не порядка формируются не только новые общественные организации, но и новые отношения между людьми, людьми, объединяемыми общностью целей. И конечно, надо строже подходить к отбору кандидатов для работы в качестве общественных инспекторов. Еще нередко в автохозяйствах выдвигают в народные дружины водителей без их согласия, простым голосованием общего собрания. А потом такой горе-общественник заявляет: «Я не хотел, меня выбрали». Работа в дружинах — это не мероприятие для «галочки», это ответственная, сложная, а порой и опасная работа по предупреждению преступлений на транспорте. Как же можно допускать к ней людей безразличных, черствых и грубых? Однако исправление недостатков, о которых шла речь выше, только полдела. Перед общественностью встают новые важные задачи. Главнейшая из них — организация самого широкого изучения правил движения среди населения и особенно молодежи, школьников. Мы верим, что настанет день, когда правила поведения на улицах и дорогах станут обязательным предметом в школьных программах. Но уже сейчас нашим активистам надо взять шефство над каждой школой и другими детскими учреждениями, оказать действенную помощь педагогам, создать уголки безопасности на каждомпредприятии. Разве это не почетная задача, не достойная цель в работе? К сожалению, совершенно недостаточен вклад автомотоклубов ДОСААФ в дело борьбы с дорожными происшествиями. Сейчас буквально не встретишь автохозяйства, где не были бы созданы советы общественных автоинспекторов, а вот автомотоклубы, за редким исключением, — стоят в стороне. Между тем они объединяют вокруг себя большой общественный актив, имеют хороших специалистов по правилам движения, располагают всеми необходимыми пособиями и могли бы стать подлинными центрами работы по безопасности движения в каждом городе, каждом поселке. Да и будущий водитель должен прежде всего быть дисциплинированным пешеходом и учить этому других. Наконец, надо активизировать деятельность научно-технического общества городского хозяйства и автомобильного транспорта. В особенности дорожных секций НТО. До сих пор они уделяют мало внимания безопасности движения. Роль общественности в предотвращении дорожно-транспортных происшествий очень велика. Но она станет еще значительнее, если все силы ее будут объединены, а главноенаправлены на совершенно конкретные и наиболее важные цели.Щ^'^Ж»>&^К^<^^^такой скоростью, чтобы иметь возможность... пропустить транспортное средство, имеющее преимущественное право проезда». А им была не имеющая помехи справа «Волга». Обратим особое внимание всех на то обстоятельство, что Правила даже не обязывают водителя к остановке перед нерегулируемым перекрестком — можно только замедлить ход, чтобы не помешать движению. Если же возникла необходимость остановки, например, для пропуска нескольких автомобилей, проезжающих перекресток во встречных направлениях, то Правила не унаэывают определенного места, где это надо делать (как, скажем, на регулируемых перекрестках). В зависимости от конкретной обстановки водитель сам выбирает его так, чтобы видеть боковые проезды и, конечно, не мешать пешеходам переходить улицу. Таким образом, Правила движения создают для водителей все условия, необходимые для безаварийного проезда перекрестков, и единственное обязательное требование—это уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимущественным правом на движение. Водитель «Москвича» нарушил и статью 68 Правил — выехал на перекресток, имея справа помеху — транспорт одной группы. Заканчивая, нам хочется еще раз подчеркнуть, что этот случай должен послужить серьезным предостережением тем, кто ошибочно полагает, будто подъехавший к перекрестку первым получает преимущества • движении.ВОПРОСА ЗНАТОКАМ1. ДО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕЕЗДА ОСТАЛОСЬ МЕНЕЕ 100 МЕТРОВ. МОЖНО ЛИ НА ЭТОМ УЧАСТКЕ ОБОГНАТЬ АВТОМОВИЛЬ, ДВИЖУЩИЙСЯ СО СКОРОСТЬЮ НИЖЕ 20 КМ/ЧАС?2. КТО ИМЕЕТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО ПРОЕЗДА ПЕРЕКРЕСТКА? 3. ВЫ ВИДИТЕ ОБОРОТНУЮ СТОРОНУ ЗНАКА. ЧТО ЭТО ЗА ЗНАК?Ответы на вопросы, опубликованные в третьем выпуске «Зеленой волны» («За рулем» N8 8, 1965 г.) 1. Такая замена невозможна, так как предписывающий знак «Движение легковых автомобилей» автоматически запретит и движение автобусов. 2. Первым повернет автомобиль, так как перекресток равнозначный. Дело в том, что при определении главенства улиц мы принимаем во внимание не число рядов вообще, а лишь возможное число рядов для движения автомобилей (статья 66 «б»). 3. Запретить повороты в проезды АиВ можно предписывающим знаком 3.1 г «Разрешенное направление движения». у которого угол между стрелками соответствует действительной конфигурации перекрестка.КОНСУЛЬТАЦИЯ „ЗЕЛЕНОЙ ВОЛНЫ"ряд при движении в прямом направлении, изложенное в статье 38. А сам раздел XII не содержит никаких специальных оговорок о порядке поворотов гужевого транспорта. Для сравнения напомним, что обязанность двигаться в крайнем правом ряду на велосипедах также содержится в двух статьях — 38 и 115. Вопрос о перестроении в рядах для велосипедистов исключается тем, что им разрешается поворачивать налево только из улиц с однорядным движением, но и при этом велосипедист обязан выполнять требование статьи 41 — занять крайнее левое положение. Обязательны ли сигналы «стрелка» дополнительной секции светофора для водителей трамвая? (Н. Маринин, г. Хабаровск). Статья 78 Правил движения, которой определены значения сигналов светофора с дополнительными секциями, в своей основе относится к водителям всех транспортных средств, в том числе и трамваев. Например, если светофор оборудован дополнительной секцией справа, но она не включена, трамвай не может поворачивать направо при красном сигнале светофора; если не включена дополнительная секция слева, трамвай не может поворачивать налево. В обоих случаях водитель трамвая должен дождаться включения «стрелки», соответствующей его направлению. Но не всегда «стрелка» открывает путь трамваю. Хотя ему и предоставлены значительные преимущества в движении перед нерельсовым транспортом, однако, если движение регулируется светофором с дополнительными секциями, то для устранения взаимных помех трамваю запрещено: а) поворачивать направо при «стрелке», включенной в правой секции, и зеленом сигнале светофора — этим нерельсовому транспорту обеспечивается беспрепятственный проезд перекрестка в прямом направлении; б) проезжать прямо при «стрелке», включенной в левой секции, с зеленым сигналом — для безостановочного поворота нерельсового транспорта налево; в) въезжать на перекресток при стрелке «прямо», включенной совместно с красным сигналом, — иначе задерживались бы нерельсовый транспорт и трамвай, поворачивающие налево из бокового проезда при зеленом сигнал» светофора. Сколько пассажиров можно перевозить в оборудованном для этой цели автомобиле грузоподъемностью 7 т, ведь эта цифра дважды упоминается в пункте «в» статьи 134? (В. Лисин, г. Гомель). В статье 134 записано, что число пассажиров не должно превышать тридцати шести в автомобилях грузоподъемностью 7ти более. В предшествующем тексте («5—7 т — тридцати») подразумевается грузоподъемность до 7 тонн, то есть меньшая. Заметим, что в таком же значении повторяется число «1,5 т»: при такой грузоподъемности число пассажиров может достигать шестнадцати, а при меньшей не должно превышать девяти.