««ь-—Ч. Читатель познакомится в «Легендарной ледовой трассе» с именами многих ге роев-водителей, для которых каждый рейс был подвигом. Но хотелось бы особо отметить описание двух наиболее ярких эпизодов. Они как бы символизируют собой не только героизм и мужество. но и глубокую человечность, высокую нравственность и подлинный гуманизм советского воина. Р ечь идет о подвигах водителей коммуниста А. Тихановича и М. Твердохлеба. Первый из них в 40-градусный мороз в открытом кузове грузовика вывозил (детишек из детского дома. Второй в ново годнюю ночь 1942 года доставил из Кобоны для детей осажденного Ленинграда ящики с мандаринами и апельсинами — дар народа солнечной Грузии. Интересно рассказывает А. Д. Харитонов о движении водителей - двухрейсовиков, которое приобрело в начале 1942 года массовый характер. В авангарде его, к аки всюду, были коммунисты и комсомольцы. За 157 дней существования ледовой трассыв Ленинград было завезено 361 109 тонн различных грузов. Ледовая дорога позволила осу-нижняя ШГ|п олкигяКАЖДЫЙ РЕЙС«Когда-нибудь поэты и писатели сложат песни о легендарной дороге жизни... Страна с глубокой благодарностью узнаето подвиге каждого изтруженикови воинов...» Так писала газета «Правда» двадцать четыре года назад, 9 мая 1942 года. Да, з а это время появилось немало газетных, журнальных очерков, р ассказов , отдельных Изданий, отображ ающих мужество, героизм, стойкость воинов-водителей и других тружеников легендарной автомобильной трассы, проложенной по льду Ладожского озераи любовно названной ленинградцами «дорогой жизни». И вот перед нами еще одна работа — небольшая по объему иформатукнижка , н асыщенная множеством интересных эпизодов, убедит ельныхфактов , ц ифр * . Она так и называется: «Легенд арная ледовая трасса». Автору — А. Д. Харитонову — на восьмидесяти страницах своего очерка удалось увлекательно, н аширокомфак ­ тическом материале рассказ ать об одном из необычайно яркихи удивительных событий в истории Великой Отечественной войны — прокладке, обслуживании военно-автомобильной артерии и доставке по ней грузов фронтуи осажденному городу. Мы запомним раннееутро 17 ноября 1941 года, когда отряд разведчиков, одетых В белые маскхалаты , обут ыхв альпинистские ботинки, с набженный спасательным ишанцевым инструментом, в первые ступил наеще не совсем окрепший лед Ладоги. Не забудем и тот морозный вечер 22 ноября, когда первая автомобильная колонна в составе 60 машин, сосредоточенных в деревне Ваганово, в ыехалана лед иотправиласьв рейс за долгож данными нужным Ленинграду грузом. Вот начало этого рейса: «С интервалом в 50—70 метров между машинами колонна, к ак бы апробируя ледовую дорогу, двигалась медленно. Каждый водитель держалдверцыкабины отк рытыми , чтобы в случае провала льда можно было выскочить измашины . Это не только осложняло управл ение автомобилем, но и вызывало у всех шоферов тревогу за исход поездки. Тревога еще более усилилась, когда водители заметили потрескиваниеи оседание не совсем еще прочного льда. Особенно напряж енными для них оказались минуты, когда одна из машин, продавив своей тяжес тью лед, стала медленно погружаться в бездну...». Нелегок был труд людей ледовой трассы . Не один автомобиль, не одну человеческую жизнь поглотили холодные воды Ладоги. Трескучие морозыневыдерживалидаже моторы: они застывали на ходу и глохли. А люди переносили все: и стужу, и вражеские бомбардировки, и артиллерийские обстрелы. Они самоотверженно выполн яли свой воинский и гражданский долг. Сто пятьдесят семь дней и ночей ни на один час, ни на одну минуту не замирала здесь жизнь .<ществнть ряд оперативных перевозок, которые состав ЛЯЛИ 20 процентов общего объема. Грузы ШЛИ не ТОЛЬКО в Ленинград, а йв об ратном направлении. Это было оборудование демонтированных заводов, культур ные ценности, медицинское оборудование. Особенно большое внимание уделялось эвакуации детей, стариков, больных, раненых. Девятьсот тревожных дней и ночей боролся с врагом город-герой Ленинград. Самоотверженный труд водителем и всех, кто создавал и обслуживал легендарную ледовую трассу, — дорожни ков, связистов, медиков, регулировщиков — был огромной поддержкой ленинградцам. Он способствовал достижению победы над врагом. Документальный очерк «Легендарная ледовая трасса» с интересом и благодарностью прочтут не только люди старшего поколения, но и юноши, для которых подвиги отцов служат источником высокого вдохновения. А. БАБЫШЕВКАРМАННЫЙ ГИДК нижка эта невелика, она легко уместится вкарманепиджака . Но хоть и «мал золотник», да дорог для любого автотуриста, отправл яющегосяв путешествие по дорогам Украины. Так она иназывается , эта книжка , — «По автомобильным дорогам Украины. Путеводитель»*. Скажем прямо, киевское издательство «Реклама», выпустившее этот путеводитель, оказало автопутешеств енникам неоценимую услугу. Это своего рода справочник. Состоит он из нескольких разделов, в которых турист найдет необходимые сведения для поездки по дорогам республики. Путешествуя с этим «гидом», вы всегда будете знать, где находятся музеи. исторические памятники. АЗС, станции технического обслуживания, кемпинги, автопансионаты, гостиницы, рестораны, к афе . Б ольшой интерес представляют и схемы проезда по улицам областных городов, помещ енныев путеводителе, и карта-схема автомобильных дорог Украины суказаниемрасстояния между населенными пунктами, расположения заправочных станций, кемпингов и т. д. Однако, отдавая должное составителям и издательству, н ельзя не сказатьи несколько слов о недостатках путеводителя, который, по нашему мнению, нуждается вряде дополнений и изменений. Они помогут лучше ориентироваться в пути. Хотелось бы в перечне станций технического обс луживания (раздел «К вашим услугам») у казать , что при некоторых кемпингах и пансионатах есть авторемонтные мастерские. Например, в Алуште, Черновцах, Феодосии. Желательно назвать города и поселки, где имеются вулканизационные и аккумуляторные мастерские. Это, к примеру, Севастополь, Одесса. В таких городах, к ак Бельцы, Тирасполь, Мукачево, Берегово, в других местах АЗС существуют, а в путеводителе они не указаны . Желательно такжерасширитьперечень гостиниц, располож енных на основных турист ских маршрутах. Неплохо бы указатьи колхозные гостиницы. Такие гостиницы с индивидуальными гаражами есть в Стрые, Ивано-Франковске. Списки автопансионатов надо дополнить пансионатами «Перевал» в 31 км от Симферополя и «Дубки» в 8 км от Ужгорода, а такжеуказать кемпинг в Массандре (при въездев Ялту). Следует назвать места располож ения туристских приютов и баз — на Украине их око ло сорока. В республике немало на селенных пунктов, где есть платные стоянки для авто : мобилей и мотоциклов (Хуст, Мисхор и др.). Неплохо бы обозначить их на страницах путеводителя. Несколько слов о схематической карте дорог, приложенной к путеводителю. На нее следовало бы нанести все кемпинги, пансионаты. турбазы, АЗС, СТО. Для этого, видимо, потребуется изменить и ее формат. Л . ХМЕЛЕВСКИЙ, мастер туризма СССР* Х аритонов А. Д. Легендарная ледовая трасса . Военное издательство Министерства обороны СССР. М., 1965, 62 000 экз., цена 8 коп.Латышские шлемыС теклопластик, пкожа,ы епоролон,а лбайка. Эти легкие ирочнматериы используются для изготовления шлемов, которые вы видите на рисунках . Такие шлемы, п редназначенные для спортсменов и мотолюбителей, н етак давно стали выпускать производственный участок рижского морского клуба ДОСААФ и Валмиерский завод стекловолокна. Л атвийская ГАИ, проводившая испыт ания новых шлемов, рекомендовала их в массовое производство. Хорошую оценк у успели получить шлемыу спортсменов и мотоциклистов. В этом году тольковРиге предполаг аетсявыпустить 25 тысяч шлемов. И. КОГАН* Киев, изд. «Реклама», 1965. Составители В. Ф. Глущенко, В. В. З амлынский , С. М. Шварц, С. С. Шведов. 120 стр., 50 000 экз . . цена 65 коп. V*"*»*•г. РигаV *•29-