24
25
СПРАВКА НЕ ИМЕЕТсилы«Администрация леспромхоза при моем поступлении на работу потребовала сдать удостоверение водителя, а взамен выдала справку. Правильными ли являются действия администрации?» — этот вопрос задает нам А. Поляк из г. Иркутска. Водительское удостоверение может изъять только работник милиции или дружинник, причем лишь в определенных случаях (при дорожно-транспортном происшествии, направлении шофера на экспертизу и т. п.). Администрации предприятий и учрежений такое право не предоставлено. олее того, в соответствии сост. 147 «ж» Правил движения она обязана выдавать водителю путевой или маршрутный лист только по предъявлении им ежедневно удостоверения на право управления транспортным средством, да и статьей 17 установлено, что управлять механическими транспортными средствами разрешается лишь водителю, имеющему удостоверение, выданное Государственной автомобильной инспекцией. И, находясь за рулем, он обязан всегда иметь это удостоверение при себе (ст. 18 «а»),Время на выполнение упражнения и количество допускаемых ошибок установлены курсом вождения (они тем меньше, чем выше квалификация водителя). При экзамене на первый класс ошибки, как правило, не допускаются. Если водитель не уложился в оценочные нормативы для данного класса, он имеет право сдавать экзамен повторно. Однако следует помнить, что положительная оценна, полученная на экзаменах по правилам движения, действительна только в течение трех месяцев. Тот, нто его не выдерживает, н экзамену по вождению не допускается.У «Явы» класса 250 смз, начиная с двигателя J* 69375 и рамы № 69564, было изменено наименование с 559/02 на 559/04, а у двухцилиндровой 350-кубовой, начиная с двигателя № 195064 и рамы № 191460, — с 354/06 на 360/00. Мотолюбителям полезно запомнить эти номера, чтобы облегчить заказ запасных частей. Увеличивается число мастерских гарантийного и платного ремонта. Теперь их стало 22. Адреса мастерских: РСФСР г. Москва, Д-364, проезд Дрсфлота, д. 10, Центральный спортклуб «Трудовые резервы»; г. Ленинград, проспект Кондратьевский, д. 5, ремонтный завод, цех № 3; г„ Волгоград, ул. Порт-Саид, д. 16-а. Волгоградский городской ремонтный комбинат; г. Краснодар, ул. Кузнечная, д. 21, краснодарский комбинат «Металлобытремонт»; г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринсиий, д. 190, Ростовский металлоремонтный завод бытового обслуживания; г. Саратов, ул. Тулупная, д. 12, Саратовский завод по ремонту бытовой техники. УКРАИНСКАЯ ССР г. Киев, ул. Павловская, д. 28, металлоремзавод; г. Винница, ул. Глеба Успенского, д. 79, винницкая фабрика «Бытремонт»; г. Днепропетровск, проспект Калинина, Д. 16, фабрика «Металлобытремонт»; г. Донецк, 8-я линия, д. 1-а, фабрика ремонта сложных технических машин и приборов; г. Запорожье, ул. Кирова, д. 31-а, завод «Металлобытремонт»; г. Кривой Рог, ул. Украинская, д. 55, Криворожский горбыткомбинат; г. Луганск, ул. Аккумуляторная, д. 1, станция технического обслуживания мототранспорта; г. Львов, пл. Мицкевича, д. 6/7, фабрика по ремонту изделий культурно-бытового назначения. г. Одесса, ул. Моисеенно, д. 24, фабрика «Рембыттехника»; г. Симферополь, ул. Самокиша, д. 5, горбыткомбинат; г. Харьков, пл. Театральная, д. 7, завод «Металлобытремонт». БЕЛОРУССКАЯ ССР г. Минск, у л . Жданова, д. 1, станция технического обслуживания легковых автомобилей. ЛИТОВСКАЯ ССР г. Вильнюс, ул. Л. Гирос, д. 41, комбинат бытового обслуживания «Кибиркштис». МОЛДАВСКАЯ ССР г. Кишинев, ул. Армянская, д. 51, фабрика «Электробытремонт». ЛАТВИЙСКАЯ ССР г. Рига, ул. Силмачу, д. 4, завод «Металлобытремонт». ЭСТОНСКАЯ ССР г. Таллин, ул. Ратаскаеву, д. 9, комбинат бытового обслуживания «Юхендус». Москвичи и гости столицы, кроме того, могут воспользоваться услугами станции технического обслуживания Mi 11, производственного комбината «Автотехобслуживание» (Москва, Наримановская ул., д. 4, телефон Е 3-00-36), производящей все виды технического обслуживания и ремонта чехословацких мотоциклов, мотороллеров и мопедов, а также мотоциклов «Паннония» и мотороллеров «Тула».ёПО МОТИВАМ УТРАТЫ ДОВЕРИЯЧитатель Н. Соколов из Киева спрашивает, имеет ли право администрация уволить по мотивам утраты доверия шофера автобуса, работающею без кондуктора. В соответствии с Постановлением Народного Комиссариата Труда СССР от 6 ноября 1930 г. № 339 «О работниках, обслуживающих денежные и товарные ценности» увольнение таких работников, кроме случаев, предусмотренных общим законодательством о труде, допускается также при утрате администрацией довеия к данному работнику («Известия КТ СССР», 1930 г., I * 3 1 - 3 2 ) . Шоферы автобусов без кондукторов относятся как раз н такой категории работников. Они включены в перечни должностей работников, с которыми моryrr заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за недостачу ценностей, переданных под их ответственность для хранения или других целей. Что же служит основанием для увольнения по мотивам утраты доверия? Любые злоупотребления с денежной выручкой и билетами (получение с пассажиров платы за проезд без выдачи билетов, обсчет, продажа недействительных билетов и т. п.). Увольнение по мотивам утраты доверия, так же как и увольнение по любому другому основанию, администрация обязательно должна предварительно согласовать с местным профсоюзным комитетом.ПРЯМОЙ УБЫТОК ИЛИ УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА?«Я работаю шофером такси, — пишет Н. Аксенов из Ленинграда, — и однажды не выполнил плановое задание по соотношению платного и общего пробега. Администрация удержала у меня из зарплаты стоимость 10 километров платного пробега. Правильно ли это?» — спрашивает он. В соответствии со статьей 3 Постановления ЦИК и СНК СССР от 12 июня 1929 года «Об имущественной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный ими нанимателям» (СЗ СССР 1929 г. № 4, ст. 347) при определении размера ущерба принимаются во внимание тольно прямые убытки, но не упущенная администрацией выгода. Невыполнение шофером такси задания по соотношению платного и общего пробега может объясняться многими причинами: отсутствием пассажиров на стоянке и переездом на другую, возвращением без пассажиров из дальней поездки и т. п. В этих случаях ущерб, причиненный автомобильному хозяйству, относится к Упущенной выгоде и не может быть взыскан с шофера. Другое дело, если установлено, что шофер перевозил пассажиров с невключанным таксометром, а потому и не выполнил задания по выручке. Тут администрация может взыскать с шофера причиненный им ущерб полностью.ВДЛЯ МОТОЛЮБИТЕЛЕЙВ редакцию журнала приходит много писем, в которых читатели просят рассказать, какие зарубежные мотоциклы, мотороллеры и мопеды импортировались и будут импортироваться в этом году в Советский Союз. Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились в Государственный комитет Совета Министров СССР по торговле. Кан ив прошлые годы, основным нашим экспортером мототехники является чехословацкое торговое объединение «Мотоков». Оно продолжит поставку мотоциклов «Ява». В основном это будут наиболее популярные у нас в стране машины класса 350 смз модели 360/00, остальную часть составят мотоциклы модели 559/04, имеющие двигатель рабочим объемом 250 смз. Несколько увеличится поступление и мотоциклов с боковыми прицепами «Велореис». Венгерское внешнеторговое предприятие увеличит поставку хорошо известных в нашей стране мотоциклов «Паннония», снабженных 250-кубовым одноцилиндровым двигателем, причем часть машин будет укомплектована боковыми прицепами. Сокращение количества моделей завозимых в СССР мотоциклов позволит улучшить снабжение запасными частями. Не останутся забытыми владельцы мотоциклов, мопедов и мотороллеров прежних выпусков. Значительно расширяется также ассортимент запасных частей к импортным мотоциклам, мотороллерам и мопедам. Напоминаем адрес специализированной базы Посылторга, где можно заказать необходимые запчасти: Москва, Ж-211, Овчинниковская набережная, дом 8. У последних моделей «Явы» 559/04 и 360/00 маркировка основных деталей отлична от моделей 559/02 и 354/06.ОПРЕДЕЛЕНО КУРСОМ ВОЖДЕНИЯ«Каков порядок сдачи экзаменов по вождению автомобиля на первый класс среди водителей-военнослужащих?» — спрашивает В. Соловьев из Приморского края. Порядок сдачи экзаменов по вождению предусмотрен программой курса вождения. Для приема экзаменов создается квалификационная комиссия из лиц, имеющих высшее или среднее образование или опыт работы по автомобильной специальности. В нее могут войти также инструкторы по вождению. Экзамен заключается в выполнении зачетного упражнения из курса вождения, назначаемого председателем квалификационной комиссии. Выполнение упражнения оценивается по нормативам: времени и количеству допущенных ошибок. Например, при вождении по ограниченным проездам наиболее часто встречаются такие ошибки: заезд эа ограничители, излишнее маневрирование при преодолении препятствий и заграждений, скатывание назад, наезд на препятствия, стенки укрытия, неправильный. выбор передачи в зависимости от препятствия, сваливание с мостиков.В ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ. «Как оплачивается труд инструктора производственного обучения, если он ведет практические занятия, не разделяя класс на две подгруппы?» — спрашивает Н. Губин из г. Махачкалы. Прежде всего нужно подчеркнуть, что так практические занятия проводить не следует. В программе подготовки шофе-24 ров не случайно указывается, что разделение класса на две подгруппы позволяет всем курсантам полностью выполнить весь объем предусмотренных программой практических работ, а инструктору дает возможность проконтролировать, как справляется с заданием каждый курсант. Но если уж по каким-либо причинам занятия проведены со всей группой учащихся, то зарплата инструктору начисляется так же, нак и при проведении занятий с одной подгруппой.ков, пожарных и др.), заработная плата которых исчисляется по положению об оплате труда шоферов. Машинисты (крановщики), работающие на автокранах и автопогрузчиках в строительстве и на лесозаготовнах, тарифицируются по отраслевым тарифноквалификационным справочникам, а их труд оплачивается по нормам, предусмотренным для рабочих этих отраслей. Надбавки за классность отдельно они не получают, так как уровень их квалификации учитывается сразу при установлении производственного разряда.и барабаном, установка в тормозных механизмах накладок с различными фрикционными свойствами.ЗАМЕНА ДВИГАТЕЛЯ•КАК ПОМЕНЯТЬ САЛЬНИК РУЛЯЧитатель М. Белов из Волгоградской области интересуется, что нужно сделать для замены сальника вала сошки рулевого управления у автомобиля «Москвич-407». Отвечают конструкторы завода. Вот последовательность этих работ. Не убирая руль, надо снять рулевую сошку и удалить тонкой отверткой или шилом старый сальник из гнезда. После того, как из картера руля вытечет смазка, протрите гнездо под сальник и нонец вала сошки. Если обнаружатся заусеницы и забоины, их надо опилить. Осторожно, чтобы не повредить рабочей кромки нового сальника, наденьте его на вал сошни, продвинув до упора в картер. Острые нрая шлиц вала сошни предварительно оберните фольгой. Запрессовывают сальник в гнездо картера при помощи трубчатой оправки внутренним диаметром 25 мм и наружным 36 мм легким постукиванием молотка. Теперь остается налить в картер через пробку на крышке 150 г смазки (нигрола), проверить, не течет ли масло, а затем надеть на вал по меткам сошку, поставить пружинную шайбу, навернуть и затянуть до отказа гайку.«Можно ли на «Москвиче-401» установить двигатель со сцеплением и коробкой передач от «Москвича407»? — спрашивает Т. А. Онопко (Москва). Коробка передач «Москвича» 407-й модели имеет удлинитель, благодаря которому карданный вал становится короче со всеми вытекающими отсюда преимуществами. Применить такую коробку на модели 400 или 401 нельзя. Можно поставить двигатель 407 С (приглушенный) с коробкой передач модели 400 или 401. Заменять сцепление нет необходимости. Кроме того, на двигатель 407 С следует установить опорную плиту (крепление двигателя к передней подвеске) от старого двигателя (400 или 401).ИНАЯ РАМА —ИНЫЕ РАЗМЕРЫЧитатель А. Шрамченко из Луганской области хочет поставить на свой «Москвич-407» переднюю подвеску от «Москвича-403» и аккумуляторы от «Волги». Нельзя — отвечают заводские конструкторы. И вот почему. Автомобиль «Москвич-403», сохраняя внешнюю форму и внутреннюю планировку кузова «Москвича-407», имеет иную подмоторную раму и связанные с ней кузовные детали. Аккумуляторы же «Москвича» и «Волги» различаются по габаритным размерам и по емиости в ампер-часах.ПОСТАВЬТЕ ЗАМКОВОЕ КОЛЬЦО«На моем мотоцикле М-72, — пишет в редакцию М. Чугунов из Уфы,— заметно биение карданного вала. Кроме того, в редукторе задней передачи слышен шум, а картер нагревается. Какие могут быть причины и как их устранить?» Вероятно, у вашего мотоцикла образовался люфт крестовины карданного вала из-за выпадания замкового кольца, которое удерживает корпус игольчатого подшипника. Устранить неисправность можно. Разберите карданный вал. Проверьте состояние его крестовины. Убедитесь в том, что ролики находятся в подшипнике (каждый подшипник имеет 18 роликов). Соберите подшипник с новым замковым кольцом и приступайте к сборне карданного вала. Шум редуктора возможен из-за отсутствия или утечки масла. Обратите особое внимание на колпак кардана и тормозной барабан: нет ли на них масляных подтеков. Если они есть — это значит, что износились сальники и их следует заменить.ТОРМОЗИТЬ ПОЛНОСТЬЮЧитатель И. Ворщев из Тулы интересуется, почему колеса автомобиля «Москвич-403» иногда затормаживаются неравномерно. Отвечают конструкторы завода. Одной из причин этого явления может быть различие в состоянии рабочих поверхностей накладок и тормозного барабана в тормозных механизмах колес. В колесе, где эти поверхности замаслены, тормозной эффект ослабляется; если же на зеркале барабана есть задиры, тормозной эффект усиливается. В этом последнем случае неравномерное торможение сопровождается вдобавок усиленным износом тормозных накладок. Задиры, если они невелики, можно вывести зачисткой зеркала. Если же они глубоки, то надо расточить барабан. Есть и другие причины неравномерного торможения колес. К этому дефекту приводят повышенное биение барабана, нарушение работы устройства для автоматического поддержания зазора между накладкамиДВИГАТЕЛЬ 408Л НА «МОСКВИЧ-402»Н. Толкачев из Омска просит рассказать о замене старого двигателя «Москвича-402» новым, модели 408, а также спрашивает, возможна ли установка рессор «Москвича-408» на модели 402. Завод малолитражных автомобилей с 1958 года перешел на выпуск верхнеклапанного двигателя модели 407. Этот двигатель в дальнейшем подвергся модернизации, и с 1964 года завод перешел на выпуск модернизированного двигателя модели 408 (50 л. с ) . В связи с этим для автомобилей «Москвич» модели 402 (и ее модификаций) теперь в качестве запасного агрегата выпускается новый двигатель — 408-Л (45 л. с.) в специальной комплектации, обеспечивающей возможность его установки. Новый двигатель взаимозаменяем с ранее выпускавшимися (также и запасные части) двигателями модели 402 и 407 по точкам крепления к поперечине передней подвески ик основанию кузова, а также по размерам присоединения к агрегатам силовой передачи. При установке двигателя 408Л на автомобиль модели 402 необходимы дополнительно некоторые переходные детали, прилагаемые к двигателю, поставляемому в запасные части, — комплект № 408-100399. Для 407-й модели нужен комплект 408-1000400-Л. Кроме того, необходимы некоторые вспомогательные операции по подготовке автомобиля и установке на него нового двигателя.ЦИЛИНДРЫ И ПОРШНИ МАРКИРУЮТСЯКак расшифровать маркировку цилиндров и поршней двигателя «Запорожец»? — спрашивает А. Морозов из г. Новосибирска.. Зазор в паре поршень—цилиндр должен быть 0,04—0,06 мм при замере поршня в нижней части юбки в плоскости, перпендикулярной оси пальца. Для обеспечения требуемого зазора между поршнем и цилиндром они подбираются согласно маркировке, для чего на днище поршня выбит литер группы («А», «Б», «В»), а на цилиндре соответственно наносится цветовой индекс (красный, зеленый, черный). Допускается постановка поршней группы «А» в цилиндры с зеленой окраской и группы «Б» — в цилиндры с черной окраской. При этом особенно осторожно следует проводить обкатку двигателя. Основные зазоры в сопряженных парах (в мм): 1. Компрессионное кольцо — канавка поршня (по высоте): верхнее — 0,035, нижнее — 0,030. 2. В стыке кольца — 0,25—0,55. 3. Коленчатый вал — коренной подшипник — 0,08—0,10. 4. Шатунная шейка коленчатого вала — вкладыш —- 0,026—0,070. 5. Поршневой палец — втулка шатуна — 0,0045—0,0070. 6. Поршневой палец — бобышка поршня — 0,000—0.0025.КВАЛИФИКАЦИЮ УЧИТЫВАЕТ РАЗРЯД«Получает ли надбавку за классность машинист автокрана, работающий в леспромхозе?» — спрашивает С. Желанов из г. Нукуса. Надбавку за классность получают те водители автомобилей, в том числе и специальных (автокранов, автопогрузчиЦветовой индексГруппаДиаметр цилиндраДиаметр поршняЗазор в пареКрасный Зеленый Черный«А» «Б» «В»72,02 — 72,01 72,01 — 72,00 72,00 — 71,9971.97 — 71,96 71.96 — 71,95 71.95 — 71,940,04 — 0,06 0.04 — 0,06 0.04 — 0.0625