубатуры 125 — 175. «Ява» машина скоростная, «приемистая», новичкам на ней ездить небезопасно. Ну, а теперь поезжай, и мне уже пора. Д. АБЕЗЬЯНИН.23