не повезло! Участвую в испытаниях новых автомобилей и люблю свою работу. Она интересна и, временами, полна романтики. Два-три месяца в испытательном пробеге окрашивают все остальные ослепительным небом и солнцем Кара-Кумов или мягкими сиренево-синими красками Колымских снегов. Я работаю в НИИАТе — научно-исследовательском институте автомобильного транспорта. Все новое в автомобильной технике, что предлагают заводы, проходит проверку у нас или с нашим участием. Государственные испытания нового автомобиля — сложная работа многих людей и коллективов. Это часы внимания у стенда с ревущим двигателем и кропотливый анализ результатов, это монотонная до одури езда по 8—10 часов взад-вперед на коротком участке шоссе при снятии экономических характеристик, это расчетливый риск тормозных и скоростных испытаний, виртуозное мастерство водителей, внимание, знания и опыт контролеров, честность и добросовестность всех участников испытаний. Расскажу лишь о нескольких эпизодах, которые, на мой взгляд, могут дать некоторое представление о том, в каких условиях ведутся испытания новых конструкций автомобилей — и легковых и грузовых.МЗаметны испытателяМиражОчень хочется пить. Нестерпимо жарко. Машины идут от Карабутака к поселку Иргиз. Это один из этапов пробеговых испытаний. Маршрут: Москва — Ташкент. Небо светлое, зеленовато-голубое. Прямо над головой солнце — маленькое, злое, словно всевидящий огненный глаз. Ни облачка. До горизонта черносерые кочки, поросшие на макушках серовато-коричневой колючей травой. Между кочками три полоски. Изгибаясь, они уходят на юг, туда, где должен быть Иргиз. Это дорога. Очень хочется пить, но нельзя. Знаю, если уступить себе и выпить кружку воды (а она такая холодная в термосе), то потом уже не удержишься и будешь пить и пить, пока не забулькает в горле наполнившая тебя влага, А жажда останется и даже усилится. Поэтому мы пьем только утром и вечеромИногда видишь озеро. Поверхность его сверкает на солнце, совсем как настоящая вода. Но это пласт каменной соли. Вокруг воды росла бы буйная зелень, а здесь выжженная колючка, Вдруг у горизонта, справа от нас, вижу большое озеро. Около воды можно различить большие деревья и высокие белые здания, Подробности неразличимы, так как асе очень далеко, на самом горизонте.Это мираж. Классический мираж. Мы это знаем. Здесь не может быть ни озера, ни леса, ни белого города. Но так хочется подъехать к озеру, в тень деревьев. 'Ведь это близко, 15—20 минут езды. Так, наверно, можно уехать на край света, если гнаться за миражем. Часа два соблазняют нас духи этих пустынных мест, показывая величайшие блага — воду и зелень. Мы не поддаемся, и мираж незаметно исчезает. Жара спадает. От автомобилей легли длинные тени- Часов около семи вечера переправляемся вброд через мелкий и довольно широкий Иргиз и останавливаемся у поселка того же названия на песчаной косе. Осмотрены машины. Заполнены и сданы старшему контролеру протоколы за очередной день испытаний. Мы еще на триста километров ближе к цели.Шахристанский перевалСегодня мы пойдем на Шахристанский перевал. Туда и обратно. Надо проверить, как будут работать двигатели на крутых серпантинах горной дороги, на большой высоте, при сравнительно высокой температуре. Перевал — 3500 метров над уровнем моря. Вчера мы приехали сюда из Ташкента. Горы обступают наш лагерь со всехсторон. Мы на самом дне колодца. Вершины над нами сверкают снеговыми полосками. Рано утром начинаем движение. Дорога идет по карнизу над ручьем, потом проходит по солидному на трех быках мосту на другую сторону долины. Отсюда начинается подъем. Уверенно идут автомобили вверх, ровно, хоть и напряженно работают двигатели. Перевалили Шахристан, спускаемся к реке Зеровшан, к селению Айни. Над перевалом облака, Они сгущаются в тучи. Примерно на половине подъема гАы попадаем в дождь. Пробиваем облака и выходим наверх. Вид, как из окна самолета, Сплошная снежная равнина облаков. Только не где-то, а прямо рядом, у ног. Начинается спуск. Снова дождь. Все сильнее. Вот в сплошных потоках дождя пополз через дорогу крошечный ручеек грязи. Он срывается вниз на следующий виток дороги. Там он стал гораздо больше. Набрал силу, несет мелкие камешки. Мы останавливаемся, чтобы принять решение — как действовать дальше, Подъехали остальные пять машин (основная группа вышла немного раньше и успела спуститься вниз), Пока мы совещаемся, маленький ручеек растет. Теперь это медленно ползущий вал грязи и камней высотой, пожалуй, не менее метра и метров пять шириной.• # в)Автомобиль испытываетея а песках. На пути в Якутск. Это и есть «зимник».в) Тание встречи были частыми. Фото Н. Добровольского