РАКЕТА»более молодым и темпераментным соперникам. Обратим внимание на основных фаворитов чемпионата — Робера и Арбекова, тем более что оба выступают на мотоцикле одной марки — «Чезет». Чем они различаются? Робер — талантливый мотогонщик. Перед соревнованиями и после них он часто похож на «бездумного мальчика». Но как только сядет за руль мотоцикла, сразу же преображается. Перед вами большой спортсмен, который умеет еще быстрее мыслить, чем ездить. У Робера избыток темперамента, с которым ему нелегко совладать. На его манере держаться перед зрителями, на стиле езды во многом сказывается положение спортсмена-профессионала в капиталистическом мире. Ему нужна личная слава, чтобы получать как можно больше денег за свои старты. Он часто совершает эффектные, смелые прыжки для развлечения зрителей. Арбеков — полная противоположность Роберу. Это скромный парень, который в любой ситуации сохраняет непоколебимое спокойствие. Его езда предельно рациональна, он ни рискует понапрасну, чтобы не повредить мотоцикл, прыгает только тогда, когда необходимо. Причем прыгает самым эффективным способом — низко и далеко. Арбеков едет чисто, лишний раз не приводит мотоцикл в скольжение. Вот то «оружие», которым он на пяти трассах побеждал Робера. Каков бы ни был исход борьбы в чемпионате, ясно одно: Виктор Арбеков достойно представляет мотоспорт Советской страны на международной арене и стал общепризнанной звездой мотокросса. Мне хочется закончить статью еще одним прогнозом. Я уже писал, что в 1963 году увидел на кроссовой трассе в Москве гонщика под номером 12 и предсказал ему победу в чемпионате мира. Похоже, этому суждено сбыться. В 1965 году в Москве выступали в кроссе два незнакомых мне гонщика под номерами 12 и 13 —Сухов и Погребняк. Если им будет предоставлена возможность участвовать в международных соревнованиях, то один из них в первенстве мира 1967 года поднимется на высшую ступеньку пьедестала почета. Нет в мире страны, в которой было бы столько способных кроссменов, как в СССР. Я убежден: если советские гонщики сумеют правильно распределить свои силы в следующем году — у них будут все шансы завоевать звание чемпиона мира в классах мотоциклов 250 и 500 смЗ. Карел РУЖИЧКА, редактор чехословацкогоШАНСЫ ЕСТЬ!Чемпионат мира по мотоциклетному 3 кроссу в классе 500 см вступил в решающую фазу. Седьмой этап был разыгран в столице Украины. После шестого этапа (он состоялся в Седлачанех, ЧССР) уверенно лидировал англичанин Д. Смит, набравший 32 очка. За ним — швед С. Лундин (17 очков) и выигравший этот этап П. Фридрихе (ГДР). Киевская трасса оказалась счастливой для наших гонщиков. Оба заезда закончились убедительной победой неоднократного чемпиона СССР Игоря Григорьева, впервые выступившего в пер3 венстве мира в классе 500 см . Лидер чемпионата Смит, занявший второе место, проиграл ему в общей сложности около полутора минут. На третье место вышел чемпион мира 1962 и 1963 годов Р. Тибблин, заработавший в нынешнем чемпионате первые четыре очка. Четвертым был Андрис Клявиньш. К трем зачетным очкам он добавил еще три. У Смита по-прежнему 'остается значительный «запас прочности». Позиции же других лидеров пошатнулись. Итак, киевский этап закончился успехом советских спортсменов. Но значение его не исчерпывается чисто спортивными результатами. Наш корреспондент обратился к победителю заслуженному мастеру спорта Игорю Григорьеву и попросил его поделиться своими соображениями на страницах журнала. Седьмой этап чемпионата был показательным, пожалуй, в двух отношениях. Он позволил наглядно сравнить мастерство ведущих гонщиков мира и наших спортсменов и одновременно оценить достоинства кроссовых мотоциклов в классе 500 см 3 . Многие зарубежные спортсмены берут сейчас на вооружение «Чезет-360». На этих машинах, в частности, были выиграны все три призовых места в Седлачанех. В Киеве мне первому из наших спортсменов довелось испробовать новый кроссовый «Чезет». Должен сказать, что это отличная машина. В обоих заездах очень опытный Смит, упорно преследовавший меня на своем БСА, вынужден был сложить оружие. Поначалу он думал, что где-то ошибся, но потом убедился, что просто шел медленнее. Если же наши ведущие гонщики перейдут после соответствующей тренировки с ЭСО на «Чезет-360» (к новой машине, естественно, надо «присидеться»), то наверняка добьются успехов. Кросс на тяжелых мотоциклах требует опыта. Наши молодые гонщики А. Клявиньш, А. Лебедев, Ю. Матвеев, экс-чемпион страны 3. Калькис набирают все больше и больше опыта. По уровню мастерства они вплотную приблизились к самым сильным зарубежным мастерам. Это также убедительно показал киевский кросс. И если бы не горячность Андриса Клявиньша, который лидировал со старта в обоих заездах, но досадно ошибся оба раза, то порядок призовых мест мог быть иным. Одним словом, у нас есть достаточные шансы, чтобы смелее выходить на старт.«Мотор-ревю»Когда номер был уже сверстан, пришло радостное известие из Швеции, где разыгрывался XIII этап. Виктор Арбеков, занявший второе место вслед за Т. Хальманом, стал недосягаемым для всех своих соперников и обеспечил себе победу в чемпионате мира.!www***^w*Ms»v««ne«av^xeo^^бинный автомобиль «ВРМ-Ровер», управляемый Г. Хиллом и Д. Стюартом, во второй раз стартовавший в этих гонках. РЕКОРД НА «КРАИДЛЕРЕ» Новый международный рекорд установил мотогонщик Г. Аншайдт из ФРГ. На 50-кубовом «Крайдлере» (13 л. с . 12 передач, вес 47 кг) он прошел километровую дистанцию с места со скоростью 110,5 км/час. Это новый рекорд и для мотоциклов в классах 75 н 100 смз. ВПЕРЕДИ КЛАРК Кольцо в Спа длиной 14 километров завоевало славу самого «быстрого» — средняя скорость здесь доходит до 225 км/час. На этой трассе разыгрывался «Большой приз Бельгии» — третий этап чемпионата мира по гоночным автомобилям. Со старта гонку возглавил Джим Кларк на «Лотосе-33». За ним неотступно следуют Г. Хилл и Д. Стюарт (оба на БРМ), затем Д. Сертисс («Феррари-158») и Р. Гинтер на 12-цилиидровой «Хонде». У Сертисса уже на шестом круге отказал мотор. Вскоре начинает угасать «жизнь» и в двигателе машины Г. Хилла, а Кларк тем временем увеличивает разрыв. На 19-м круге он развивает скорость 200,711 км/час. Последний, 32-й круг гонщики проходят в таком порядке: Кларк, Стюарт, Мак-Ларен, Брэбхэм, Хилл и Гинтер. Средняя скорость победителя — 188,550 км/час. Любопытно, что Кларк четвертый год подряд побеждает на кольце Спа. Следующий этап — «Большой приз» автоклуба Франции — также принес успех Джиму Кларку. Он показал среднюю скорость 143,58 км/час. Его сооте-чественник Джек Стюарт на гоночном ВРМ финишировал вторым, опередив прошлогоднего чемпиона Д. Сертисса, выступавшего на «Феррари». А один из основных претендентов на титул чемпиона мира Грэхэм Хилл (БРМ) был только пятым. Теперь, после четырех этапов чемпионата мира по гоночным автомобилям, впереди по сумме очков Кларк (27). Д. Стюарт и г. Хилл имеют по 17 очков. д. Сертисс — 13. «ТИХОХОДНЫЙ» КАРТИНГ На известной кольцевой трассе Сильве стон (Англия) на короткой петле (2,56 км), там, где, как правило, проводятся гонки автомобилей формулы I, в этом году стартовало 52 картингиста (класс 200 см3). Результат лучшего круга — 135 км/час; на прямых участках скорость достигала 175—185 км/час. БОРЬБА ОБОСТРЯЕТСЯ Состоялся шестой этап чемпионата мира по кольцевым мотогонкам в Ассене (Голландия). Вновь острая борьба в классе до 50 смз разгорелась между гонщиками японских заводов «Сузуки» (X. Андерсон, Э. Дегнер) и «Хонда» (Р. Брайане, Л. Тавери). Победил Брайане, показав среднюю скорость 122,481 км/час. Однако вторым был Андерсон, что позволило ему по сумме очков (31) выйти на первое место, опережая Брайанса на очко. На машинах класса 125 см 3 первое место занял канадец М. Дафф («Ямаха»). Он оттеснил на второе _и—*ретье места гонщиков завода «Сузуки» Т. Катаяма и X. Андерсона. Результат победителя — 134.816 км/час. В этом классе по сумме очков первенствует Андерсон (38), вторым идет с 20 очками В. Перрис.29