с;<Этот снимок сделан на КВ-1. СудьяМастер спорта А. П. Бренцис — делает отметку в маршрутно-контрольноЙ карте участника. Вместе с ветераном ралли обслуживали соревнования и другие члены московской городской коллегии судей по автоспорту. Третий справа — главный судья Г. М. Соловьев. Фото Д. Кричевскогоак уж сложилась традиция, что соревнования по автомобильному многоборью нарекают именами собственными. Преобладает здесь географический принцип. В первенство Европы входят, например, ралли «Монте-Карло» ,«Акрополис», «Рейд польский», «Тысяча озер». Нашим спортсменам хорошо знакомы названия «Прибалтика», «Кавказ», «Москва». Недавно список пополнился «Русской зимой». А теперь вот — еще одно «крещение». В летопись советского автомобильного спорта вписано ралли «Юниоры». Год рождения — 1965-й — год финальных стартов III Всесоюзной спартакиады по техническим видам, спорта. Место рождения — Москва. Родитель — Клуб юных автомобилистов Московского городского отдела народного образования. Новое имя образовано по новому принципу — возрастному. На старт первого однодневного юношеского ралли вышли школьники старших классов — те, что показали лучшие результаты в проведенных за месяц до того, тоже первых городских соревнованиях на мастерство фигурного вождения. «Фигурка», узаконенная спортивной классификацией, вызвала такой большой интерес, что желающих испытать силы в ралли было намного больше, чем позволяли возможности. А возможности ограничивались количеством машин. Но дело не только в этом. Столичные юношеские клубы и секции настолько повзрослели — мы имеем в виду и число юных автомобилистов-спортсменов и уровень их подготовк и , — что пришла пора, когда право участия в городских состязаниях должно завоевываться в спортивной борьбе. Ралли включало семь этапов дорожных соревнований (общей протяженностью 160 километров) на точность соблюдения расписания и пять дополнительных упражнений на мастерство вождения, в которых были использованы в различных комбинациях элементы «фигурки». В дорожных соревнованиях действовал принцип нового расписания, сформулированный в Общих условиях ралли. Экипаж, опоздавший на KB, должен был изменять расписание. За каждую минуту как опоздания, т аки опережения по отношению к графику начислялось по 100 штрафных очков. Половину дистанции за рулем находился один член экипажа , вторую — другой. У же перед КВ-0 спортсмены выполняли первое дополнительное упражнение проезд над двумя пеньками, затем по левосторонней колее и постановка автомобиля в прямоугольник. Второе упражнение было вынесено на загородный участок трассы. Задача: один из членов экипажа должен провести автомобиль 30 метров с двумя поворотами по неровному грунту так, чтобы не заглох двигатель. Заметим, что все экипажи обошлись здесь без штрафных очков. Следующие два комплекса выполняли по очереди оба члена каждого экипажа. Первый комплекс включал элементы «фигурки», второй — это остановка у флага с выключением Двигателя, начало движения на подъеме, проезд ворот при повороте. Здесь участников подстерегал самый большой штраф — 100 очков за откат машины после остановки, 50 очков за откат при возобновлении движения и 25 очков за остановку двигателя при трогании с места. Пройти оба эти комплекса без штрафа не удалось ни одному экипажу . На финише, к аки на старте, — прямоугольник, а затем, после отметки на последнем KB, — правосторонняя колея, пеньни, разворот и осторожная остановка. В дополнительных упражнениях, исключая движение по ровному грунту и финишный прямоугольник, были установлены нормы времени. Пенализировалоеь опоздание против этих норм, а также нечеткое выполнение. В данном случае был изменен принятьй в условиях проведения юношеских соревнований на мастерство фигурного вождения автомобиля принцип, где участники штрафуются не только за опоздания против нормы времени, но и за каждую полную секунду опережения. У же через 10 минут после финиша было вывешено, к аки полагается в ралли, «зеркало» — сводная таблица результатов всех участников. Оказалось, что дорожные соревнования прошли «по нулям» 13 из 15 экипажей. Так что занятые ими места определили дополнительные упражнения. А еще через 10 минут победителям были вручены награды. Переходящий кубок МосгорОНО завоевал Дом пионеров Бауманского района: его представители Михаил Котенко и Владимир Усе заняли первое место. Вместе со вторыми и третьими призерами они награждены Почетными грамотами. Награды удостоены также Любовь Щурова и Елена Сазонова — члены городского клуба юных автомобилистов. Они показали лучший результат из двух женскихэкипажейи пятый — в общем зачете. После соревнований мы беседовали с инициатором юношеского ралли начальником Московского клуба юных автомобилистов Ю. В. Плотниковым и главным судьей — судьей всесоюзной категории Г. М. Соловьевым, исполнявшим эти же обязанности на первых всесоюзных «взрослых» ралли в 1957 году. Оба они отметили, что ралли вызвало большой интерес у юных водителей, принесло им радостное чувство удовлетворения, дало кое-какие уроки. Теперь ясно — соревнование это имеет полное право на жизнь. Оно хорошо поможет юниорам отточить водительское мастерство. В общемосковском ралли приняли участие представители шести организаий — те, кто отличился раньше в фигурном вождении, имеет опыт пробегов. . ,ля них, пожалуй, дорожные соревнования были слишком просты. Можно было бы, скажем, не ограничивать скорость 50 километрами в час, устроить секретные КВ. А условия этого ралли вполне подойдут для районных соревнований, которые, надо надеяться, еще впереди. Рядом с юными водителями сидели инструкторы. Они, к акн положено на учебном автомобиле, отвечали за безопасность движения, но, кроме того, выполняли функции судей-контролеров, отмечая нарушения правил. Опыт показал, что нет смысла в этой дополнительной пенализации. Отрадно, что в ралли успешно выступили девушки. Наверное, скоро не будет сегодняшних трудностей в комплектовании женскихэкипажей , обязательных теперь в сборных командах союзных республик. Новое юношеское соревнование, родившееся на гребне спартакиады, надо рассматривать нак важный шагв подготовке резервов для большого автомобильного спорта. У москвичей наверняка найдутся последователи. Б. М АНДРУСТа.1шО ОхIФаина Пономарева: «Я недавно начала заниматься мотоспортом. Человек, хотя бы раз познавший ни с чем не сравнимое чувство власти над скоростью, никогда не расстанется со спортивными трассами». Победитель «фигурки» А. Лемешев: «Честно говоря, я сам не ожидал такого большого успеха». Чемпион по ледяным гонкам В. Муравьев (в центре) также опытный кроссовик. Сейчас в нем «заговорил» тренер — он дает советы молодым. Фото В. .БровкоОQ*I