лои•ion-rWWeratt^c.^ijwe^jsSefc'ih^lMV'^^AA^liWWUVW^^ПЕРВЫЕ ЧЕМПИОНАТЫТридцать пять лет назад, летом 1930 года на московском ипподроме был разыгран первый чемпионат РСФСР по мотоциклетному спорту. В классе до 750 смз на мотоцинле «Зингер» победил Г. Обухов. Он прошел 16 километров (10 кругов) со средней скоростью 73,8 км/час. В классе свыше 750 смЗ первое место занял А. Михайловский, выступавший на «Индиане». Его результат 78 км/час. Первый чемпионат страны по автомобильным гонкам состоялся через 20 лет. В 1950 году на Минском шоссе под Москвой были разыграны медали в линейных автомобильных гонках на 300 километров. К участию допускались только отечественные легковые автомобили. В соревнованиях стартовало 30 «Побед» (финишировало 19) и 13 «Москвичей» (финишировало 9). Успешнее всех выступили спортсмены-автозаводцы. Первыми чемпионами страны стали горьковчане М. Метелев и В. Родионов (средняя скорость 147,221 км/час)и москвичи Л. Гивартовский и А. Кокорев (средняя скорость 114,224 км/час). Среди участников этого чемпионата был ныне хорошо известный ленинградский гонщик В. Шахвердов. Тогда он в качестве механика выступал вместе с 3. Залгаллером, который шел на собственном «Москвиче», но дистанции не закончил. Другому механику, ныне неоднократному рекордсмену страны И. Тихомирову, повезло больше — его машина была на финише восьмой. Точно так же восьмое место занял «Москвич» под номером 44. Механик, ехавший на этой машине, — А. Ипатенко — ныне начальник Центрального автомотоклуба СССР. ПРЕДШЕСТВЕННИК ИЖей В 1930 году в Ленинграде на заводе «Тремас» была организована конструкторская группа, которая спроектировала простой и дешевый мотоцикл для широкого круга потребителей. Эта машина с 300-кубовым двигателем впоследствии получила в нашей стране широкое признание. На ленинградском заводе «Промет» в том же 1930 году было начато опытное производство этих мотоциклов под маркой Л-300. В 1933 году оно было передано на другой ленинградский завод — «Красный Октябрь», где эти машины и выпускались до 1940 года. Одновременно аналогичный мотоцикл под маркой ИЖ-7 строился в 1934—1937 гг. Ижевским мотозаводом. Мотоцикл Л-300 имел двухтактный мотор с дефлекторной продувкой. Размерность цилиндра составляла 74x68 мм. Двигатель развивал 6 л. с. при 3000 об/мин. Зажигание осуществлялось от маховичного магнето. Трехступенчатая коробка передач переключалась ручным рычагом. Рама и передняя вилка были штампованные. Шины 3,25 — 26. Мотоцикл весил 125 кг, развивал скорость 80 км/час и расходовал 4,5 — 5 литров топлива на 100 км. Интересно, что в 1939 году известный в то время гонщик В. Силантьев на реконструированном им мотоцикле Л-300 добился скорости 122 км/час.«РЕЦИДИВИСТ» Недавно перед английским судом предстал 84-летний автолюбитель Виллиам Санд, обвиняемый в нарушении правил движения. На вопрос судьи, нарушал ли он правила уличного движения когда-либо ранее, Санд ответил утвердительно. Как оказалось, такой случай произошел с ним в... 1904 году. Шестьдесят один годназад полицейский сделал Виллиаму Санду строгое предупреждение за легкомысленное превышение установленной скорости движения... 12 километров в час.Ий^Я^дапЖМРЙвйвЯ***^^*'^г-ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЖУРНАЛ „ЗА РУЛЕМНА I966 ГОДЖурнал регулярно знакомит читателей с новинками авто- и мототехники в СССР и за рубежом, печатает консультации по правилам движения и техническим вопросам, рассказывает о приемах вождения, освещает опыт лучших авто- и мотоспортсменов, помещает материалы о подготовке и воспитании водителей и спортсменов в клубах ДОСААФ, карты-маршруты путешествий. Журнал рассчитан на авто- и мотолюбителей, спортсменов и туристов, на профессиональных шоферов, военных водителей, преподавателей, работников автомотоклубов и комитетов ДОСААФ. В журнале введены постоянные рубрики «Школа молодого шофера», «Клуб «Автолюбитель», «Вам, молодые мотоциклисты», «Справочная служба «За рулем», «Зеленая волна», «Советы бывалых», «Как вас обслуживают?» и др. Подписная На 12 месяцев 3 руб. 60 коп.: 90 коп.; на 1 месяц 30 коп. цена: 1 руб. 80 коп.: н а3 месяца1В этом номере:1 2348Ю 10 12 14 15 15на 6месяцевПРИНИМАЕТСЯ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ „СОВЕТСКИЙЛ П|2С IODU • W w Подписная цена: на год — 3 руб. 12 коп., на " м есяЧев — 1 Руб. 56 коп., на 3 месяца -- 78 коп., на 1 месяц — 26 коп.1966Подписка принимается в пунктах подписки «Союзпечать», в отделениях связи, городских и районных узлах связи, почтамтах, а также общественными распространителями печати на заводах, фабриках, шахтах, промыслах и стройках, в колхозах, совхозах, учебных заведениях и учреждениях, в комитетах и первичных организациях ДОСААФ.Редакционная коллегия: А. И. ИВАНСКИЙ (главный редактор), А. А. АБРОСИМОВ, Г. М. АФРЕМОВ, В. И. КОВАЛЬ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, Д. В. ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС, В. И. НИКИТИН, И. В. НОВОСЕЛОВ, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ, Б. Ф. ТРАММ, А. М. ХЛЕБНИКОВ.Художественно-технический редактор И. Г. Имшенник. Адрес редакции: Москва, К-12, ул. Разина, 9. Корректор И. П. Замский Тел. К 5-52-24, Б 8-77-63, К 4-16-60. Тираж 800 000 экз. З ак . 2104.По Ильичу сверяя шаг . . . . В. А рапов . Как тебе служится... . A. Х охлаче в. Десять призов советских мотоциклистов . . . Ю. Кернер, Б. Мандрус, И. С тарченко . «За рулем» на спартакиаде России . . . . Е. В арченко . Легкие грузовики Ульяновского завода . . . . Чемпион мира B. Р огожин . Перспективы оценивает читатель И. Гершман, А. Лебединс кий . Единый тип двигателя или единый сорт топлива7 . . . Форсировка мотоциклетного двигателя С. М акаров . Мопед «Рига-1> Ю. В рубель . Мотоцикл М-103 X. М иропольский , Б. Уткин. «Ковровец-175» . Клуб «Автолюбитель». Ю. Кац, Б. Парфанович, Л. С пекторови А. Любал и н. Думая о зиме . . . . А. Н евзоров . Двигатель «Волги» — на «Победу» . . . . «Готов к защите Родины». Новый спортивно-технический комплекс Об автомобильных кроссах . . Зеленая волна Л. С мирнов . Причины и следствия Намечая курс С. Х ороший . Не повторяйте его ошибку! Консультация «Зеленой волны» Советы бывалых И. X удее в. Водитель и автоинспектор Возвращаясь к напечатанному. «За пустыми прилавками» . . . . С помощью советских специалистов Советуясь с читателями . . . Спортивный глобус Л. Л ифши ц. Воздух против мороза Справочная служба «За рулем» . . Техника за рубежом . . . . Их нравы16 18 20 20 21 21 23 23 24 25 25 26 26 26 27 28 30 31На первойстранице обложки: Виктор Арбеков — чемпион мира. Фото Ю. Шиламова На четвертой странице Волдннская осень. обложки:Сдано в набор 9/VIII.65 г. Бум. 60х90'/ 8 . 2.25 бум. я. - 4 печ. л. Подп. к печ. 3.IX.65 г. Г-22374. Цена 30 коп .3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.Фотоэтюд Н. Добровольского (на конкурс «За рулем»)