Среди владельцев «Запорожца» много молодых водителей, которые нуждаются в квалифицированной помощи. Двигатель этого автомобиля имеет воздушное охлаждение и работает в напряженном тепловом режиме. Эксплуатация его требует большого внимания, осторожности. Автолюбители Г. Закошанский из Донецкой области, П. Мартынов из Ленинграда, Г. Хоменко из Умани и другие обратились с просьбой ответить на вопросы, общий смысл которых в следующем: как правильно эксплуатировать двигатель «Запорожца»! Ответить на эти вопросы мы попросили ведущего инженера завода «Коммунар» Льва Григорьевича Спекторова. Уплотнения как будто нормальные, а масло в двигателе все равно расходуется очень быстро. Почему? Повышенный расход масла не обязательно происходит из-за течи через уплотнения. Очень много других причин, приводящих к тому, что масло попадает в камеру сгорания и сгорает там, образуя нагар на стенках головки цилиндра, поршнях. Как же оно проникает туда? Прежде всего через изношенные направляющие втулки клапанов. Но бывает, что втулки не изношены, зазор между ними и клапанами нормален (0,055—0,071 для впускных и 0,066—0,087 для выпускных), а масло все же попадает в камеру сгорания, Это случается, когда нет специального колпачка на всасывающем клапане, устанавливаемого под пружиной клапана. Втулки могут быть не только изношены, но и поломаны, вследствие небрежной затяжки гаек головки цилиндров. К прорыву масла приводит износ поршневых колец (зазор в стыке более 2 мм), закоксовка масляными отложениями прорезей в кольцах и отверстий в поршнях под маслосъемными кольцами. Если зазор между кольцом и поршневой канавкой увеличивается, кольца начинают действовать подобно насосу и масло накачивается в камеру сгорания. И еще одна причина: зазор между поршнем и цилиндром при замере в нижней части поршня значительно превышает 0,040,06 мм. Чем объяснить, что в одной поршневой канавке стоит два маслосъемных кольца? При использовании двух колец в одной поршневой канавке увеличивается удельное давление на стенки цилиндра и обеспечивается более плотное прилегание кольца к цилиндру. Вообще говоря, выбор конструкции маслосъемных колец и доводка их — дело очень ответственное, сложное и трудоемкое Конструкторы и испытатели Мелитопольского моторного завода успешно решили эту задачу. Поэтому не следует ставить другие типы колец, кроме рекомендованных заводом.На двигателе МеМЗ-966 по сравнению с двигателем МеМЗ-965 увеличено давление масла. Чем это достигнуто? Шожно ли ввести это усовершенствование и на двигателях старого выпуска? При числе оборотов коленчатого вала 3000 об/мин. и температуре масла 80 градусов давление должно быть не менее 1,2 кг/см2. На последних двигателях МеМЗ-966 для увеличения давления масла в системе смазки изменены профиль зубьев шестерен маслонасоса (модуль 3,5 вместо 2,5), угол профиля (25 градусов вместо 20) и конструкция редукционного клапана (плунжер уплотняется по конусу, а не по торцу, и масло пере-отсутствует — эксплуатировать двигатель нельзя. Существует много способов удаления нагара из двигателя. Пригодны ли они и для двигателя «Запорожца»? В каждый цилиндр теплого двигателя через отверстия под свечи залиа вается 80—100 см раствора, в который входит 50 процентов ацетона, 25 — керосина и 25 процентов масла. Чтобы не создавалась компрессия, между стержнями клапанов и коромыслами устанавливают металлические пластинки шириной 10 мм, длиной 20 мм, толщиной 0,8 мм. Клапаны в этом случае открыты, а регулировка их не нарушена. Когда заливают раствор, поршень находится в нижней мертвой точке. После этого коленчатый вал проворачивают 10—15 оаз пусковой рукояткой. Двигатель с залитым раствором оставляют на 16—18 ча-СУЧЕТОМКОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙпускается непосредственно в картер, а не во всасывающую полость масляного насоса). Эти изменения, увеличивающие давление в системе более чем на 30 про-_ центов, повлекли изменение крышки распределительных шестерен (увеличен диаметр расточки под шестерни масляного насоса, изменена обработка под редукционный клапан); ось ведомой шестерни выполнена ступенчатой. Можно ввести это усовершенствование и на автомобилях старых моделей, если заменить крышку распределительных шестерен в сборе. При сборке масляного насоса шестерни устанавливают в корпус стороной, имеющей фаску по торцу. По какой причине может резко уменьшиться давление масла? Одна из причин этого — засорение центрифуги и отверстия в болте ее крепления. Для проверки центрифугу надо разобрать и прочистить (о том, как это делается, было рассказано на шестом заседании «Клуба», «За рулем», № 6, 1964). Давление масла может отсутствовать также из-за загрязнения сетки маслоприемника. Нужно снять поддон картера и очистить сетку. Нарушение уплотнения трубки приемного фильтра в месте входа в крышку распределительной шестерни (подсос воздуха) иногда тоже приводит к понижению давления масла (изношенные уплотнения надо заменить). Но чаще всего отсутствие давления указывает на повышенные зазоры в коренных и шатунных подшипниках. А это уже требует полной разборки двигателя и замены изношенных деталей. Во всех случаях если давление масла сое. Затем выворачивают и промывают свечи в бензине, сливают масло из картера и заменяют его свежим. После этого, установив более раннее зажигание, запускают двигатель и совершают пробег с масксимальной скоростью по хорошей дороге. Желательно использовать высокооктановый бензин А-76 и выше. Через 100 км нагар устраняется полностью. После пробега в 500 км рекомендуется снова сменить масло, так как оно будет загрязнено растворенным нагаром. Как подбирается пара цилиндрпоршень? Каковы основные зазоры в сопряженных парах? Зазор в паре поршень—цилиндр замеряется в нижней части юбки в плоскости, перпендикулярной оси пальца. Для его обеспечения поршень и цилиндр подбираются согласно маркировке. С этой целью, на днище поршня выбит литер группы (А, Б, В), а на цилиндре соответственно наносится цветовой индекс (красный, зеленый, черный). Допускается постановка поршней группы «А» в цилиндры с зеленой окраской, но при этом особенно осторожно следует обкатывать двигатель, Основные зазоры в сопряженных парах (мм): Компрессионное кольцо — канавка поршня (по высоте): верхнее — 0,035 нижнее — 0,030 В стыке кольца: 0,25—0,55 Коленчатый вал — коренной подшипник: 0,08—0,10 Шатунная шейка коленчатого вала — вкладыш: 0,026—0,070 Поршневой палец — втулка шатуна: 0,0045—0,0070 Поршневой палец — бобышка поршня: 0,000—0,0025.Цветовой индекс • Красный Зеленый ЧерныйГруппа АБВ 16Диаметр цилиндра 72,02—72,01 72.01 — 72,00 72,00 — 71,99Диаметр поршня 71,97—71.96 71.96—71,95 71,95—71,94Зазор в паре 0,04—0.06 0.04 — 0.06 0,04—0,06