Три мастера спорта — три «мотоциклетных богатыря» (слева направо): Ю. Скопинов, С. Ястребов и В. Адоян.В том-то и заключается главная особенность спартакиады, ее смысл, что она представляет собой беспрерывную цепь соревнований по программе, включающей различные виды моторного спорта. Возьмем, к примеру, спортивное двоеборье. Всего лишь несколько лет назад только-только заявляло оно о себе. А сейчас? Сейчас повсюду в стране получило двоеборье права гражданства, стало по-настоящему массовым. На одном из снимков вы видите чемпиона городской спартакиады Рязани по «фигурке» А. Демешева. Водитель второго класса, он работает инструктором практического вождения в автомотоклубе. Трасса соревнований была проложена прямо в городе, на площади имени Мичурина. Ясный день, полощущиеся в си-НА МАРШЕ «СТАЛЬНАЯ КОННИЦА»На Рязанщине любой человек с нескрываемой гордостью перечислит вам «великие имена», которые дала миру эта область. И конечно, среди них назовут Сергея Есенина. Мы тоже невольно вспомнили замечательного поэта, вспомнили, когда увидели мощную лавину мотоциклов, выстроившихся на старте областного мотокросса. В памяти сами собой возникали строки, в которых поэт, приветствуя будущую индустриальную мощь России, писал о том, что «живых коней победила стальная конница». В нашем нынешнем понимании стальная конница — это не только показатель технического прогресса, символ двадцатого, «машинного» века. Стальная конница — это и воля, и сила, и знание, те самые качества, становлению которых призвана способствовать спартакиада по техническим видам спорта. Но вернемся на Рязанскую землю. В обкоме ДОСААФ уже есть предварительные итоги спартакиады. Вот некоторые цифры, которые мы занесли в свой блокнот из беседы с председателем областного комитета ДОСААФ Андреем Павловичем Сысо: за 1964 и начало 1965 года в области проведено 23 соревнования по автомобильному двоеборью; в них участвовало 467 человек. 73 водителя стали разрядниками; мотокроссов проведено 26 с общим числом участников 639 человек; подготовлено 30 разрядников. Но при всем уважении к цифрам они не раскроют нам полной картины. Давайте обратимся к самим участникам спартакиады, к тем, с кем мы встретились на мотокроссе. Сосредоточенное лицо. Руки в крагах крепко сжимают руль. «Наша Фаина!» — слышится среди зрителей, когда на трассе мелькает хрупкая фигура девушки. Здесь, на фотографии, она улыбается, Фаина Пономарева, студентка рязанского радиотехнического института. Снимок сделан после финиша, когда исчезли с лица и предстартовая отчужденность, и напряжение гонки. Она еще новичок, еще нет у нее спортивного разряда. — Но я надеюсь, — делится с нами Фаина, — что к концу нынешнего года в итоги спартакиады войдут и результаты моих усилий. Наряду с молодыми гонщиками в кроссе выступали многие опытные спортсмены, такие, к ак мастера спорта Ю. Скопинов, С. Ястребов, В. Адоян. Скопинову в классе 125 смЗ пришлось уступить звание победителя перворазряднику A. Филькину; Ястребов долго отбивался от настойчивых атак перворазрядника B. Муравьева и только большой опыт позволил ему опередить соперника в классе 350 смЗ. Адоян финишировал лишь четвертым. Член сборной команды страны, обладатель нескольких золотых «фимовских» медалей, Адоян сейчас перешел на тренерскую работу в рязанском автомотоклубе. И неудивительно, что теперь он с гораздо большей охотой рассказывает об удачах своих воспитанников, о развитии мотоспорта в области, чем о себе. — Спартакиада, — говорит он, — стала чем-то вроде катализатора в нашей спортивной жизни . Юноши и девушки как никогда тянутся к нам в клуб; чаще стали проводиться соревнования. Летом прошлого года впервые в области состоялся межобластной мотокросс на приз Героя Советского Союза и национального героя Италии уроженца Рязанской области Федора Полетаева. В области появились перспективные спортсмены. В первую очередь хочется отметить В. Муравьева — тренера СкОпинского автомотоклуба, П. Арсенова — курсанта военного автомобильного училища, А. Филькина — студента радиотехнического института, восемнадцатилетнего Г. Ш улика — слесаря-сборщика радиозавода, студента-заочника политехнического техникума. Вы видели и Арсенова иШулика на трассе. Первый победил в классе 175 см, а Шулик был вторым. ...Флаг соревнований опущен. Расходятся зрители, г онщики ставят машины вгаражи . Но надолго ли? неве неба спортивные флаги, тысячи зрителей, плотным кольцом окружившие трассу, — все это было очень внушительно! Один за другим демонстрировали свое мастерство водители автохозяйств города. Большинство участников стали разрядниками. Руководители автохозяйств города всячески поддерживают спортивные увлечения шоферов. Начальник автохозяйства № 2 Мосцентростроя В. Крикля, директор автобазы № 7 В. Иванов (кстати, сам бывший мотоспортсмен) говорили нам, что спорт стал верным помощником в укреплении дисциплины, в повышении профессионального мастерства водителей. Теперь они с увлечением готовятся к соревнованиям следующего этапа. Наш рассказ о спартакиаде Рязанской области будет неполным, если не сказать о тех спортсменах, которые первыми вышли на финальные старты. Мы имеем в виду мотогонщинов-ледовиков, разгар сезона для которых наступает обычно в первые два месяца каждого года. На фото внизу вы видите чемпиона областной спартакиады в классах 350 и 500 смЗ перворазрядника Владимира Муравьева (в центре). Справа ( т акжев мотошлеме) его брат Вячеслав. Он работает токарем на заводе «Скопинцветмет», недавно стал спортсменом второго разряда. В г. Скопин часто приезжают гонщ ики из Рязани, делятся опытом со своими местными коллегами. Очень приятно, отмечают скопинские спортсмены, что в городе за последние годы появилось много болельщиков мотоспорта. Теперь в автомотоклубе намерены создать свою мотобольную команду. Когда мы уезжали из Рязани, там не была завершена вся программа областной спартакиады. Но теперь, когда жур ­ нал выходит в свет, областные спартакиады финишировали. Финишировали, но те добрые всходы, которые они оставили, еще будут плодоносить. Раф. ДАНЕЛЯН, спец. корр. «За рулем»г. Рязань-GШ /А\ ЕРШАХ \Л DO ZAVAVA