Сранней весны и до поздней осени дорога своими серыми лентами уводит тысячи отпускников из городов в места отдыха. Мотоцикл с боковым прицепом (коляской) — прекрасное средство для путешествия. На нем ездят даже втроем с необходимым багажом. А если отцепить коляску, то можно передвигаться в любой местности, доступной пешеходу. К сожалению, промышленность до сих пор не может полностью удовлетворить спрос на боковые прицепы. И тогда на помощь приходит «самодеятельность» — появляются конструкции, отвечающие вкусам владельцев. Правда, иногда «вкус» подводит и вместо коляски сооружается сверкающее лаком и хромировкой многоместное сооружение, которое ГАИ отказывается регистрировать. Как сделать боковой прицеп к мотоциклу? М ожно ли разработать и построить свою собственную, оригинальную конструкцию? Каким требованиям она должна отвечать? С какими мотоциклами и мотороллерами можно использовать боковой прицеп? — эти и многие другие вопросы возникают у владельцев мотоциклов, желающих самостоятельно построить прицеп. На страницах «За рулем» неоднократно давались конструктивные разработки боковых прицепов. Сегодня мы расскажем о технических требованиях к самодельным конструкциям. Чтобы помочь мотолюбителям, Государственный комитет автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР разработал и утвердил по согласованию с ГАИ РСФСР «Технические требования на изготовление прицепных колясок к мотоциклам и мотороллерам, изготовляемых в индивидуальном порядке». Обсуждаем письмо знатных водителей М. Приставки и И. Фомина «Пусть другу поможет друг!»*Каждый, кто задумает сделать боковой прицеп, может использовать собственные решения. Но при этом нельзя забывать, что конструкция должна быть достаточно надежной в эксплуатации, отвечать требованиям безопасности движения и определенным нормам эстетики. Рама бокового прицепа должна быть сварной конструкции. От ее прочности зависят эксплуатационные качества прицепа в целом. Крепиться рама с кузовом к мотоциклу должна надежно и не менее чем в трех точках. Обязательное требование к узлам крепления — возможность регулировки схождения и развала колес. Подвеска колеса коляски может быть жесткой или подрессоренной. Над ко ­ лесом коляски полагается щиток, защищающий пассажира от грязи. На нем обязательны передний и задний габаритные фонари. Ширина мотоцикла или мотороллера с коляской не должна превышать 1700, а длина — 2600 мм . При этом передн юю часть коляски нельзя выводить за продолжение оси переднего колеса. Колея может колебаться в пределах 1100—1150 мм . Чтобы добиться хорошей проходимости, дорожный просвет между рамой ко ­ ляски и дорогой делают на 30—50 мм больше, чем у мотоцикла или мотороллера. Кузов прицепа — произвольный: открытого или закрытого типа, но только на одно место. Центр пассажирского сиденья коляски не должен выходить за продолжение оси заднего колеса мотоцикла.БОКОВОЙ ПРИЦЕПсвоимиР УКАМИМатериалом для изготовления кузова может служить металл, дерево или пластмасса. Все детали коляски должны быть окрашены в цвет мотоцикла (мотороллера). Допускается двухцветная окраска в тона, гармонирующие с его цветом. В заключение необходимо сказать, что в тех случаях, когда мотоциклы ИЖ, «Ява» или мотороллеры «Тула» эксплуатируются с коляской, нужно заменить ведущую звездочку звездочкой, имеющей на один-два зуба меньше. Это сохраняет нормальные динамические качества двигателя, хотя вес коляски увеличит нагрузку на него. Машины классов 125—175 см 3 использовать с коляской нельзя, так как это приведет к повышенному износу узлов и деталей и преждевременному выходу их из строя. чяят0чяв*0щ*»0*% <я»1Взаимопонимание — п режде всегоМне довелось прошлым летом путешествовать на мотоцикле по Крыму. Д ороги там местами трудные, опасные. На таких участках усилено патрулирование ^автоинспекторов. И вот что характерно: сотрудники ГАИ, останавливая вас, всегда вежливы, предупредительны. Был такой случай. На шоссе ЯлтаСевастополь произошла вынужденная остановка. Я свернул на обочину и стал устранять неисправность. Подъехал автоинспектор. Остановился. Человек он оказался опытный, технически грамотный. Вместе мы нашли неисправность. Он не только помог советом, но и предложил инструменты. А когда мы снова отправились в путь, то предупредил о том, что впереди сложный участок. К сожалению, между водителем и сотрудником ГАИ на наших трассах не всегда встречается полное доверие и взаимопонимание. Приведу такой факт. Ехал я из Артемовска в Изюм. Стоял холодный осенний вечер, моросил дождь. На дороге повстречалась ста* «За рулем» J* 1, 1965 г. рушка. Она возвращалась от ' больной дочери. Попросила подвезти. Я согласился. Дал ей свой плащ, чтобы она укрылась от дождя. Но вот меня остановил автоинспектор, обвинил в «извозе», грубо оскорбил. Конечно, с «левачеством» бороться надо, но надо жеи разбираться, где что. Мне, советскому инженеру, и в голову не пришла бы мысль взять с пожилого, застигнутого непогодой человека деньги за услугу, которую я просто обязан был оказать. Почему же такие нелепые подозрения пришли на ум автоинспектору? Мопут сказать: частный случай, исключение из правил. Но, думается, надо добиваться, чтобы и таких исключений было как можно меньше, чтобы каждый автоинспектор, заботясь о порядке на наших дорогах, научился уважать человека, вот как тот, которого я встретил на шоссе Ялта — Севастополь. В. МАКУХА, инженер г. Изюм Харьковской областиУФИМСКОЕ „ТРИО" ЗАСЛУЖЕННЫХЦентральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР присвоил звание «заслуженный мастер спорта СССР» мотоспортсменам: ГАБДРАХМАНУ КАДЫРОВУ («Труд»), ИГОРЮ ПЛЕХАНОВУ («Спартак»), БОРИСУ САМОРОДОВУ («Труд»).15J