СпсЖ*ъак&ссд псрс/сс^ил . ОисЛмъсххгаас; gffffggggаконец-то радиокомментатор смог объявить зрителям: в нынешних мотоциклетных соревнованиях принимает участие чемпион мира. Это не было неожиданностью. Этого ждали. К этому неминуемо должно было привести развитие нашего мотоциклетного спорта. И не случайно, что чемпиона мира, пока первого среди советских автои мотоспортсменов, выдвинул мотоциклетный кросс. Еще два года назад к чемпионской короне начал примериваться заслуженный мастер спорта Игорь Григорьев. Корона ему не досталась, но к пьедесталу почета дорожку он проложил. в нынешнем году на высшую ступень поднялся Виктор Арбеков. А в тылу у наших лидеров — целая шеренга молодых талантливых мастеров. Понятно поэтому, что финал спартакиады, о котором мы рассказываем, стал своего рода смотром резервов, коим предстоит расширить плацдарм, завоеванный советскими гонщиками. Первыми увидеть чемпиона мира довелось кировоградцам — большим ценителям и знатокам мотоспорта. Эту честь им любезно предоставил Московский городской комитет ДОСААФ, который оказался не в состоянии организовать предусмотренные в столице соревнования. Москвичи много потеряли. По масштабу и напряжению борьбы, по созвездию имен финал спартакиады сделал бы честь любым международным состязаниям. 182 гонщика стартовали в 18 заездах в течение двух дней. Одновременно с личным разыгрывалось командное первенство среди республик, среди ДСО и ведомств, а также параллельно среди юношеских команд.НДве проблемы в трех заездахНачнем с женщин, но, естественно, не только по соображениям галантности. Во время их заездов особенно оживленно было в стане тренеров и предстаН'а фото : слева — второй поворот; сильнейшие вырываются вперед; справа — чемпион мира, победитель спартакиады в классе 350 смЗ Виктор Арбеков. Фото Г. Верушкинавителей. Как-никак, а шестую часть очков вкладывали они в командную копилку. Москвичи, например, уступившие первое место команде Украины,. после финиша склонны были даже объяснить проигрыш отсутствием сильной гонщицы (хотя, как мы увидим дальше, дело было не в этом). А пока хлопотали вокруг Полины Абраменко, заклиная ее «только дойти». Надо отдать должное настойчивости спортсменки, но она уступила более молодым и лучше подготовленным, заняв серединное одиннадцатое место. Первые два заезда, а с ними и звание чемпиона выиграла с большим отрывом представительница Латвии Рута ОсеАнцевилиньш. И она, несомненно, снискала бы такие же горячие аплодисменты, как и другие победители, если бы не третий заезд. Вырвавшись со старта, как ив первых двух, спортсменка «на глазах у изумленной публики» вдруг начала сдавать и пропустила вперед свою землячку М. Бриедис и эстонку X. Сарапуу. И лишь когда увидела, что ее пытается обойти ростовчанка 8. ЛукинаКоноба, Осе словно вспомнила, что она на гонках. Чемпионка СССР двух прошлых лет Лукина на этот раз явно уступала другим своим соперницам из-за мотоцикла ив итоге трех заездов заняла лишь четвертое место. Кстати, уже не первый год ведется спор о правомерности участия женщин в мотоциклетных кроссах. Формально спор решен, и это решение официально подкреплено включением женщин в состав спартакиадных команд. Но последовательно это решение выполняется лишь в Латвии и Эстонии. Свидетельство тому — кировоградские состязания. Представительницы остальных республик в большинстве сыграли роль не очень умелых статистов, а в РСФСР для единственной сильной спортсменки не нашлось достойного мотоцикла. Так не лучше ли вернуться еще раз к больному вопросу и заново, по-деловому обсудить его, чем закрывать глаза на сложившееся положение. вторая проблема касается спортивной этики. Призовые места у женщин «расписала» Рута Осе, самым неспортивным образом вмешавшись в спортивный спорближайших конкурентов. И у нее нашлись защитники: таково, мол, право сильного. Но зрители решили по-своему — они попросту освистали чемпионку. Думаем, что в данном случае глас зрителей — «глас божий», и неплохо спортсменам, и особенно ретивым тренерам и представителям, прислушиваться к их слову.Застоявшиеся резервыКлассы 125 и 175 см были представлены весьма опытными гонщиками. Л. Черный, Г. Жданов, А. Савельев, Ю. Агеев, Г. Драугс, Ю. Романов, А. Яковлев — эти имена хорошо известны любителям мотоспорта. Как ни рвался вперед Л. Черный, подбадриваемый своими земляками-кировоградцами, ему пришлось в этом году уступить чемпионский титул в классе 125 см 3 московскому армейцу А. Савельеву. Трудно пришлось и его товарищу по команде Л. Шинкаренко в классе 175 см3, боровшемуся против пятерки сильных московских армейцев. Но молодой спортсмен нашел золотое сочетание настойчивости с осмотрительностью и занял второе место вслед за Ю. Романовым. Смотреть эти гонки было интересно, многие спортсмены радовали мастерством. Но вот теперь беспокоит одна мысль. Наши кроссмены вышли на международную арену. Главный класс здесь 250 см3. А в проведенном тут же, в Кировограде, завершающем этапе чемпионата СССР (он не входил в программу спартакиады) стартовало всего 16 гонщиков, тогда как международные соревнования привлекают до 30—40. в классах же 125 и 175 см3 в финале спартакиады выступили 69 человек, и только шесть из них приняли участие в чемпионате. Теперь, думается, пришла пора рассматривать классы 125 и 175 см 3и как переходные. А если так, то возникает вопрос: не засиживаются ли перспективные спортсмены в приготовительных классах? Не следует ли уже сейчас нацеливать заводы на производство кроссовых машин 250 см 3и на них проводить состязания, начиная с областных первенств?3ЧЕМПИОНЫСЕГОДНЯШНИЕИ ЗАВТРАШНИЕ