Р ЗП рЧГБЕЖОААидвяитанншшн iiiiiiiiiiiniiiiiii иАВТОМОБИЛЬНЫЕпоследние годы за рубежом стали широко использовать автопоезда, в которых прицепной состав может перемещать «сам себя». Такие прицепы и полуприцепы называют активными, а привод к их ведущим осям — активным приводом. Эти машины предназначены для работ в условиях бездорожья. Обычные прицепы в таких условиях себя не оправдывают, потому что сцепной вес очень часто оказывается недостаточным, автопоезд не столько движется, сколько буксует. Автомобили высокой проходимости тоже нехороши — из-за недостаточной грузоподъемности. Нашли распространение трехзвенные автопоезда, состоящие из тягача, полуприцепа и прицепа. Но часто мощности двигателя не хватает для того, чтобы автопоезд мог развить достаточно высокую скорость. Тогда некоторые фирмы начали выпускать подкатные тележки, оборудованные двигателями. На тележке производства фирмы «Фрайтлайнер» смонтированы V-образный шестицилиндровый дизель и трансмиссия специальной конструкции. Чтобы шестерни трансмиссии не вращались при неработающем двигателе, в ступицах колес установлены обгонные муфты. На тележке, кроме двигателя и трансмиссии, имеются топливный бак, аккумуляторные батареи и система электрооборудования. С кабиной водителя тележка соединена кабелем, по которому он управляет двигателем тележки, включаемым лишь тогда, когда мощности тягача не хватает для поддержания нужной скорости. На автомобильных поездах устанавливаются приводы двух типов — постоянного и периодического действия (бустерный). Если автопоезд «универсален», то есть его предназначают как для хороших дорог, так и для бездорожья, а вес прицепного состава не больше, чем тягача, то применяется бустерный привод. На автопоездах, работающих в особо тяжелых условиях, используется привод постоянного действия. Его устанавливают ив том случае, если прицепной состав в несколько раз тяжелее тягового автомобиля. Автопоезда с активными прицепами бывают как колесные, т аки гусеничные. Силовые установки чаще всего монтируются на тягачах, однако в некоторых конструкциях двигатель располагается на прицепе. Тогда для передачи мощности на тягач используют кардан. Активные приводы могут быть меха-В«ВАРТБУРГ»-КУПЭ СО СЪЕМНОЙ КРЫШЕЙлегковых автомобилей пополнилось еще одной новой моделью. На базе хорошо зарекомендовавшего себя «Вартбурга-1000» с двигателем мощностью 45 л. с. на народном предприятии по производству кузовов в Дрездене создан автомобиль, совмещающий достоинства открытых и закрытых конструкций. Это двухместная машина с дополнительным .небольшим сиденьем (сзади основного), на котором могут поместиться двое детей. Новый «Вартбург>-купэ характерен подчеркнуто спортивными формами: малой высотой и строгими вытянутыми линиями кузова. Капот двигателя, к рышка багажника несколько изменены. Кроме того, автомобиль получил новую облицовку радиатора, гармонирующую с общим видом кузова. При разработке жесткого съемного верха в ГДР была впервые предпринята попытка изготовить крупноразмерные детали кузова из пластмассы, усиленной стекловолокном. Преимущества усиленного стекловолокном полистирола заключаются в том, что с самым небольшим количеством инструментов и малыми затратами труда из него можно получить детали любой формы. Тем самым достигается высокая экономичность мелко- и среднесерийного производства деталей. Какими же еще изменениями характерна новая конструкция по сравнению со старой? Облицовка радиатора выдвинута вперед и увеличена по высоте. Поэтому капот двигателя стал более плоским и вытянутым. Рама ветрового стекла полностью изменена в соответствии с новой формой крыши. При этом уменьшилась ширина его стоек, а стекло увеличилось по высоте, что существенно улучшило обзор. Для безопасности рама сделана с мягким валиком из пористого поливинилхлорида. Жесткий съемный верх закрепляется Двумя защелками на раме ветрового стекла спереди и двумя гайками сзади. Крыша весит мало, поэтому ее установка и демонтаж очень несложны. Задние боковые окна могут открываться. Большие размеры заднего стекла съемного верха также улучшают обзор дороги. Потолок салона обтянут перфорированным кожзаменителем. Автомобиль комплектуется мягким складным верхом с большим задним и двумя боковыми окнами из органического стекла. Крышка багажника нового автомобиля удлинена, что облегчило погрузку багажа, особенно крупногабаритного. Размеры самого багажника увеличены. Спинка заднего сиденья закреплена шарнирно. Ее можно устанавливать под разными углами или опрокинуть вперед. Тогда вместе с багажником образуется сплошное багажное отделение больших размеров.sata L\iС емейство «Вартбург»Автопоезд, состоящий из головного вагона и пяти двухосных прицепов. ническими, гидравлическими, электрическими или комбинированными. Наиболее высокий к. п. д. у механического привода — свыше 0,85. При этом конструкции таких приводов для двухзвенных автопоездов с короткобазным прицепным составом относительно просты. В них используются стандартные автомобильные узлы и детали. Наконец, механический привод прост в обслуживании и ремонте в полевых условиях. Но для многозвенных автопоездов он окапывается слишком сложным. Мощность передается от тяговой машины к прицепу при помощи карданного вала, а к полуприцепу — посредством редуктора. Передача либо проходит через тягово-сцепное устройство, либо устанавливается отдельно от него. Однако известны автопоезда, у которых функции активного привода и сцепного устройства выполняет одна деталь. У гидравлического привода свои преимущества: бесступенчатое регулирование скоростей рабочего органа, автоматическая защита его от перегрузок, независимость расположения отдельных узлов и агрегатов. Вместе с тем гидропривод сложен для трехзвенных автопоездов ,и совсем неприемлем для поездов с большим числом звеньев; к. п. Д. его составляет 0,72 — 0,77.портивныиАрбенов укрепляет позицииВ восьмом этапе первенства мира по мотокроссу (класс 250 смЗ), лидер чемпионата советский гонщик Виктор Арбеков укрепил свои позиции, хотя в борьбе за «Большой приз Люксембурга» был только вторым. На размытой дождем тяжелой трассе он решил не рисковать и прошел дистанцию в спокойном темпе. Первым был Ж. Робер, третьим — Д. Виккерс. На последующих местах В. Валек инаш гонщик Г. Драугс. Девятый тур, состоявшийся в Польше, завершился победой Арбекова. Советский гонщик по сумме девяти этапов набрал 49 очков. На втором месте Виккерс с 30 очками. числе чемпион Европы Т. Трана) вынуждены были прекратить борьбу. Неожиданно в общем зачете победил женский экипаж Валери Дольмео и Розмари Смит на «Хиллман-Имп» (875 см а ). Второе место на такой же машине заняли Д. Льюис и Д. Поллард. Известные раллисты Т. Мякинен и П. Истер на «Мини-Купер» остались на шестом месте. Зато хорошего результата добился польский экипаж С. Засада — К. Осиньский на «Штейр-Пух» (650 смЗ) — они вышли в общем зачете на девятое место.Европейцы — хозяева „Инди"Гонки на 500 миль в Индианаполисе — центральное событие автоспортивной жизни США. Прямоугольный трек, где со средней скоростью 250 км/час проносятся 33 легких гоночных автомобиля мощностью 500 л. с , привлекает много зрителей. Этот год принес большую сенсацию — победителем стал представитель Старого Света. Последний раз европейский гонщик выиграл 800-километровую гонку в «Инди» в 1914 году. С тех пор считалось, что из-за специфичных условий этого трека европейцы бессильны против американских гонщиков. Однако в этом году победа досталась шотландцу Джиму Кларку. Он выступал на гоночном автомобиле «европейской школы» — «Лотосе-38» с расположенным сзади восьми-„ Тюльпаны" — женскому экипажуГолландское «Ралли тюльпанов» в этом году входит в зачет чемпионата Европы. В этих соревнованиях (дистанция 2900 км) приняло участие 159 экипажей. Из-за тяжелых атмосферных условий число специальных участков было сокращено с 19 до 13. Однако, несмотря на это, многие участники (в том30