За пашуСоветскуюРодину!№ 11 - Ноябрь - 1965 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССРИздается с 1928 годаак уж повелось у советских людей: встречая исторический праздник Октября, подводить итоги своего труда, намечать новые рубежи. К 48-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции наш народ пришел вооруженный решениями сентябрьского Пленума ЦК КПСС, которые открывают широкий простор улучшению управления промышленностью, совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования промышленного производства. Основная цель решений Пленума заключается в том, чтобы привести систему планового руководства и методы хозяйствования в соответствие с задачами коммунистического строительства, дальше развить важнейшие стороны и преимущества социалистического способа производства и обеспечить таким образом более быстрое движение нашей экономики по пути к коммунизму. В новых условиях еще более возрастает значение согласованного развития отдельных отраслей хозяйства, в том числе и автомобильного транспорта. В связи с этим редакция обратилась к заместителю начальника отдела транспорта Госплана СССР кандидату экономических наук И. А. Верховскому с просьбой рассказать, о достижениях и перспективах развития советского автомобильного транспорта.ТВдумаемся в цифрыТри четверти всех грузов в народном хозяйстве приходится на автомобильные перевозки. 750 миллионов тонн, или 35 процентов ежегодно доставляемых по железной дороге грузов, подвозят к станциям и вывозят со станций автомобили. Невиданно быстрыми темпами растут автомобильные перевозки в последние годы. Лишь за 5 лет они увеличились с 8,5 до 10,8 миллиарда тонн — на 27,6 процента, а грузооборот автомобильного транспорта — с 98,5 до 142 миллиардов тонна-километров, то есть на 44,1 процента. вдумаемся в эти цифры. За ними стоят миллионы тонн зерна, продукции заводов и шахт, строительных материалов, товаров народного потребления. Почти 11 миллиардов тонн перевозят теперь автомобили ежегодно — в 12 раз больше, нежели в 1940 году, и в 2,5 раза по сравнению с 1956 годом. Не менее разителен рост автомобильных перевозок пассажиров. вот его приметы, в нашей стране каждый второй пассажир совершает поездку в автобусе. Ежедневно автобусы перевозят более 40 миллионов человек. Прибавим сюда сотни тысяч людей, пользующихся услугами такси, — и станет ясно, насколько велик объем работы, выполняемой пассажирским транспортом. Автомобильный транспорт играет огромную роль в повышении производительности общественного труда, в преумножении общественного богатства. Годы семилетки знаменуют собой не только количественные, но и коренные качественные изменения в развитии автомобильного транспорта. Суть их можно выразить несколькими словами: укрупнение, специализация и централизация. Эти процессы определяют сейчас лицо автотранспорта. На смену мелким, разрозненным гаражам пришли крупные хозрасчетные автохозяйства. С 1959 по 1965 год в странеФОТО А. Ганюшина было ликвидировано около 70 тысяч мелких автобаз, принадлежавших отдельным предприятиям, стройкам, организациям. А число крупных автохозяйств, насчитывающих по несколько сот автомобилей, увеличилось на 60 процентов. Благодаря этому сэкономлены сотни миллионов рублей. Средний размер грузового автохозяйства общего пользования в РСФСР превышает 200 автомобилей. Есть и такие автобазы, которые имеют по 600, 800, 1000 и больше единиц подвижного состава. Преимущества крупных автохозяйств в сравнении с мелкими неоспоримы. У них есть возможность создать крепкую производственно-техническую базу. А это основа основ высокопроизводительного использования автомобильного парка. Органически связано с укрупнением автохозяйств укрепление и развитие автотранспорта общего пользования, который по праву экономической выгоды занял ведущее положение. На новой основеУкрупнение и объединение вызвали к жизни епециализа' цию. Она пронизывает всю деятельность автотранспортных организаций. Автохозяйства и объединяющие их управления, тресты специализированы по роду перевозимых грузов. Автобазы стройтранса обслуживают строительство, торгтранса —• торговлю, промтранса — промышленные предприятия, сельхозтранса — сельское хозяйство. в чем достоинства специализации? Она дает возможность лучше учитывать специфику и технологию производства обслуживаемых автотранспортом отраслей, полнее удовлетворять их нужды. Специализация вторгается ив конструкцию подвижного состава. Зерновозы и скотовозы, молоковозы и муковозы, цементовозы и растворовозы, панелевозы и фермовозы, различные цистерны — все они сохраняют количество и качество грузов, повышают культуру перевозок. Все большее распространение получают у нас передовые методы организации транспортного процесса, и в первую очередь централизованные перевозки грузов. в 1955 году объем централизованных перевозок составлял 152, а 1964 году — 1 350 миллионов тонн груза. В нынешнем году намного превзойден и этот уровень. Централизация охватывает все новые и новые объекты. В последние годы получают развитие международные автомобильные перевозки грузов. Из Москвы 12-тонные автопоезда следуют в Берлин, Варшаву, Прагу, Софию. Немало новшеств внесли автотранспортники в обслуживание строительства. Взять хотя бы монтаж зданий «с колес», когда строительные детали прямо с автомобиля или автопоезда подаются краном на рабочие места строителей. На централизованных перевозках шоферы и строители работают по единому транепортно-монтажному графику, являющемуся своего рода расписанием движения автомобилей. Успешно внедряются новые формы труда на работе автотранспорта в сельском хозяйстве. На Кубани, в Ставрополье, Поволжье отказались от закрепления автомобилей за отдельными колхозами и совхозами, вместо этого создали комплексные механизированные бригады, включающие автомобили и погрузчики и оперативно подчиненные диспетчерским пунктам. Шоферы и сельские механизаторы работают по часовому графику. На вывозке зерна все более широкое применение находят большегрузные автопоезда. Централизованная доставка в автомобилях минеральных удобрений на поля колхозов и совхозов непосредственно с заводов-изготовителей, внесение извести в почву цементовозами прочно вошли в практику работы автохозяйств. На переднем крае борьбы за претворение в жизнь лозунга партии «Все для человека, все для блага человека» находятся работники пассажирского автотранспорта. Их деятельность подчинена одной цели — созданию максимума удобств для населения. Для улучшения обслуживания населения в часы «пик» в ряде городов открыто движение автобусов — экспрессов и скорых, в Калининграде, например, шоферы и кондукторы в специальных автобусах перевозят детей в детские сады и ясли и развозят их оттуда по домам без родителей. В городах и поселках большинства республик, областей, краев автобусы работают без кондукторов, внедряются автобусные кассы-автоматы и полуавтоматы. >И пассажирам удобно, и государству выгодно. Особенно быстро развиваются междугородные пассажирские перевозки. Картина развития автомобильного транспорта будет неполной, если не упомянуть о его техническом оснащении. Современная крупная автобаза, как правило, имеет профилакторий,' ремонтные залы, механизированную установку для мойки автомобилей, конвейеры для технического обслуживания, различное подъемно-транспортное, смазочно-заправочное, контрольно-регулировочное, шиномонтажное оборудование, пневмоинструмент. Для облегчения пуска двигателей зимой применяется аодо-, паро-, электро-, а в последнее время и воздухоподогрев. в техническую службу внедряются достижения электроники и автоматики. На этой основе улучшаются условия труда огромной армии шоферов и ремонтно-обслуживающих рабочих.ких автомобильных хозяйствах Москвы и Ленинграда было сокращено число плановых показателей, устанавливаемых сверху; предоставлены большие права в использовании сверхплановой прибыли и экономии по фонду заработной платы для материального поощрения работников и улучшения социально-культурных условии, а также развития производственной базы хозяйства. Все это, как указывалось на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС, дало значительный эффект. Получив широкие права и возможности, коллективы автомобильных хозяйств нашли пути улучшения своей деятельности, более полной загрузки автомобилей, прежде всего за счет сокращения порожних пробегов. Они расширили круг обслуживаемых ими предприятий и организаций и значительно повысили качество обслуживания, заинтересовали клиентуру в сокращении простоев при погрузке и разгрузке машин, улучшили организацию ремонта и обслуживания машин, реализовали ненужные автомашины и оборудование, сократили излишнюю численность персонала хозяйств. В результате резко повысились производительность труда и рентабельность, улучшилось использование основных производственных фондов. Государство расходует на автомобильные перевозки грузов огромные средства — гораздо больше, чем на железнодорожные и водные. Ясно поэтому, насколько важно лучше использовать пробег автомобилей, сокращать их простои, уменьшать расстояние перевозок. Для решения этих задач все чаще применяются математические методы оперативного планирования перевозок и электронно-вычислительные машины. в Москве по планам, рассчитанным при помощи этих машин, работают свыше 10 тысяч грузовых автомобилей. Автомобильный парк за последние годы значительно обновился. (Наши автозаводы перешли или переходят на выпуск автомобилей новых моделей. Московские, горьковские, уральские, белорусские, кременчугские грузовики — это вполне современные автомобили с достаточно высокими эксплуатационными характеристиками. Но автотранспортники ждут большей помощи от автомобильной промышленности. Остро ощущается нехватка прицепов и полуприцепов. Мало изготовляется большегрузных автомобилей, которые крайне необходимы для доставки массовых грузов. В то же время недостает и малотоннажных грузовиков, так нужных для торговли и бытового обслуживания населения. Бурный рост автомобильного транспорта характерен для всей нашей страны. Он особенно знаменателен для Средней Азии, где 48 лет назад не было по существу ни дорог, ни автомобилей. Сегодня там автомобиль — основное транспортное средство. Примечательно, что в совершенствовании перевозок, в техническом прогрессе преуспевают работники автотранспорта многих республик, краев, областей. Так, в Казахстане разработали и внедрили рациональный метод доставки зерна от комбайнов, в Туркмении освоили бестарную перевозку хлопка. Молдавские автотранспортники образцово организовали ремонт шин наложением протектора и выступили инициаторами движения за продление срока их службы. Новое слово в переводе авторемонтного производства на индустриальную основу и специализации предприятий по технологическому принципу сказали узбекские авторемонтники. Число подобных примеров можно продолжить. На автомобильном транспорте ив дорожном хозяйстве работает сейчас более 5 миллионов человек. Это огромная армия тружеников, ей по плечу самые сложные задачи. В авангарде ее идут передовики соревнования за коммунистический труд. Среди них можно назвать замечательных шоферов Героя Социалистического Труда М. Приставку из Москвы, мастеров вождения тяжеловесных автопоездов П. Теплякова и Г. Беляева из г. Куйбышева, В. Артыхина из Сызрани, Г. Демьяненко с Украины, Н. Мирчева из Казахстана, белорусского водителя С. Прохоровича, Ф. Тодераша из Молдавии. Почетное звание предприятий коммунистического труда носят коллективы электростальской автобазы и 4-го таганрогского автохозяйства. На них равняются все автотранспортники. Горячо одобряя и поддерживая решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС, наши автотранспортники, как и все советские люди, понимают, что новая система хозяйственного управления отвечает современным требованиям и позволит лучше использовать преимущества социалистического строя. Практическое ее претворение даст возможность добиться улучшения жизни советских людей, еще выше поднять, могущество и обороноспособность нашей Родины, ускорить наше движение вперед, к коммунизму.Залог успеховМогучим рычагом дальнейшего развития автомобильного транспорта является новая система планирования и экономического стимулирования. В качестве эксперимента • несколь