30
31
Р ЗП рЧГБЕЖОААидвяитанншшн iiiiiiiiiiiniiiiiii иАВТОМОБИЛЬНЫЕпоследние годы за рубежом стали широко использовать автопоезда, в которых прицепной состав может перемещать «сам себя». Такие прицепы и полуприцепы называют активными, а привод к их ведущим осям — активным приводом. Эти машины предназначены для работ в условиях бездорожья. Обычные прицепы в таких условиях себя не оправдывают, потому что сцепной вес очень часто оказывается недостаточным, автопоезд не столько движется, сколько буксует. Автомобили высокой проходимости тоже нехороши — из-за недостаточной грузоподъемности. Нашли распространение трехзвенные автопоезда, состоящие из тягача, полуприцепа и прицепа. Но часто мощности двигателя не хватает для того, чтобы автопоезд мог развить достаточно высокую скорость. Тогда некоторые фирмы начали выпускать подкатные тележки, оборудованные двигателями. На тележке производства фирмы «Фрайтлайнер» смонтированы V-образный шестицилиндровый дизель и трансмиссия специальной конструкции. Чтобы шестерни трансмиссии не вращались при неработающем двигателе, в ступицах колес установлены обгонные муфты. На тележке, кроме двигателя и трансмиссии, имеются топливный бак, аккумуляторные батареи и система электрооборудования. С кабиной водителя тележка соединена кабелем, по которому он управляет двигателем тележки, включаемым лишь тогда, когда мощности тягача не хватает для поддержания нужной скорости. На автомобильных поездах устанавливаются приводы двух типов — постоянного и периодического действия (бустерный). Если автопоезд «универсален», то есть его предназначают как для хороших дорог, так и для бездорожья, а вес прицепного состава не больше, чем тягача, то применяется бустерный привод. На автопоездах, работающих в особо тяжелых условиях, используется привод постоянного действия. Его устанавливают ив том случае, если прицепной состав в несколько раз тяжелее тягового автомобиля. Автопоезда с активными прицепами бывают как колесные, т аки гусеничные. Силовые установки чаще всего монтируются на тягачах, однако в некоторых конструкциях двигатель располагается на прицепе. Тогда для передачи мощности на тягач используют кардан. Активные приводы могут быть меха-В«ВАРТБУРГ»-КУПЭ СО СЪЕМНОЙ КРЫШЕЙлегковых автомобилей пополнилось еще одной новой моделью. На базе хорошо зарекомендовавшего себя «Вартбурга-1000» с двигателем мощностью 45 л. с. на народном предприятии по производству кузовов в Дрездене создан автомобиль, совмещающий достоинства открытых и закрытых конструкций. Это двухместная машина с дополнительным .небольшим сиденьем (сзади основного), на котором могут поместиться двое детей. Новый «Вартбург>-купэ характерен подчеркнуто спортивными формами: малой высотой и строгими вытянутыми линиями кузова. Капот двигателя, к рышка багажника несколько изменены. Кроме того, автомобиль получил новую облицовку радиатора, гармонирующую с общим видом кузова. При разработке жесткого съемного верха в ГДР была впервые предпринята попытка изготовить крупноразмерные детали кузова из пластмассы, усиленной стекловолокном. Преимущества усиленного стекловолокном полистирола заключаются в том, что с самым небольшим количеством инструментов и малыми затратами труда из него можно получить детали любой формы. Тем самым достигается высокая экономичность мелко- и среднесерийного производства деталей. Какими же еще изменениями характерна новая конструкция по сравнению со старой? Облицовка радиатора выдвинута вперед и увеличена по высоте. Поэтому капот двигателя стал более плоским и вытянутым. Рама ветрового стекла полностью изменена в соответствии с новой формой крыши. При этом уменьшилась ширина его стоек, а стекло увеличилось по высоте, что существенно улучшило обзор. Для безопасности рама сделана с мягким валиком из пористого поливинилхлорида. Жесткий съемный верх закрепляется Двумя защелками на раме ветрового стекла спереди и двумя гайками сзади. Крыша весит мало, поэтому ее установка и демонтаж очень несложны. Задние боковые окна могут открываться. Большие размеры заднего стекла съемного верха также улучшают обзор дороги. Потолок салона обтянут перфорированным кожзаменителем. Автомобиль комплектуется мягким складным верхом с большим задним и двумя боковыми окнами из органического стекла. Крышка багажника нового автомобиля удлинена, что облегчило погрузку багажа, особенно крупногабаритного. Размеры самого багажника увеличены. Спинка заднего сиденья закреплена шарнирно. Ее можно устанавливать под разными углами или опрокинуть вперед. Тогда вместе с багажником образуется сплошное багажное отделение больших размеров.sata L\iС емейство «Вартбург»Автопоезд, состоящий из головного вагона и пяти двухосных прицепов. ническими, гидравлическими, электрическими или комбинированными. Наиболее высокий к. п. д. у механического привода — свыше 0,85. При этом конструкции таких приводов для двухзвенных автопоездов с короткобазным прицепным составом относительно просты. В них используются стандартные автомобильные узлы и детали. Наконец, механический привод прост в обслуживании и ремонте в полевых условиях. Но для многозвенных автопоездов он окапывается слишком сложным. Мощность передается от тяговой машины к прицепу при помощи карданного вала, а к полуприцепу — посредством редуктора. Передача либо проходит через тягово-сцепное устройство, либо устанавливается отдельно от него. Однако известны автопоезда, у которых функции активного привода и сцепного устройства выполняет одна деталь. У гидравлического привода свои преимущества: бесступенчатое регулирование скоростей рабочего органа, автоматическая защита его от перегрузок, независимость расположения отдельных узлов и агрегатов. Вместе с тем гидропривод сложен для трехзвенных автопоездов ,и совсем неприемлем для поездов с большим числом звеньев; к. п. Д. его составляет 0,72 — 0,77.портивныиАрбенов укрепляет позицииВ восьмом этапе первенства мира по мотокроссу (класс 250 смЗ), лидер чемпионата советский гонщик Виктор Арбеков укрепил свои позиции, хотя в борьбе за «Большой приз Люксембурга» был только вторым. На размытой дождем тяжелой трассе он решил не рисковать и прошел дистанцию в спокойном темпе. Первым был Ж. Робер, третьим — Д. Виккерс. На последующих местах В. Валек инаш гонщик Г. Драугс. Девятый тур, состоявшийся в Польше, завершился победой Арбекова. Советский гонщик по сумме девяти этапов набрал 49 очков. На втором месте Виккерс с 30 очками. числе чемпион Европы Т. Трана) вынуждены были прекратить борьбу. Неожиданно в общем зачете победил женский экипаж Валери Дольмео и Розмари Смит на «Хиллман-Имп» (875 см а ). Второе место на такой же машине заняли Д. Льюис и Д. Поллард. Известные раллисты Т. Мякинен и П. Истер на «Мини-Купер» остались на шестом месте. Зато хорошего результата добился польский экипаж С. Засада — К. Осиньский на «Штейр-Пух» (650 смЗ) — они вышли в общем зачете на девятое место.Европейцы — хозяева „Инди"Гонки на 500 миль в Индианаполисе — центральное событие автоспортивной жизни США. Прямоугольный трек, где со средней скоростью 250 км/час проносятся 33 легких гоночных автомобиля мощностью 500 л. с , привлекает много зрителей. Этот год принес большую сенсацию — победителем стал представитель Старого Света. Последний раз европейский гонщик выиграл 800-километровую гонку в «Инди» в 1914 году. С тех пор считалось, что из-за специфичных условий этого трека европейцы бессильны против американских гонщиков. Однако в этом году победа досталась шотландцу Джиму Кларку. Он выступал на гоночном автомобиле «европейской школы» — «Лотосе-38» с расположенным сзади восьми-„ Тюльпаны" — женскому экипажуГолландское «Ралли тюльпанов» в этом году входит в зачет чемпионата Европы. В этих соревнованиях (дистанция 2900 км) приняло участие 159 экипажей. Из-за тяжелых атмосферных условий число специальных участков было сокращено с 19 до 13. Однако, несмотря на это, многие участники (в том30 иЭлектрический привод пригоден для любого автопоезда, в том числе и многозвенного. Он позволяет осуществлять бесступенчатое регулирование скоростей. При этом возможнанаиболеерациональ ­ ная компоновка автопоезда, а силовая установка служит также источником электроэнергии для привода лебедок идругихустройств , к оторые могут бытьсмонтированы на прицепах . В автопоездах особо большой грузоподьемности тяговые двигатели используются также для торможения . Но поскольку электропривод включаетбольшое число редукторов. его к. п. д. не превышает 0.7 при к. п. д. п ары « г енератор — электродвигатель» 0,83. Это основной недостаток электропривода ; но он имеет значениелишь для поездов с приводом постоянного действия , у которых первичный двигательпредназначентолько для выработки электроэнергии, передаваемой тяговым двигателям. При бустерном приводе на выработкуэлектроэнергиирасходуетсятолькочастьмощности первичного двигателя , п ередаваемой на ведущие колеса. Остальная часть передается механически , поэтому к. п. д. такого приводаотносительновысок .СВЕДУЩИМИс^^з:1- -л иваютсянаприцепахи ки/ нематически связываются с -Xих осями . Иногда прицепной состав оборудуют мотор-колесами*. В этом случае мотор-колеса устанавливают и на тягаче . З венья ава ^^/(заднему мосту тягот топоезда связаны между собой кабелем . {переднему мосту тягача Автопоезда фирмы «ЛеТурно (США) имеют электропривод постоянного действия. Силовая установка Схема поезда, состоящего из двухосного тнгачасмонтирована на тягаче , а и одноосного полуприцепасактивным гидроприна всех осях автопоезда водом: 1 — двигатель; 2 — к оробка передач; 3 — установлены мотор-колеса. к оробка отбора мощности ; 4 — р аздаточная коШ естизвенныйавтопоезд сор обка ; 5 — к арданный вал; 6 — н асос ; 7 — гидстоит из головного вагона ромотор ; 8 — м уфта ; 9 — редуктор; 10 — к ардан ­ И пяти двухосных прицепов ный вал; 11 — мост полуприцепа ; 12 и 13 — к ар ­ общей грузоподъемностью данные валы, а) — п ередачамощности от двига• 125 тонн. На головном ват елякпереднемуизаднему мостам тягача ; б) — гоне имеется два дизеля по передачамощностик мосту полуприцепа . 400 л. с , к оторыевращают генераторы постоянного и переменного тока. Постоянным током для поддержания тормозов колесного питаютсяэлектродвигатели , установлендвигателя в отключенном положении. ные во всех 24 колесах поезда. К аждый Шины низкого давления диаметром из нихохлаждаетсявентилятором , смон2240 мм обеспечивают высокую прохот ированным на оси двигателя . Три генедимость. р аторавырабатываютэнергию для возВодитель управляет поездом при поОсновные агрегатыактивных электроб уждениядвигателей постоянного токаимощипотенциометра . Н аправление двиприводов — г енераторыи электродвигаж ения ( в перед — н азад ) , с коростьи мощтели. Г енераторывращаются от двиган остьрегулируютсяполярностьюи велит елейвнутреннегосгоранияили газочиной напряжениягенератора постоянтурбинных и монтируются рядом с ними * Мотор-колесами называютколеса со ного тока. П еременный ток используется на тягачах . Электродвигатели устанаввстроенными в них электродвигателями. для генераторов, двигателей рулевого Конструкции такого рода управленияивспомогательных механизп освященастатья «Мотор мов. в колесе», опубликованСпециальная конструкция рулевого ная в № 10 «За рулем», п ривода обеспечивает хорошую манев1964 г. р енность автопоезда-гиганта. Н апример , последний прицеп точно следует по кол еетягачанезависимо от длины поезда. Такие автопоездавыпускаютсяс числом звеньев до 13. Т ринадцатизвенные автопоезда, о бщая длина которых достигает 140 метров, ведут два тягачас сил овымиустановками ( п ервичные двигатели установок — газовые турбины) м ощностью по 1000 л. с. к аждая . В состав поезда входит также вагон с пульт амиуправления . В случае необходимости поезд может быть разделенна два. На головном вагоне размещена относительно маломощная дизель-генераторная установка , и спользуемая при маневровойработевагонас одним прицепомифор ­ Редукторное сцепное устройство тягача и прицепа: 1 — карданный вал мировании автопоезда. от коробки отбора мощноститягача ; 2 — в ерхнийредуктор ; 3 — ш арнир ; 4 — к арданный вал, п ередающиймощность на трансмиссиюполуприцепа ; Ю. СОРОЧДН, 5 — нижний редуктор. инженерцилиндровым V-образным двигателем (4,2 л) «Форд» мощностью свыше 500 л. с , н езависимой подвеской всех колес и очень узкимнесущим кузовом. Второе место занял один из ветерановтрека , п рошлогоднийпобедитель Д. Фойт, т ретьед . Герней (на «Лотосе-38»).На руанском кольцеВ чемпионатемира по мотогонкамчетвертый этап проводилсянакольцевРуане (Франция). Он не принескаких либо неожиданнос3ей . Правда, в классетмотоциклов 50 смгонщик завода «Хонда» Р. Б райане сумел вырвать победу у X. Андерсона («Сузуки»), но зато вчетвертыйразподряд добились победы X. Андерсон и Ф. Р ийднаяпонских «Сузуки» и «Ямаха» в классах 125 и 250 см 8 . В группемотоцикловсколясками первое место занял Ф. К аматиаснамашине собственной конструкциис четырехцил индровым мотором «Жилера».Тысячекилометровая гонкаЕжегодно накольцевойтрассе Нюрбургринг (ФРГ) п роводятся 1000-килом етровые гонки дляспортивных автомобилей. Т рассалежитв гористой местности (длина ее 22,8 км) и имеет 89 левыхи 86 правых поворотов. Сложность ее сводит на нет преимуществов мощности двигателя. В нынешнем году победу в этих исключительно трудных соревнованиях одержалэкипаж Д. Сертнсс — Л, Скар(Ьиотти на « Ф еррарн 330-П2» (3960 см», 410 л. с ) , п оказавший среднюю скорость 145,9 км/час. На втором месте М. П аркеи Ж. Гише на «Феррари 275-П2» (3300 см 8 , 350 л. с ) .Хилл выигрывает гонку в Монако третий год подряд. Это не удалосьдаже такому прославленному гонщику, как С. Мосс, п обеждавшему здесь в 1956, 1960 и 1961 годах. Вторым за Хиллом пришел с отставанием в 55 секунд Л. Б андинина «Феррари» с 12-цилиндровым 220-сильным мотором. Т ретье место занял молодой шотландец Д. Стюарт, в ыступавший , к аки победитель, на автомобиле БРМ (восемь цилиндров, 208 л. с ) . Прошлогодний чемпион Сертнсс вынужден был довольствоваться четвертым местом. После двухэтапов впереди Г. Хилл — 13 очков , далее Д. К ларки Д. Сертисс — по 9 очков.Хилл выигрывает снова«Большой приз Монако» — второй этапвпервенствемира по гоночным автомобилям . На очень сложнойтрассе , п роходящейпрямо по улицам города, р азвернулась борьба между англичанами Г. Хиллом (БРМ) и Д. Сертиссом («Феррари»), На 64-м круге Хилл прочновзялинициативув свои руки. На 82-м круге он установилновыйрекорд трассы — 123,647 км/час и после двухс половиной часовборьбыпервым законч илсотый круг. Д истанциюв 314,5 км победитель прошел со среднейскоростью 119,637 км/час.Смит продолжает лидироватьВ этом году вчемпионатемира по мот окроссу (класс 500 см 8 ) а нгличане существенно теснят непобедимых прежде шведов. И в пятом этапеанглийскиегонщикиимотоциклывновь были впееди: п ервое место занял Д. Смит на СА, в торое — В. Иствуд на «Матчлессе». Шведы П. Перссон («Хедлунд») и С. Лундин («Метисе») о стались на третьем и четвертом местах. Таким образом , с четырьмя победами и 32 очками Д. Смит прочно утвердилсяв роли лидера. У Лундина 17 очков, У Перссона — 12.214 нм/час на нартеИ тальянец Ливио Волис на специальном карте , с набженном мотором «Парилла» (100 см 5 ) и имеющем лобовой обтекатель, п оказал во времяиспытаний на автодроме Монца исключительно высокий результат . На дистанции1 км с хода он развилскорость 214,2 км/час.§31