КАТАТЬСЯ• ••мы, предусматривающей уголовную ответственность за угон автомобилей или мотоциклов. Правда, ее не было ив прежнем кодексе, редакции 1922 года. Но это легко понять: в те далекие годы куда более актуальным было, скажем, наказание за конокрадство, автомобилей в стране тогда насчитывалось до крайности мало. Но почему это положение сохраняется до сих пор, понять трудно. Автомототранспортные средства справедливо считаются источником повышенной опасности, и наше гражданское законодательство обязывает всех владельцев этих средств возмещать вред, причиненный наездами или авариями, независимо от наличия или отсутствия их вины в данном происшествии. Казалось 5ы, если сказано «а» в области гражданских правоотношений, следует ожидать «б» в области уголовного права. Ведь автомобиль, попадая в руки «угонщика», зачастую подвыпившего молодца, не знакомого с правилами движения и не имеющего опыта вождения, становится поистине страшным оружием. Судебная практика знает не один случай, когда «угонщик» попадал на скамью подсудимых и обвинялся в преступлении, последствиями которого были тяжелые увечья, а то и смерть людей. Когда преступник похищает из автомобиля какие-либо детали, все ясно — если имущество государственное илиобщественное, отвечай за краровью людей, практически остается Iжупо статье 89 УК РСФСР, безнаказанным. i если личное — по статье 144. Мне приходилось делиться мыслями йЁаеа Значительно сложнее, когда по этому вопросу с юристами, с рукоон задержан на той стадии, водителями крупных автохозяйств и влакоторая названа в статье 15 дельцами автомототранспорта, с враУК РСФСР «Приготовлением к преступчами, которые спасали жизни тех, кто лению и покушением на него». В этих стал жертвой «угонщиков». И все как случаях автоматически принимается на один считают, что введение уголовной веру версия преступника о том, что он ответственности за угон автомототранс«просто хотел покататься». порта будет своевременной и необхоВы спросите: что же, похититель авдимой мерой. Перефразируя известную томобиля, избежавший наезда или пословицу, тогда можно будет сказать столкновения только потому, что был «угонщикам»: любишь кататься на чусвоевременно задержан работниками жих автомобилях — будь готов и нести ГАИ или дружинниками, остается сосуровое наказание. вершенно безнаказанным? Хочется надеяться, что этот назревший вопрос будет разрешен в ближайИ да, и нет. Известны случаи наказашее время. ния «угонщиков» ло Указу Президиума Верховного совета РСФСР «Об ответВ. ШИФРИН, ственности за мелкое хулиганство». В заместитель начальника архивах судов можно найти и дела, где уголовного розыска «угонщики», вроде Александра И., отДзержинского райисполкома вечали за свои проступки как за хулиг. Ленинград ганство, причем одинаковые действия От редакции . Когда верстался квалифицировались то по части I стаэтот номер, был опубликован Указ Претьи 206 УК РСФСР, то по части II. зидиума Верховного Совета РСФСР о дополнении Уголовного кодекса РосКогда в РСФСР действовал Уголовный кодекс редакции 1922 года, 16-я сийской Федерации. Отныне за угон автомобиля или мотоцикла, даже без цестатья которого устанавливала ответстли их хищения, предусматривается ливенность за совершение преступления, шение свободы до одного года (а похотя и не предусмотренного кодексом, вторно—до трех лет) или исправительно аналогичного сформулированному в но-трудовые работы. Эта мера, несомнем, применение к «угонщикам» статьи ненно, явится надежной защитой от по14-й (хулиганство) еще было как-то сягательств тех, кто, пользуясь безнакаобосновано. Но вот принят новый ко ­ занностью, делал автоворовство своим декс. Соблюдение социалистической задоходным промыслом, конности стало общей нормой, лишь в отношении угона автомобилей законоТеперь слово за юридическими комисдательство отстает от жизни. Д о сих пор сиями при Советах Министров тех союзтот, кто носится на угнанной машине ных республик, где закон еще оставляет или мотоцикле, угрожая жизни и здолазейку преступникам.поправимых бед. Хотя настоящими виновниками, разумеется, являются не ватные тигры или обезьяны, а их хозяева — легкомысленные водители. Никто не станет препятствовать желанию водителя поместить в кабине автомобиля какой-то сувенир, памятную и дорогую для него вещь. Но только до тех пор, пока это не идет вразрез с требованиями безопасности. Правила движения говорят по этому поводу весьма определенно: «при отсутствии наружного зеркала заднего вида запрещается размещение какихлибо предметов, загораживающих заднее стекло» (примечание к статье 120, раздел VI, пункт «г»). А посмотрите, как часто мы видим машины, у которых оно закрыто различными эмблемами, фигурками, коробками с покупками или шторками. И этим грешат не только шоферылюбители. Недавно шофер Управления механизации № 4 Н. Максюта, проезжая на автокране по улицам Москвы, попросту положил зеркало заднего вида в кабину. При объезде стоящей у тротуара машины, он, естественно, не заметил ехавшего сзади ГАЗ-51. В результате — авария. Водитель «газика» тяжело пострадал, а его автомобиль превратился в груду металла. Нет, что ни говорите, даже тряпочный тигр может стать далеко не безобидной игрушкой. инспектор Московского ОРУД - ГАИА немсфарамиудачная окраска автомобиля знаДва американских оптометриста чительно снижает его видимость. (специалисты по изучению видимоОсобую опасность представляют сти) А. Меррил и Дж. Кларк придвухцветные машины, а наименьшли к выводу, что движение трансшую — онрашенные в светлые топорта днем с включенными фарана (их различимость в 40 раз выми способствует предотвращению ше). Ученые подсчитали, что чисаварий. Так, круглосуточно вклюло жертв автомобильных катастченные фары на автобусах в роф в США существенно сократиг. Грейхаунд (штат Индиана) снилось бы, если бы ив дневное врезили число происшествий в дневмя водители пользовались наружное время на 11 процентов. Исследователи подчеркивают, что неным освещением. — — я Зарубежный юмор нарь и увидел: мужчина связан. — Кто на вас напал? — Полицейский быстро сорвал пластырь. — Я немедленно вызову скорую помощь! — Нет-нет, не надо! — взмолился пострадавший. — Почему не надо? — удивился постовой. — Никто не хотел меня грабить, я просто жертва правил уличного движения. — Вы сумасшедший? — иронически осведомился полицейский. — Почему вы так думаете? Просто мои друзья связали меня, отправляясь в ресторан. Ведь надо же подумать и об обратном пути.ЖЕРТВА ПРАВИЛПолночь. По улице промчался автомобиль и, свернув на площадь, остановился. Из него вышли трое мужчин. Четвертый тоже пытался покинуть машину, но его втолкнули обратно. Заклеив оставленному в машине рот пластырем и крепко связав его по рукам и ногам, вся троица не спеша удалилась. Ночной полицейский при обходе остановился перед машиной в недоумении: «Что за странная поза У водителя?» Не получив ответа, он зажег фо-В. ПРОДУВАЛОВ,Зе^семл^-^л^н^^УЗе^се^хсА^лл^