повышением благосостояния трудящихся нашей страны быстро растет число автомобилей индивидуального пользования. Большое внимание удовлетворению спроса автолюбителей уделено в Директивах XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 годы, которые предусматривают увеличение производства легковых автомобилей в ближайшие годы в 3—4 раза. Автомобиль — наш друг. Но как неустроена его жизнь в городе! Ведь большая часть машин «прописана» прямо под открытым небом, на улицах, во дворах. Гаражная проблема волнует не только их владельцев: она сказывается на условиях быта людей, организации работы городского транспорта. Увеличение производства легковых автомобилей и продажи Их населению в новой пятилетке еще более обострит положение, если уже сейчас на научной основе не определить перспектив гаражного строительства. Масштабы строительства индивидуальных гаражей, выбор их оптимальных параметров и типов, определение условий хранения и технического обслуживания автомобилей, а также основных принципов размещения гаражей в жилых кварталах, наконец, уточнение самих организационных форм строительства и содержания гаражей — все эти экономические, эксплуатационные, градостроительные,' санитарно-гигиенические и даже социально-бытовые вопросы требуют немедленного разрешения. Некоторыми соображениями на этот счет нам хотелось бы поделиться с читателями журнала. Объемы строительства индивидуальных гаражей в крупных городах определяются, как известно, числом машино-мест на 1000 жителей. В Москве, например, где парк индивидуальных автомобилей достиг 12 машин на 1000 человек, за норму при размещении индивидуальных гаражей в новых жилых районах принимают сейчас 36 машино-мест. Казалось бы, все в порядке. Увы, это далеко не так. Внимание к этим вопросам в недавнем прошлом и темпы строительства были таковы, что в настоящее время капитальных гаражей-стоянок для индивидуальных автомобилей в Москве почти нет, а за последние три года прирост машино-мест в кооперативных гаражах составил не более одного на 1000 жителей. Примерно такой же дефицит в Ленинграде и других больших городах. Поэтому для крупных промышленных центров в перспективе до 1980 года следует, видимо, ориентироваться на норму порядка 75—60 личных автомобилей на 1000 жителей, то есть в среднем каждый год давать крышу 25—30 тысячам автомобилей. Естественно, что при таких масштабах строительства особое значение приобретает стоимость машино-места. По нынешним проектам она чрезвычайно высока: в отапливаемых двух- и трехэтажных гаражах в среднем — свыше 1000 рублей, в холодных капитальных боксах — 700 и на долговременных стоянках — 300 рублей. Каждое машино-место в двух- и трехэтажном гараже требует к тому же около 20 м-' дорогостоящей городской территории, а в гаражах-боксах и на открытых стоянках даже 35 м2 и более. Заметим, что квадратный метр земельного участка в крупных городах, хотя и не учитывается в сметах, оценивается экономистами в 15 рублей. Существуют ли пути для снижения этих затрат? Несомненно. Стоимость строительства гаража зависит во многом от того, какой тип автомобиля принять в качестве расчетного. Д о настоящего времени размер помещений и внутренних проездов в гаражах автолюбителей определялся, как ив государственных автохозяйствах, по автомобилю типа «Волга». В то же время наибольшим спросом у населения пользуется малолитражный «Москвич», который уже сейчас составляет более 60 процентов всего парка индивидуальных машин. А это немаловажный фактор.Для «Волги» площадь стоянки с необходимыми проходами равна 12,5 м2, для «Москвича-408» — только 9,0 м2 . Вот почему, если строить гараж не вообще, а в расчете на автомобиль типа «Москвич-408», стоимость машино-места может быть сразу снижена примерно на 25—30 процентов. Ориентируя гаражи-стоянки в основном на «Москвичей», часть машино-мест следует, разумеется, отводить для машин среднего класса, но она, вероятно, может быть ограничена 10—15 процентами из общего числа мест. Нет необходимости также устраивать осмотровую канаву или эстакаду в коллективном гараже-стоянке. Это просто невыгодно: ведь крепежные, смазочные и особенно регулировочные работы автолюбители выполняют зачастую без специальных приспособлений, а следовательно, не всегда высококачественно ис большими затратами труда, тогда как в соответствующих условиях затраты труда на техническое обслуживание современного легкового автомобиля составляют не более 2 человеко-часов на каждые 1000 км пробега. Вот почему посты технического обслуживания и мойки индивидуальных автомобилей (не считая специальных станций) целесообразно предусматривать, как правило, при коллективных гаражах большой вместимости или для обслуживания нескольких гаражей. Такой принцип распределения постов технического обслуживания автомобилей позволит снизить стоимость машино-места почти на (10 процентов, существенно облегчит размещение самих гаражей-стоянок в жилых районах и кварталах. Какого же типа гараж нужен автолюбителю? До сих пор, к сожалению, наибольшее распространение получали холодные гаражи-боксы, что можно объяснить прежде всего отсутствием типовых проектов для массового строительства манежных и манежно-боксовых гаражей различной вместимости. Мы говорим « к сожалению», потому что при своей высокой стоимости даже капитальные боксы, занимая большие земельные участки, все же не обеспечивают нормальных условий хранения автомобиля. К тому же групповые гаражи-боксы с большим числом въездных ворот и площадок (по числу автомобилей) трудно разместить возле жилых домов, они постоянно вызывают многочисленные жалобы населения. Поэтому, если не считать весьма ограниченного количества гаражей, которые могут быть созданы в тех или иных благоприятных условиях (например, под эстакадами и подходами к городским мостам, при использовании различных нежилых помещений, непригодных для других целей и пр.), для строительства в ближайшие годы нам представляются реальными два основных типа гаражей-стоянок — подземные или полуподземные малой и средней вместимости и многоэтажные большой вместимости. Почему подземные и полуподземные гаражи кажутся нам наиболее подходящими для районов массовой застройки? При проектировании гаражей-стоянок особое значение имеет соблюдение санитарно-гигиенических требований и, в частности, нормативных санитарных разрывов от очагов вредности (шума, выброса отработавших газов и т. п.) до жилых Домов. Но если для наземного гаража этот разрыв исчисляется от его стен, то для подземных и полуподземных — от мест расположения вентиляционных шахт и въездных ворот. Это обстоятельство позволяет строить их хоть вплотную к жилому дому. Условия хранения автомобиля, находящегося в эксплуатации круглый год, можно считать хорошими только в том случае, если он всегда готов к выезду. Поэтому, с нашей точки зрения, в основном необходимо строить теплые закрытые гаражи-стоянки. А в этом смысле у подземных и полуподземных гаражей немалые преимущества. При строительстве в климатических условиях нашей средней полосы в них во многих Подземные и полуподземные гаражи можно максимально приблизить к жилым зданиям, и такое соседство, как видите, ниному не помешает. На рисунке — подземный гараж на 25 автомобилей (в разрезе). случаях легко обеспечить плюсовую температуру за счет аккумуляции и последующей отдачи тепла окружающим грунтом без устройства специальной системы отопления и связанных с этим расходов. Автором статьи разработаны проектные предложения по коллективным гаражам-стоянкам различной вместимости. Они предусматривают два основных типа гаражей: для жилых кварталов — одноярусные подземные и полуподземные, секционные, манежные и манежно-боксовые закрытые гаражи-стоянки на 25, 50 и 100 машино-мест (в расчете, как правило, на автомобили типа «Москвич») с наружными рампами и используемой крышей; для нежилых зон — пяти-шестиэтажные секционные манежные гаражи на 250 и более машино-мест (в расчете в основном на автомобили типа «Волга») с внутренними полурампами, постами технического обслуживания и мойкой. Эти предложения по подземным и полуподземным гаражам-стоянкам приняты Госкомитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР в качестве основы для разработки типовых проектов. Расчеты показывают, что при реально складывающемся на ближайшие годы составе парка автомобилей индивидуальных владельцев, экономичном выборе сетки колонн, высоты помещений и ширины проездов (с учетом применения сборных железобетонных изделий по действующим каталогам) стоимость одного машино-места в подземных и полуподземных гаражах может быть снижена до 750 рублей, в многоэтажных — до 800 рублей. Конечно, приведенные выше соображения о путях решения проблемы гаража для индивидуальных машин по мере накопления опыта в строительстве могут быть уточнены. Более того, со временем будет, вероятно, освоен выпуск специальных лифтов-подъемников и появятся многоэтажные механизированные гаражи-автоматы, а в подземной и цокольной частях городских зданий и сооружений разместятся закрытые автомобильные стоянки. Однако и теперь уже достаточно оснований для того, чтобы принять изложенные здесь принципы строительства гаражей в качестве основных при массовом строительстве в ближайшие годы. Итак, уточнение норм планировки и застройки гаражей, выбор расчетного типа автомобиля и определение режимов его хранения и обслуживания, разработка экономичных типовых проектов гаражей различной вместимости и их планомерное строительство — совершенно необходимые меры для того, чтобы избежать многих трудностей, которые могут возникнуть с ожидаемым в ближайшее время ростом количества индивидуальных автомобилей в городах страны. А. ЛЫСОГОРСКИЙ, главный специалист Экспертно-технического управления Главного архитектурно-планировочного управления Москвы 2. «За рулем» № вВ ИНТЕРЕСАХ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙв личном пользоавтолюбителей все большую важность приобретают вопросы эксплуатации этих машин. Совет Министров РСФСР принял постановление «Об улучшении обслуживания и ремонта автомобилей, принадлежащих гражданам». В нем предусмотрен ряд мероприятий по хранению, техническому обслуживанию и ремонту личных машин. В частности, вменяется в обязанность Советам Министров автономных республик, краевым, областным, а также Московскому и Ленинградскому городским исполкомам в ближайшее время приступить к расширению сети станций обслуживания, строительству в городах и рабочих поселках необходимого количества открытых и крытых стоянок, гаражей, ремонтных пунктов. Отводить для этого в установленном порядке земельные участки, как правило, в районах, обеспеченных благоустроенными дорогами, подъездами, сетями канализации и водоснабжения. Установлено, что Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР обеспечивает техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей на специальных станциях, расположенных на магистральных дорогах ив Ленинграде; республиканское Министерство бытового обслуживания населения — в городах, рабочих поселках и других населенных пунктах: Мосгорисполком — в Москве. Совет Министров РСФСР обязал соответствующие ведомства подготовить проекты нескольких серий типовых стационарных гаражей-стоянок, сборно-разборных гаражей, Всероссийское объединение «Россельхозтехника» обязано выделять агрегаты, узлы и запасные части в ассортименте и количестве, необходимом для ремонта личных автомобилей. Некоторые исполкомы Российской Федерации уже рассмотрели вопрос об улучшении обслуживания автомобилей индивидуальных владельцев. Исполком Моссовета вынес постановление, в котором Главмосавтотрансу предложено в 1966—1970 годах построить новые и реконструировать существующие предприятия автотехнического обслуживания, а также гаражи-стоянки для автомобилей. На Ярославском шоссе у пересечения с Московской кольцевой автомобильной дорогой и на Кутузовском проспекте намечается построить комплексные предприятия, каждое из которых рассчитано на обслуживание 12 тысяч машин в год. Технические станции будут построены на многих шоссе — Энтузиастов, Остаповском, Варшавском, Волоколамском, Рязанском, Юго-Западе (вблизи магистрали Моснва — Киев), а также на улице Зорге. Они смогут обслужить 72 тысячи автомобилей в год. Намечено расширить и реконструиро-. вать действующие предприятия технического обслуживания машин в Измайловском парке и на НиЖне-Дмитровском шоссе. Для этой же цели Главмосавтотранс переоборудует филиалы автобаз, находящихся в В. Предтеченском переулке, на улицах Викторенко и 2-й Хуторской. Почти на 14 тысяч машин в разных районах Москвы будут построены открытые и крытые стоянки. Для строительства кооперативных гаражей на 20 тысяч автомобилей отводятся земельные участки в Дзержинском, Ждановском, Киевском, Куйбышевском, Ленинградском, Москворецком, Октябрьском, Пролетарском и Тимирязевском районах столицы. В Системе Главмосавтотранса организуется специальное производственное объединение «Мосавтотехобслуживаиие».С отни тысяч автомобилей находятся вании трудящихся. С ростом армии•9-