подшипник необходимо нанести слой солидола. Вряд ли кого-либо затруднит установка валика переключения передач у двигателя К-175. Только следует проверить зацепление фиксирующего механизма с валиком. Оно должно быть, не менее 1 мм. У моделей А, Б иВ валик заводят поводком в корпус собачек, но так, чтобы концы пружины его схватывали штифт основания упора. Осевой люфт не должен превышать 0,1—0,2 мм. Проверку проводят при установке правой половинки картера и прокладки. Коленчатый вал монтировать трудно. Облегчит эту операцию (рис. 12) съемник, которым вы пользовались при разборке. Проверьте работу фиксирующего механизма и механизма переключения передач. Установите на валик педаль. С включением той или иной передачи собачка у К-175 или корпус собачки у моделей А, Б иВ под действием возвратной пружины должны'устанавливаться в нейтральное положение. Для нормальной работы двигателя необходимо на правую цапфу коленчатого вала и выступающий конец вторичного вала надеть регулировочные шайбы, подобранные так, чтобы они выступали над плоскостями картера на 0,25—0,4 мм. Надевая, звездочку задней передачи на выступающий конец вторичного вала,выдерживайте размер 3,1—3,7 мм от наружной плоскости картера до торца звездочки. Сборка сцепления и передней передачи не представляет трудностей. Однако при склепывании пакета, состоящего из наружного барабана, ведомой звездочки и храповика, головки стальных заклепок 4x14 не должны выступать за торец барабана более чем на 0,8 мм, а за храповик — сверх 1,0 мм. При надевании пружины пускового механизма следят за тем, чтобы отогнутый конец ее надежно вошел в прорезь сектора. Устанавливая валик пускового механизма, вначале заводят наружный конец пружины в прорезь картера и поворотом сектора на полтора оборота натягивают пружину, все время придерживая ее в прорези — иначе выскочивший конец ее может нанести травму. После установки проверяют, чтобы пружина допускала ЗД оборота сектора и энергично возвращала его. Очень важно выдержать параллельность и совпадение плоскостей ведущей и ведомой звездочек, передней передачи. Отклонение не должно превышать 0,6 мм. В конце сборки проверьте люфт валика пускового мехнизма, который должен находиться в пределах 0,5—2 мм.Р ис . 11. Извлечение коленчатого вала двигателя из левой половинки картера . Р ис . 12. Установка коленчатого вала двигателя.X. МИРОПОЛЬСКИЙ, инженерНИЖНЯЯ„Л/щим*WI*I ii i .и A*i • . !^ У —полкаМетодика обучения Правилам движения транспорта совершенствуется скаждым годом. Повышается и качество учебных пособий. Они становятся универсальнее, учитывают не только условия автомобильных школ и курсов, но и самостоятельное овладение профессией шофера, н авыками мотоциклиста, систематическую работу по повышению квалификации. В этом смысле нельзя не отметить выпущенный издательством ДОСААФ «Сборник задач по Правилам движения автотранспорта»*. Издание сборников задач по различным областям знаний * Г етманов Р., Г ольденберг Э., П авлов , А. Сборник задач по Правилам движения автотранспорта. Изд. ДОСААФ, 1965, 200 000 экз., цена! 1 р. 20 к.}ЗАДАЧНИКдело не новое. Есть они по теории автомобиля, автомобильным перевозкам и другим учебным дисциплинам, если говорить о подготовке работников автотранспорта. Но такого объема задачник по Правилам движения — первый и, надо сказать, удачный опыт. Сборник составлен в соответствии с программой обучения. Это не только наглядная иллюстрация к разделам и статьям официального издания «Правил движ ения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», а еще и прекрасный практический материал для их твердого усвоения. Каждая задача и ответ на нее, кроме текстовых пояснений, сопровождаются схеПО ПРАВИЛАМ ДВИЖЕНИЯмами-рисунками, которые дают возможность зрительно оценить обстановку движения, п риступаяк решению задачи, и на аналогичной схеме проверить свой ответ. Фактор очень важный: такой метод позволяет работать с книгой даже людям, недостаточно владеющим русским языком . Учебный материал распол оженв задачнике по принципу «от простого к сложному»: исходя из одной и той же обстановки последовательно рассматриваются варианты разной степени трудности. Увы, издание не без недостатков. В решении ряда задач допущены ошибки. Здесь можно сослаться хотя бы на задачи № 45, 46, 153, 271. В задачах № 176 и № 177 перепутаны рисунки, а на рисунке к задаче № 119 легковой автомобиль поворачивает направо из левого ряда. Некоторые из заданий оторваны от реальной обстановки движения, скажем, задача Ли 44 и подобные ей. Подведем итог. Учебное пособие для шоферов типа задачника своевременно и необходимо. Оно окажет несомненную помощь учащимся, водителям, повышающим свою квалификацию , самостоятельно изучающим законы улиц и дорог. Извлекут из него пользу и преподаватели курса «Правила движения автотранспорта». А. ТАРАНОВ, кандидат технических наукНОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА „ТРАНСПОРТ"Кленников В. М., И льин Н. М. Учебник шоф ера первого класса. Издание 2-е, переработанное. 1965. 395 стр. Тираж 300 000. Цена 82 коп. Учебник написан в соответствии с программами повышения квалификации шо феров на первый класс и включает сведения по устройству, работе и регулировкам механизмов и приборов отечественных автомобилей, по основам эксплуатации подвижного состава, его техническому обслуживанию и ремонту. Электрооборудование автомобилей. Коллектив авторов — и нженеров конструкторского отдела завода автомобильного электрооборудования в г. Карл-Маркс-Штадт (ГДР). Перевод с немецкого Н. И. Владинец. Под редакцией проф . С. П. Банникова. 1965. 255 стр. Тираж 10 000. Цена 1 р. 06 к. Книга знакомит с конструкцией и принципами действия электроприборов, их схемами и характеристиками. В советское издание этой работы включены наиболее интересные разделы, которые могут быть использованы как справочный ма териал или для учебных целей. Х альфан Ю. А. Тормозные качества автомобиля. (Научно-популярная библиотека) автомобилиста). 1965. 80 стр. Тираж 20 000. Цена 13 коп. В брошюре популярно изложены теоретические основы тормозной динамики автомобиля и принципы устройства и действия его тормозных систем. Автор описывает способы определ ения основных тормозных качеств автомобиля и показ ывает влияние ихна безопасность движения, а такжо знакомит читателей с методами иприемами контроля и оценки этих качеств .Учебник шофера третьего класса. Изд. 2-е, переработанное. Книга допущена Управлением по подготовке кадров Министерства автомобильного транспорта - и шоссейных дорог РСФСР в качестве учебника для подготовки шоферов третьего класса. 1966, 391 стр., 500 000 экз., цена 70 коп. Книга содержит сведения по устройству автомобилей ГАЗ-53Ф, ЗИЛ-130, «Москвич408» и М-21 «Волга» н их техническому обслуживанию. Специальный раздел посвящен основам эксплуатации подвижного состава.^ Ш » " »