С подсказкойепрерывный рост автомобильного парка привел к значительному увеличению плотности и интенсивности движения на наших улицах и дорогах, поставил перед организаторами движения новые, еще более сложные задачи. Особенно много хлопот доставляют нам перекрестки. В Краснодаре площадь перекрестков не превышает 4 процентов всей проезжей части уличной сети, а приходится на них от 41 до 52 процентов происшествий за год. М ы проанализировали характер происшествий на всех 27 регулируемых перекрестках города. И вот какая получилась картина. Только 2,32 процента составляют наезды на пешеходов, а остальные 97,68 процента — столкновения транспортных средств между собой. Дальнейшее исследование показало, что 75 процентов столкновений приходится «а момент смены сигналов светофора с зеленого на красный. Только на одном пересечении улиц Мира и Красноармейской 9 из 10 дорожных происшествий за год случилось именно в это время. Расчеты обнаружили объективные причины. Продолжительность желтого сигнала на перекрестке 3—4 секунды. Но сумма времени реакции водителя (0,8), срабатывания гидравлической тормозной системы (0,2) и самого торможения на скорости 40 км/час составляет 3,2 секунды, а на скорости 50 км/час и того больше — 4,0 секунды. Стало быть, чуть прозевал сигнал — и столкновения почти не избежать. На первый взгляд, выход из этого положения довольно прост; увеличить продолжительность горения желтого сигнала светофора, скажем, до 6—8 секунд. Но такое решение снижает пропускную способность перекрестка и экономически невыгодно. Да и неразумно с точки зрения организации движения: ведь при изменяющихся интервалах и времени подъезда автомобилей к перекрестку вероятность столкновения возникает далеко не каждый раз и зависит от интенсивности движения и плотности транспортного потока. Может быть, как-то подсказать водителю о приближающейся смене сигналов? Ведь даже если реальной угрозы столкновения и не возникает, потери все равно достаточно велики. Во-первых, водитель, подъезжающий к перекрестку при зеленом сигнале светофора, испытывает лишнее напряжение: он не знает, успеет ли проехать перекресток при разрешающем сигнале или должен будет неожиданно для всех и для себя прежде всего тормозить и останавливаться. Во-вторых, в таком состоянии он невольно отвлекается от наблюдения за дорогой и поведением других участников движения, что, понятно, резко снижает безопасность, вызывает преждевременную усталость и отрицательно влияет на реакцию и работоспособность водителя. Все это, к слову сказать, вещи многим известные. Сама мысль о необходимости дополнительной информации водителей на перекрестке не нова. Уже существует и несколько решений этой задачи. М ы выбрали такой путь. В декабре 1964 года на одном из наших самых «неопокойных» перекрестков (ул. Мира — ул. Красноармейская) со всех четырех сторон были установлены специальные указатели — электрическое табло со световой надписью «Тормози!». Место установки видно на фото. Эти табло мы подключили к автомату светофора, где на четвертом канале барабана поставили штырьки для включения указателей. (Каждое табло обошлось около трех рублей.) Что получилось? За 3—4 секунды до конца горения зеленого сигнала светофора перед приближающимися машинами загорается световая надпись «Тормози!», которая остается включенной на весь период горения желтого сигнала. Этой «форы» оказалось вполне достаточно для того, чтобы водитель мог принять все меры к остановке автомобиля до границы перекрестка. Результаты эксперимента превзошли самые смелые прогнозы. За полтора года с момента установки указателей на перекрестке не зарегистрировано ни одного случая столкновения транспортных средств. Мы воочию убедились, что применение подобного рода дополнительной информации водителей на регулируемых перекрестках узких улиц с меняющейся плотностью и интенсивностью транспортного потока значительно повышает безопасность движения и вместе с тем увеличивает пропускную способность магистрали. В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что с ростом числа машин на улицах наших городов дело организации безопасного движения транспорта через перекрестки требует более пристального, повседневного внимания. В этой связи нам представляется целесообразным пересмотреть и по-новому решить конструкцию светофора, включив в его систему устройства, заранее информирующие водителей о моменте смены сигналов. В. ЖИВОГЛЯДОВ, инженер, заместитель начальника краевой ГАИ г. Краснодародители Уржумского автохозяйства Я. Трухин и К. Резвых получили задание следовать в село Шургла, взять там груз и Доставить его в город Вятские Поляны. Дорога предстояла дальняя и трудная. Тут бы нужны особая собранность, выдержка, дисциплина, чем обычно и отличаются водители-дальнерейсовики. Но Трухин и Резвых начали с нарушения дисциплины. Они заехали на квартиру Трухина, распили бутылку водки и двинулись в путь. Вот и Шурма. Кое-как загрузив машины, приятели «добавили». Резвых после этого уже не мог взяться за руль и, как говорится, вышел из игры. Неспособен был вести автомобиль и Трухин. Но пьяному море по колено. Он с трудом забрался в кабину, включил двигатель. В глазах двоилось. Машина мчалась по дороге, виляя из стороны в сторону. Впереди — мост. Пьяный водитель не думает об опасности. А опасность оказалась рядом. Не сбавив скорости, Трухин влетел на мост, машина сбила перила и полетела вниз. Финиш печален: разбит автомобиль, погиб водитель, не доставлен клиенту груз. Могло ли не быть такого случая? Конечно, могло. Если бы водители Резвых и Трухин знали, что они понесут суровую ответственность перед коллективом за любое нарушение трудовой и транспортной дисциплины. Очевидно, в Уржумском автохозяйстве вольготно живется пьяницам и разгильдяям. Теперь пора задать вопрос начальнику автохозяйства тов. Щепину и начальнику службы эксплуатации тов. Кораблеву: какие выводы сделаны из этой печальной истории? А. ЯСТРЕБОВ, технический инспектор совета профсоюзовВг. КировWiMW«»*»m»— *'Щ•вамиВот так краснодарский эксперимент выглядит в натуре. До светофора еще далеко, а на табло уже зажглась предупреждающая надпись.Зе^сели^~£&+А*<Л1 У3&л&*<*ъ& ^^t^c^Ci3&лл*сгъ% *-#9^с*