Что должен знать каждый водитель об удостоверении на право управления транспортным средствомдостоверение водителя. Единый общесоюзный документ, подтверждающий за его- владельцем умение водить автомобиль, мотоцикл или мотороллер. Человек за рулем называет его ласково и коротко — '«права». Эту маленькую книжицу бережно хранит каждый водитель, и каждому хорошо известны предоставляемые ею права и обязанности. М ы же хотим повести речь о законах обращения с этим документом, и уверены, что вопросы эти представляют интерес для всех, кто уже стал или готовится стать водителем. Получить удостоверение на право управления транспортным средством можно только в Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка. ^ ^ ^ и в ^ ^ ^ ^ ^ ^ и и ^ и и Конечно, его вручают после экзаменационной проверки по правилам движения и вождению машины.рение всегда должно находиться на руках у его владельца. Хотя, конечно, при каких-то проступках с его стороны может быть задержано сотрудниками милиции на срок, который потребуется для разбора происшедшего. Например, при грубых нарушениях правил движения, а также и тех, что перечислены на оборотной стороне «Талона предупреждений», когда в нем в течение последнего года уже есть две компостерные отметки. Сам талон в этих случаях оставляется у водителя, и в нем делается соответствующая запись. У водителя, задержанного за рулем в нетрезвом состоянии, а также при тяжелом дорожно-транспортномПРАВД.ТАЛОН,КЛАССОдновременно к водительскому удостоверению выдается «Талон предупреждений», номер и серия которого вносятся в удостоверение. Без этого талона оно недействительно. Удостоверения водителя вручаются только их настоящим владельцам по предъявлении паспорта, выдача удостоверений по доверенностям запрещена. все водительские удостоверения выполнены по одному образцу. Они действительны на всей территории СССР независимо от места получения, в том числе если «права» выданы военными квалификационными комиссиями (обмену подлежат лишь временные водительские удостоверения, полученные военнослужащими за рубежом). При утере удостоверения новое с отметкой «Дубликат» может быть выдано Госавтоинспекцией только по месту постоянной прописки владельца (военнослужащим — по месту дислокации части) на основании личной карточки водителя '(личного дела) после медицинского освидетельствования (если с момента последнего освидетельствования прошло более 5 лет) и сдачи экзаменов по правилам движения и вождению автомототранспорта. Поэтому в тех случаях, когда удостоверение было получено в другом городе, Госавтоинспекция по вашему заявлению направляет туда специальный запрос и лишь с получением личной карточки приступает к оформлению нового документа. Причем в заявлении вы должны указать не только свою фамилию, имя, отчество и год рождения, но и когда и кем выдано удостоверение и какого класса. Если потеряно выданное 'ГАИ удостоверение шофера второго и первого класса, то водитель получает дубликат удостоверения того же класса. При выдаче взамен утерянного нового удостоверения взимается сбор в размере 5 рублей (в эту сумму входит и плата за экзамены), вы освобождаетесь от него только в том случае, если удостоверение утрачено при стихийном бедствии или других не зависящих от вас обстоятельствах. Без экзаменов {если водитель не имеет перерыва в работе более одного года) и взимания сборов водительское удостоверение обменивается тогда, когда оно пришло в непригодное состояние из-за давности или владелец его изменил фамилию. Это положение распространяется и на автолюбителей, но здесь непрерывность водительского стажа устанавливают сами работники ГАЙ. Напоминаем еще раз для всех работающих за рулем и руководителей автохозяйств: водительское удостовепроисшествии, в котором явно усматривается его вина, удостоверение забирается вместе с «Талоном предупреждений», то есть до разбирательства дела он не до ­ пускается к работе на линии. Если же удостоверение задержано за незначительное дорожно-транспортное происшествие или для направления водителя на экзамен по правилам движения в порядке экспертизы, отметка в талоне не обязательна: водителю просто выдается справка о причинах изъятия удостоверения. Наконец, когда медицинская комиссия признает водителя неспособным управлять транспортными средствами, а также если владелец более года не явился за получением своего удостоверения (независимо от причин его изъятия), оно просто аннулируется. Впоследствии при выдаче взамен аннулированного нового удостоверения денежный сбор не взимается. .«Талон предупреждений» служит для отметок о предупреждениях за нарушение правил движения. Перечень таких нарушений указан на оборотной стороне талона, и только за эти нарушения в нем делается компостерная отметка. При изъятии водительских прав «Талон предупреждений» заменяет их в течение 15 суток. Кстати, наряду с «Талоном предупреждений» еще можно встретить и выданные ранее талоны № 1, № 2, и № 3, которые сохранились у некоторых водителей. Дело в том, что в Российской Федерации они обмениваются на '«Талон предупреждений» не автоматически, а только тогда, когда водитель допустил одно из тех нарушений, что указаны в его перечне. Так что лучшие водители и сегодня еще могут похвастаться старым, но чистым талоном. вообще же вкладной талон в правах обменивается на новый при возврате водительского удостоверения по истечении срока лишения прав управления транспортными средствами, а также при наличии трех и более отметок в талоне, если с момента последнего предупреждения прошло более года. в заключение хочется сказать о явлении, с которым никак нельзя мириться. Руководители некоторых автохозяйств с согласия работников автоинспекции иногда заменяют лучшим водителям '«Талон предупреждений» на «талон отличника», «ударника» и т. п. Это неправильно. Отмечать передовиков производства, конечно, надо, но для этого есть немало хороших и признанных путей: награждение грамотой, премирование, занесение в Книгу почета и другие. А водительские права — единый общесоюзный документ, и его надо уважать и по существу и по форме. Н. ПЛЯШКЕВИЧ, старший автоинспектор ГАИ РСФСР•21-