тели. Возможно, это след большой неприятности, случившейся с шофером. Лопнет такой ремень привода вентилятора, нет запасного — и «загорай». А поедешь — выведешь из строя двигатель: сгорит смазка, заклинятся поршни. Ведь при сгорании топлива в цилиндре температура достигает 2,5 тысячи градусов. 25—30 процентов тепла от разгоряченного мотора отводится системой охлаждения. Эти цифры подчеркивают, казалось бы, ее важность, но в них скрыта и отрицательная сторона. Во всех существующих системах охлаждения, будь то воздушные или водяные, применяется вентилятор. Он вращается в течение всего времени работы двигателя — от пуска до остановки, хотя в этом нет никакой нужды. Больше: после того, как температура двигателя достигнет оптимального уровня, вентилятор начинает отбирать у двигателя тепло, необходимое для нормальной работы, а вместе с этим увеличивает износы. Особенно чувствительны эти потери при низкой температуре окружающего воздуха. К тому же сам вентилятор расходует до 5 процентов мощности двигателя. После продолжительных исследований и многочисленных экспериментов во Всесоюзном научно-исследовательском институте автоприборов, Московском автодорожном институте, на заводах ГАЗ, ЗИЛ и других конструкторы предложили кардинальный способ решения проблемы — оборудовать автомобиль автоматизированным приводом вентилятора, который работал бы только тогда, когда в атом есть необходимость. Сейчас создано несколько вариантов автоматизированного привода вентилятора. Принципиального различия • них нет. Поэтому разберем схему только одного, снабженного фрикционной электромагнитной муфтой (см. рисунок), Включением ключа 1 подготовляется электрическая цепь автоматического управления вентилятором. При повышении температуры двигателя до 95 градусов срабатывает температурный датчик 2. В этом случае ток от источника питания (аккумуляторной батареи 14 или генератора 11) поступает через ключ 1, температурный датчик 2, токосъемник 9, контактное кольцо 10 на катушку 7 электромагнита. Ведущая часть 8 муфты постоянно приводится во вращение от коленчатого «ала 12 двигателя. При прохождении тока по катушке электромагнит притягивает ведомую часть муфты. Вентилятор 5, жестко связанный с ней, начинает вращаться, охлаждая двигатель. При понижении температуры двигателя до 85 градусов температурный дат-обочины автострады черной У свернулсяна него проезжающиезмеей клиновидный ремень. Опасливо косятся водиУМНЫЙ" В ЕНТИЛЯТОРчин 2 размыкает электрическую цепь питания обмотки электромагнита, под Действием пружины ведомая часть б муфты отойдет от ведущей 8; сцепления фракционных дисков не будет, и вентилятор остановится. Когда температура двигателя вновь достигнет 95 градусов, вентилятор включится. Теперь возникает вопрос: окупится ли усложнение без того сложного оборудования автомобиля еще и автоматизированным приводом вентилятора! Исследования и расчеты показали, что внедрение автоматизированного привода оправдывает себя. Больше того, даже самый сложный и дорогой автоматизированный привод только за счет снижения расхода топлива очень быстро самоокупается и дает высокий экономический эффект. 80 процентов времени снабженные автоматизированным приводом вентилятора автомобили шли в процессе экспериментов с отключенным вентилятором. В северных же районах страны эта цифра возрастала до 90 процентов. Автоматизированный привод, по усредненным расчетам, снижает расход топлива на 3—10 процентов. Напомним еще о тех 5 процентах мощности двигателя, которые съедает вентилятор, интенсивных износах, вызываемых переохлаждением жидкости в рубашке блока двигателя (снижение ее температуры до 50 градусов вдвое увеличивает износы), и станет ясно, какой выигрыш получит автомобильный транспорт в результате оборудования машин автоматизированным приводом вентилятора. У него есть и еще одно преимущество. Предпусковой прогрев двигателя а холодное время в машинах с регулируемым вентилятором требует в два-три раза меньше времени. Все это — немаловажные резервы повышения производительности автомобильного парка, долговечности автомобилей и экономии топлива. Теперь автоматизированный привод вентилятора устанавливается на целом ряде новых моделей советских автомобилей, и в частности семейства ЗИЛ-133.заведующий лабораторией электротехники Московского автомобильно-дорожного институтаВ. СТАРОВОИТОВ,Б. БУСЫГИН, ассистентСхема автоматизированного привода вентилятора: 1 — ключ вентилятора; 2 — температурный датчик; 3 — радиатор; 4 — ремень передачи; 5 — вентилятор; 6 — ведомая часть электромагнитной муфты; 7катушка электромагнита; 8 — ведущая часть электромагнитной муфты; 9токосъемник; 10 — контактное кольцо; 11 — генератор; 12 — коленчатый вал двигателя; 13 — реле-регулятор; 14 — аккумуляторная батарея.•V*—^«м•V*»давшую виды «Волгу» и отдал ее досаафовцам предприятия. Произошло это в январе прошлого года. А в марте нынешнего Майстренко показал нам фотографию обновленной машины, которую общими усилиями восстановили и привели в надлежащий вид: автомобиль выглядит чуть ли не новеньким. Не будем описывать процесс восстановления. Скажем лишь, что потрудиться пришлось немало. Не обошлось и без денежных затрат. Средства выделило предприятие. Пока набирали группу шоферов, машина стояла без дела. Секретарь парткома И. И. Егорычев и председатель профкома предприятия Л . Г. Литвиненкодоговорились с председателем комитета ДОСААФ о том, чтобы передать машину во временное пользование предприятию. Майстренко быстро согласился: как-никак львиную долю средств в ремонт машины вложило предприятие, шофера будет содержать предприятие, заправлять машину бензином будет тоже предприятие. 'Передачу «Волги» оформили соответствующим документом за двумя печатями и тремя подписями. в течение почти полугода машину «на полную катушку» использовали профком с парткомом. Сначала (пока еще не были получены номера) ездили со знаками «проба». В декабре Майст-не в педаляхренко заявил, что группа курсантов готова и пора ставить вторые педали — для практической езды. То же самое предложила сделать районная ГАИ. Тутто и разгорелся сыр-бор. Победу в конечном счете одержали сторонники установления вторых педалей, без которых, как известно, обучать водителей запрещено. Но несмотря на это группа осталась без автомобиля и почти распалась. Машина же используется бесконтрольно и не по назначению. В путевых листах значатся, как правило, маршруты, никакого отношения к учебным не имеющие. Начальник транспортного отдела тов. Уник уверен, что машина целиком и полиостью в распоряжении парткома и профкома. В парткоме и профкоме мне дали иные сведения: «ничего подобного». А цифры на спидометре накручиваются, и прелюбопытные. Двадцать тысяч километров, было, когда писался «приемо-сдаточный акт». Сейчас — за восемьдесят. Наезженного километража вполне хватило бы для обучения практической езде более ста шоферов-лю-