К СХЕМЕ ТРАНЗИСТОРНОГО ЗАЖИГАНИЯВ третьем номере журнала за этот год была опубликована статья И. Опарина «Электронное сердце автомобиля». Многих читателей заинтересовала схема транзисторного зажигания. Они просят дать дополнительные сведения об импульсном трансформаторе и катушке зажигания, чтобы можно было изготовить систему своими руками. Отвечает читателям автор статьи.Для изготовления импульсного трансформатора необходимо иметь набор прямоугольных пластин высотой 5 мм, длиной 25 мм и шириной 5 мм. Трансформатор надо делать из железа марки Э11 — Э 41 . 60 витков первичной обмотки наматывают из провода ПЭЛ диаметром 0,72 мм, а 500 витков вторичной обмотки — из такого же провода диаметром 0,27 мм. Обмотни катушки зажигания изготовляют также из провода ПЭЛ. Диаметр его для первичной обмотки — 1,15 мм, а для вторичной — 0,07 мм.след оказался выше нее (рис. 1, а), нужно первоначально фрезеровать шарошкой с углом 15 градусов, а ширину фаски доводить шарошкой с углом 75 градусов. При нижнем расположении следа (рис. 1, б) — порядок обратный. Если след расположен посредине (рис. 1 , в), то также надо пользоваться обеими шарошками (75 и 15 градусов), но порядок их применения роли не играет — лишь бы была обеспечена нужная ширина рабочей фаски гнезда. Последнюю операцию по фрезерованию гнезда надо проводить чистовой шарошкой с углом 45 градусов. Это улучшает обработку, а значит, и облегчает последующую притирку. При контроле за качеством работы надо сначала внимательно осмотреть коническую фаску клапана, на которой обя-1703305), который ранее устанавливался на ряд автомобилей модели 407 специального изготовления. Это приспособление достаточно просто, и его детали могут быть изготовлены в мастерской. Однако следует иметь в виду, что установка на изношенный механизм не устраняет полностью вибрации рычага.ВЫБЕЙТЕ ВТУЛКУ«У меня мотоцикл М-62, и мне непонятно, что нужно сделать для установки колеса) мотоцикла на коляску. Ведь оси-то колес машины и прицепа — разного диаметра». Такое письмо прислал в редакцию В. Проскорин из г. Тбилиси. На вопрос читателя отвечают работники Ирбитского мотоциклетного завода.Ось колеса коляски усилена и имеет диаметр 25 мм, то есть несколько больш ий , чем у колеса мотоцикла. Чтобы сохранить взаимозаменяемость колес, в ступицу устанавливают переходную втулку наружным диаметром 25 мм и внутренним 20 мм. перед тем, к ак устанавливать нолесо на коляску, эту втулк у нужно выбить. Для этого воспользуйтесь ключом «на 27» из комплекта инструмента. Вставьте плоскую ручку ключа в пазы левой распорной втулки и легкими ударами выбейте переходную втулку.Р ис . 1. Расположение следа гнезда на фаске клапана: а — выше средней линии; б — ниже; в — посередине.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТАКАЯ«Я езжу на мотороллере «Вятка». Отпуск хочу провести в дальнем путешествии и уже начинаю готовить к нему машину. Прошу уточнить порядок установки зажигания». Такое письмо пришло от москвича В. Метревели. Мы попросили ответить на него работников завода.Дело это несложное, но требует определенной точности и аккуратности. Повернув маховик генератора, установите поршень в верхней мертвой точке. Затем немного отверните крепежный винт контактной стойки и, поворачивая эксцентрик, сделайте между контактами прерывателя зазор в 0,3—0,4 мм. Далее, вращая по часовой стрелке маховик, заметьте момент начала размыкания контактов: при правильно установленном зажигании он должен совпасть с моментом совмещения рисок на маховике и улитке вентилятора, имеющих обозначение 29 градусов. Если контакты будут раскрываться раньше или позже, чем совместятся риски, то основание генератора нужно повернуть соответственно по часовой стрелке или против.Рис. 2. Матовая полоска с разрывом.эательно (если притирка производилась тщательно) должна быть матовая кольцевая полоска, а уже потом контролировать качество притирки «на карандаш» или керосином. Если на поверхности будут разрывы или углубления матовой полоски (рис. 2), то это скорее всего укажет на отсутствие соосности гнезда с направляющей втулкой клапана. Газонепроницаемость притертых гнезд и клапанов лучше всего проверять, заливая керосин не на тарелку клапана, а во впускной или выпускной каналы. Можно считать, что притирка проведена хорошо, если керосин не будет просачиваться между клапаном и гнездом в течение пяти минут.Ж.ИЗМЕНЕНА ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКАШоферы, работающие на автомобилях-самосвалах КрАЗ-222 и КрАЗ-256, часто сталкиваются с такой трудностью: в тяжелых условиях эксплуатации ломаются оси балансиров. Группа транспортников из Эстонии обращается с просьбой сообщить, как избежать поломки и чю делается для усиления оси балансиров. Отвечают заводские конструкторы.Ось балансиров — слабое место задней подвесни автомобилей-самосвалов КрАЗ222 и КрАЗ-256. Поэтому инструкция по эксплуатации КрАЗов рекомендует загруж ать машины экскаватором, ковш которого имеет емкость 3 ма. Часто этот пункт нарушается — наполненные с верхом ковши емкостью 4 мэ открываются над кузовом автомобиля. Детали, не рассчитанные на такую перегрузку, выходят из строя. Завод систематически работает над повышением долговечности и надежности выпускаемых автомобилей. Особое внимание при этом уделяется задней подвеске. С мая прошлого года внедрены в ' производство конструктивные изменения задней подвески. Ось балансиров теперь изготовляется из круга диаметром 105 мм, тогда как ранее ее делали из круга диаметром 100 мм. Приваривается ось тремя продольными швами через окна кронштейна взамен кругового шва по периметру.КАК ПРИТИРАТЬ КЛАПАНЫОчень многие читатели спрашивают, как правильно притирать клапаны. Об этом писал в статье «Почему и как надо притирать клапаны» в № 3 нашего журнала за 1963 год М. Гинцбург. Там была указанна последовательность фрезерования клапанных гнезд. Напомним ее: первоначально шарошат клапанное гнездо фрезой с углом 45 градусов; затем срезают верхний пояс гнезда шарошкой с углом 75 гра/дусов, а нижний — шарошкой с углом 15 градусов; шиина рабочей фаски получается 1 — ,5 мм. Дополняет эти сведения преподаватель автодела инженер Ю. Костин (г. Вологда).ПРИЧИНА — ПЛОХАЯ СБОРКАС. Селиванов из г. Горького просит дать справку: почему после замены коленчатого вала у двигателя К-175 мощность заметно снизились? Может ли служить причиной установка коленчатого вала меньшего диаметра? Отвечают работники завода.Причиной плохой работы двигателя после замены коленчатого вала может быть только недоброкачественная сборка. Двигатель вы собрали. А проверили ли свободное вращение коленчатого вала при поочередном включении всех передач? Не проходит ли топливная смесь из кривошипной камеры через сальники и разъем картера? Правильно ли установили зажигание? Еще раз внимательно исследуйте двигатель вашего мотоцикла, и причина пон ижения мощности будет найдена.ПОРШНИ И КОЛЬЦА«В чем причина повышенного расхода масла! в картере двигателя «Москвича-403» — не в проникновении ли его в камеру сгорания?» — делится своими соображениями читатель И. Воронин из Луганской области.Проникновение масла в камеру сгорания по стержням клапанов существенно расхода масла не увеличивает, однако приводит к замасливанию свечей. В этом случае надо только сменить уплотнительные резиночки в тарелках клапанов. Повышенный же расход картерного масла в двигателе — скорее результат неудовлетворительной работы поршневых колец и поршней (если нет подтекания масла по уплотнениям двигателя). Следует разобрать двигатель и осмотреть состояние поршневых колец и поршней. Особое внимание надо обратить на то, к ак установлены кольца: два верхних компрессионных кольца должны стоять проточкой вверх, нижнее — проточкой вниз. Следы приработки на юбках поршней в норме находятся на уплотняющей части. Если они располагаются со стороны отверстий под палец (с одной стороны — вверху, а с другой — внизу), значит, поршни работают в цилиндрах с перекосом. Смените шатуны.?Прежде всего надо удалить следы нагара, износа, царапины. Для этого сначала проводят черновое фрезерование гнезда клапана фрезой с углом 45 градусов, снимая минимальную стружку. Чем меньше мы снимем, тем дольше будет служить гнездо. Прежде чем фрезеровать дополнительными шарошкамис углом 75 и 15 градусов (они служат, кстати, не только для обеспечения нуж ­ ной ширины рабочей фаски гнезда, но и для некоторого перемещения ее по высоте), надо смазать гнездо краской и опустить в него восстановленный (с отшлифованной фаской) или новый клапан и повернуть его, п рижимаяк гнезду, на один оборот. Тогда след, оставленный на конической фаске клапана (рис. 1), покажет, к акую из дополнительных шарошек применить первоначально. В отношении температурных условий наивыгоднейшим расположением следа гнезда на ионической фаске клапана является средняя линия. Поэтому, еслиНУЖЕН ГАСИТЕЛЬ ВИБРАЦИИЧитателя А. Глаголева интересует, как устранить вибрацию рычага переключения передач «Москвича-407».Вибрация появляется вследствие износа установочных поверхностей рычага управления, его оси, головки и направляющего пальца вала управления. Износ этих деталей значительно уменьшается, если поставить на рулевую колонку Гаситель вибрации рычага (комплект 407-•25-