СимI MJMI• СОИЕЖЬМ ьмшалмжтакты реле позволяют автоматически подзаряжать батарею в зависимости от степени ео разряженности при пониженных оборотах коленчатого вала. Полупроводниковый диод включен в цепь обмотки реле обратного тока. ПоИзвестно, что стационарные аккумуложительный вывод диода с напаянным ляторы служат дольше стартерных. Они монтажным лепестком (наконечником) выдерживают до тысячи циклов заряд — присоединяется к клемме Б реле-регуляразряд, а стартерные — немногим больтора и крепится той же гайкой. К отрише ста. цательному выводу диода присоединяетОбъяснение этому простое. Автомося провод, идущий от генератора (отсоебильные стартерные аккумуляторные диненный от клеммы Б). батареи эксплуатируются в тяжелых На своем автомобиле я устанавливал условиях. При движении, стоянке, равыпрямительный германиевый плоскостботе под нагрузкой и холостом ходу ной диод Д-305 с выпрямленным током происходят частые включения аккумулявеличиной 10 а. Прямое падение напрятора на заряд и разряд, которые губижения диода — 0,35 в, обратный ток — тельно сказываются на активной массе 3 Ма. Чтобы уменьшить перегрев, я припластин. Каждое срабатывание реле обпаивал наконечник клеммы к положиратного тока (при изменениях оборотов тельному выводу диода, погрузив диод в коленчатого вала) вызывает скачкообводу. разное изменение зарядно-разрядного Диод крепится без радиатора, так как тока. Эти изменения также отрицательохлаждается под капотом воздушным но влияют на активную массу пластин. потоком. Он выдерживает кратковременКроме того, при каждом снижении чисные двойные перегрузки по току. Его характеристика на протяжении полутора лет эксплуатации не изменилась. Схема включении диода приведена на рисунке. Для улучшения условий заряда аккумулятора на чпониженных оборотах двигателя напряжение включения реле обратного тока уменьшалось до 11.5 в. А. ТОНКИХ г. СевастопольАККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ РАБОТАЕТ ДОЛГОР ис . 2. Заготовка ветрового щитка. Для изготовления щитка надо сделать шаблон из листового металла толщиной 0,5—0,8 мм. Его прибивают к ровному листу фанеры, затем накладывают на него заготовку (рис. 2) из органического стекла, которую осторожно прогревают паяльной лампой до тех пор, пока она не примет форму шаблона. Клеем № 88 подклеивают в вырез под фару разре-НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ — ПРИГОДИТСЯВсякий раз после езды в дождливую погоду приходится сливать воду из внутренних полостей капота «Запорожца». Для этого нужно снять пробки, \ расположенные в отверстиях капота. А сделать это довольно трудно, даже если использовать металлический стержень. Я заменил пробки, расположенные в отверстиях капота под порогом дверей. пробками от пузырьков с пенициллином, которые после использования лекарства обычно выбрасывают. У проСхема электрооборудования автомобибок, расположенных под ковриком, я ля с присоединением диодов: 1 — аккууменьшил на несколько миллиметров муляторная батарея; 2 — амперметр; диаметр сферической головки. 3 — полупроводниковый диод Д-305; 4 — Все пробки держатся в отверстиях на стойка; 5 — обмотка, включенная последовательно; в — сердечник; 7 — обдежно и снимаются без особых усилий одной рукой. мотка, включенная параллельно; 8 — Ю. СОРОКИН возвратная .пружина; 9 — якорь; 10 — неподвижный контакт; 11 — подвижный Ленинград контакт; 12 — генератор. ла оборотов якоря генератора, предшествующем срабатыванию реле обратного тока, энергия батареи бесцельно расходуется на активное сопротивление обмоток реле и генератора. В обычную схему электрооборудования автомобиля «Москвич» моделей 402—407 я предлагаю включить полупроводниковый диод. Это улучшит условия заряда и разряда батареи и не позволит непроизводительно расходовать ее емкость. Вот как будет выглядеть работа схемы. Когда напряжение генератора больше напряжения батареи, полупроводниковый диод открывает и пропускает ток для заряда аккумулятора и питания электроэлементов автомобиля от генератора. При уменьшении числа оборотов, когда напряжение генератора становится ниже напряжения батареи, полупроводниковый диод запирается и отключает реле и генератор от батареи. Отключение происходит мгновенно. Размыкание контактов реле становится необязательным: его функцию выполняет полупроводниковый диод Что же дает это незначительное как будто бы изменение? Срок службы аккумуляторных батарей увеличивается. Эксплуатационные же расходы на их обслуживание снижаются, отпадает необходимость в частой зарядке. Из электросхемы автомобиля фактически исключено реле обратного тока, и, следовательно, отпадают все операии, связанные с его обслуживанием. роме того, постоянно замкнутые конР и с. 3. Стойка с резьбовой насадкой и заглушкой (а), хомут (б) и накладка (в).ОРИГИНАЛЬНЫЙ ВЕТРОВОЙ щитокИзготовленный мною ветровой щиток к мотоциклу К-750, который вы видите на рис. 1, может быть приспособлен для любой другой машины. Для этого потребуются незначительные изменения. Конструкция простая, прочная, допускает регулировку по высоте, щиток легко снимается (достаточно ослабить две гайки) и не портит внешнего вида мотоцикла. Р ис . 1. Щиток, установленный на мотоцикле.8занную резиновую трубку. Стойки (рис. 3) гнут из стальных труб. Перед этим в них засыпают песок, а концы затыкают деревянными пробками. К стойкам, которые ставят взамен резьбовых пробок для заливки масла в передней вилке, приваривают выточенные на токарном станке резьбовые насадки. Хомут изготовляют из алюминиевого сплава при помощи ножовки и напильника. Отверстия делают на сверлильном станке или дрелью. Под хомут и накладки ставят резиновые прокладки из старой камеры. В том случае, если нет условий для сварки, можно подобрать водопроводные или газовые трубы с готовой резьбой, взамен фланца навинтить стандартную контргайку и, выбросив фирменную резьбовую втулку из передней вилки, плотно посадить на ее место обрезанную по высоте муфту для свинчивания труб. Для крепления щитка необходимо у длинного болта Мб спилить часть головки и спиленной частью поставить в хомут, предупреждая тем самым проворачивание болта. Щиток в сборе с хомутами и накладками надевают на стойки и после регулировки по высоте затягивают гайками. Ю. БРЕЕВ24