16
17
З АСЕДАНИЕ ДВАДЦАТЬВТОРОЕУЛУЧШЕННОЕ ОТОПЛЕНИЕ У «МОСКВИЧА-402, 407, 403»Когда мороз доходит до 20—25 градусов, приходится почти прекращать подачу теплого воздуха в салон, направляя большую часть его потока на обдув ветрового стекла. Между тем можно повысить эффективность работы отопителя без каких-либо существенных изменений в конструкции и нарушения теплового режима двигателя. Надо установить второй, дополнительный радиатор отопителя — тогда активная площадь нагрева увеличится вдвое. Вместе с тем следует заменить вентилятор более производительным (его придется изготовить самому). Второй радиатор помещают в существующий кожух без больших переделок. Надо только несколько утопить имеющийся радиатор, увеличив боковые окна на 15—20 мм, для чего сделать более глубокие вырезы в нижней части обеих стенок кожуха и отогнуть боковые кромки верхнего кожуха, как показано на рис. 1. Затем изготовьте две планки-вставки из листовой стали и прикрепите их винтами МЗ или заклепками к верхней части кожуха. Выступающие концы этих винтов спилите заподлицо с гайками. После этого второй радиатор, уложенный поверх нижнего, вписывается в габариты кожуха. Собранный таким образом отопитель показан на рис. 1, в.имняя эксплуатация автомобиля — дело серьезное. С наступлением морозов обслуживание его затрудняется. Для автолюбителя главная проблема — пуск двигателя. Об этом шла речь на десятом и тринадцатом заседаниях «Клуба» («За рулем» № 10, 1964 г. и № 1, 1965 г.). Пока еще, к сожалению, значительная часть тепла сгорающего в двигателе топлива, которое мы не можем превратить в механическую энергию, не используется и для обогрева. Несмотря на это система отопления от модели к модели совершенствуется. Например, завод «Коммунар» применил на «Запорожце» систему, независимую от двигателя. Ею можно пользоваться не только на стоянке, но и для разогрева двигателя. Отопление «Волги», более эффективное по сравнению с ее предшественницей «Победой», во время последней модернизации улучшилось, о чем мы сообщили на двадцатом заседании «Клуба» («За рулем» № 8, 1965 г.]. И наконец, последняя модель легкового автомобиля — «Москвич-408» — обладает по сравнению с предыдущими значительно улучшенной системой отопления. Сегодня мы делаем достоянием членов «Клуба» технические усовершенствования автолюбителей инженеров Ю. И. |Каца (Свердловск) и Б. Н. Парфановича (Москва), рекомендации инженеров запорожского завода «Коммунар» Л. Г. Спекторова и А. Д. Любалина. Все предложения просты по идее и доступны по исполнению. В первую очередь этими усовершенствованиями займутся, наверное, автолюбители, эксплуатирующие машины в северных районах. Итак, слово автору основного усовершенствования — Ю. Кацу.Зшшишшяяшшшшв^шшишшшяшВентилятор можно сделать из стального листа толщиной 0,8—1,2 мм по образцу, показанному на рис. 2. Его надо обязательно отбалансировать статически — это обеспечит бесшумность работы отопителя. Направление угла разворота лопастей стоявшего на отопителе пластмассового вентилятора необходимо сохранить иу нового вентилятора. После переделки отопитель должен быть расположен несколько ниже, чем раньше. Поэтому перед его установкой пропилите в стенке моторного щита отверстия под трубки и измените расположение крепежных стоек на кожухе отопителя. Для этого существующие четыре стойки аккуратно срезают ножевкой у основания, просверливают их торцевую часть и нарезают в ней резьбушяшввшяваввяшиаянттяшка^т4вР ис , 2. Самодельный вентилятор: а — размеры для изготовления; б — собранный вентилятор. На участке от радиуса 19 мм до радиуса 63 мм — плавный поворот лопасти от 0 до 25 градусов. согласно рис. 1, а. Затем, уже на установленном отопителе намечают (через существующие отверстия на моторном щите) и делают отверстия, через которые стойки привинчиваются винтами Мб на новые места кожуха отопителя, Отверстия в моторном щите для выхода трубок радиатора отопителя рекомендуется делать общие (по одному овальному отверстию на обе трубки). После установки отопителя эти отверстия должны быть закрыты резиновыми накладками со стороны двигателя (см. рис. 1, б). Радиатор отопителя присоединяют к системе охлаждения двигателя по схеме, приведенной на рис. 1,г. Передаем слово Б. Парфановичу.Р ис . 1. Детали и общий вид реконструированного отопителя: а — измененная стойка крепления кожуха; б — резиновая накладка; в — общий вид отопителя; г — схема присоединения отопителя к системе охлаждения двигателя; 1 — крепление планкивставки к кожуху; 2 — планка-вставка; 3 — крепление верхнего кожуха; 4 — вентилятор.От кранаСАЛОНОБОГРЕВАЕТСЯ БЫСТРЕЕВо время сильных морозов воздух в салоне «Москвичей» моделей 402, 407 и 403 нагревается сравнительно медленно. Чтобы ускорить этот процесс, можно установить в кожухе отопителя автоматический клапан из тонкой листовой резины (0,3—0,5 мм) или из полиэтиленовой пленки. Пленку, чтобы придать ей определенный вес, надо сложить вдвое или вчетверо (в зависимости от ее толщины).IаШЖШШЕЕ У автомобилей ранних выпусков, у которых на тяпу люка надет резиновый чехол, имеет смысл перевернуть этот чехол узким концом вверх, воспользовавшись тем, что кожух отопителя снят. Это предотвратит попадание воды из кожуха в кузов по стержню тяги. Кроме того, при установке приемного кожуха отопителя на место нужно надеть на скобу крепления кожуха резиновую шайбу (рис. 6), которая исключит попадание воды в кузов даже при движении во время дождя с открытым вентиляционным люком. Рекомендацию запорожского завода представляют инженеры Л. Спекторов и А. Любалин.В «ЗАПОРОЖЦЕ» ТЕПЛОР ис . 3. Работа автоматического клапана: а — при открытой крышке вентиляционного люка отопителя; б — при закрытой крышке (рециркуляция воздуха). Р ис . 4. Переделка приемного кожуха: 1 — сетка с ячейками 5 — 8 мм; 2 — плоская часть задней стенки кожуха; 3 — отверстия диаметром 5—8 мм. Р ис . 5. Клапан: 1 — резиновый уплотнитель; 2 — сетка; 3 — стенка кожуха; 4 — клапан. Р ис . 6. Герметизация привода крышки вентиляционного люка: 1 — резиновая шайба; 2 — скоба; 3 — резиновый чехол; 4 — стержень тяги. Клапан работает следующим образом. При открытой крышке люка для забора воздуха (рис. 3, а) лоток свежего наружного воздуха под напором попадает в приемный кожух, где прижимает резиновый клапан к его внутренней стенке, и устремляется между пластинами радиатора в нижнюю часть отопителя, откуда, уже нагретым, направляется на обдув ветрового стекла или к ногам водителя и сидящего с ним рядом лассажира. Воздух в салоне прогреется быстрее, если крышку люка плотно закрыть (рис. 3, б) и включить электродвигатель. Вентилятор, находящийся иа валу электродвигателя, создает в полости приемного кожуха разрежение, в силу чего клапан отходит от внутренней стенки приемного кожуха и поток воздуха уже из салона устремляется в приемный кожух. Далее, пройдя через радиатор, нагретый воздух попадает а салон, откуда снова в кожух и т. д. Для установки клапана необходимо снять приемный кожух. В его задней стенке (по ходу автомобиля) по всей ее плоской части (рис, 4) просверлить в шахматном порядке отверстия диаметром 5—8 мм. Можно вместо отверстий вырезать окно и впаять в него сетку. Резину или полиэтиленовую пленку для клапана (рис. 5) вырезают с таким расчетом, чтобы при наложении на сетку или отверстия изнутри приемного кожуха она перекрывала их снизу или с боков на 10—15 мм. Верхнюю кромку огибают через верхний край стенки кожуха и прижимают существующим резиновым уплотнителем. Водитель садится в «Запорожец», включает отопительную установку, разогревает двигатель и трогается в путь. Термометр на стенке дома показывает 10 градусов мороза. Водителю не страшно: он верит в свою «печку» производительностью 1500 ккал/час. Однако проходит немного времени, и у него начинают мерзнуть ноги. Вдобавок лобовое стекло обмерзло, и дорогу стало плохо видно. А отопительная установка автомобиля продолжает работать. В чем же дело? Первая причина — значительные потери тепла. Воздух от отопителя к месту выхода подается по туннелю пола, который не утеплен снизу кузова и усиленно охлаждается снаружи. Внутри же поверхность туннеля надежно укрыта резиновым ковриком, который не позволяет отдавать тепло в салон. Поэтому не желающим мерзнуть нужно утеплить туннель пола снизу и снять на зиму резиновый коврик. Для утепления берут кусок войлока и приклеивают к металлической полосе, которую крепят винтами под туннелем. Вторая причина — неправильный уход за состоянием отопительной установки. Появление дыма и копоти из выпускного патрубка отопителя свидетельствует о неполном сгорании топлива. В результате на стенках теплообменника и камеры сгорания отлагается толстым слоем сажа. Температура воздуха на выходе резко снижается, в автомобиле становится холодно. Причиной этого может быть падение оборотов электродвигателя из-за отсутствия смазки, плохого состояния щеток и т. д. К тому же результату приводит увеличение проходного сечения жиклера. Поэтому перед началом эксплуатации отопительной установки необходимо проверить электродвигатель и, в случае необходимости, почистить коллектор и щетки, смазать подшипники, Сажа в теплообменнике недопустима, поэтому не менее одного-двух раз в сезон желательно его очищать. Следующая операция — правильный подбор топливного жиклера. Делать это следует лишь после того, как электродвигатель будет проверен, а отопитель очищен от сажи. Электродвигатель должен развивать 4500—4800 об/мин приподаче напряжения на клеммы в двенадцать вольт. Если он неисправен, то увеличение жиклера приведет к дымлению и снизит эффективность работы отопителя. Работу по подбору жиклера начинают с изготовления двух-трех жиклеров с отверстием «а», равным 0,25 мм (рис. 7). Увеличивать сечение жиклера следует при помощи тонкой стальной проволоки диаметром 0,2—0,3 мм без заусениц, предварительно зажав один конец в тисках (очень осторожно). Жиклер надевают на натянутую проволоку ис небольшим усилием перемещают по ней. После каждых 10—15 перемещений его устанавливают в регулятор подачи топлива, и отопитель включается в работу. Этим способом можно добиться бездымного и полного сгорания. Дополнение к заводской конструкции. Это 12-лопастная крыльчатка вентилятора (рис. 8), присоединяемая к отопительной установке. Она увеличивает количество нагретого воздуха, подаваемого в салон, примерно на 25 процентов, а напор его при выходе из отопителяпочти вдвое. При изготовлении крыльчатки необходимо как можно более точно выдержать угол наклона лопаток :jj -'I'"1 :•::; .ГКТ—llil Ри с. 7. Жиклер.Р и с. 8. Крыльчатка вентилятора.НтпШ1тТ1ШШПТШР ис . 9. Ступица. Р ис . 10. Втулка. относительно плоскости, равный 30 градусам, а также минимальный зазор между крыльчаткой и кожухом отопителя. Крепится крыльчатка ступицей (рис. 9) и втулкой (рис. 10). Ступицу ставят на валу электродвигателя (как можно ближе к корпусу) и крепят двумя винтами М4Х0,7.~"**a?i«i