ГАЗ-53А-ТРУЖЕНИК ПОЛЕЙрежде чем взяться за проектирование новой машины, прежде чем нанести на ватман первую линию будущего автомобиля, конструктор должен ясно представить себе, зачем, собственно, нужно создавать новую модель, чем плоха старая. Когда мы приступали к работе над новым грузовиком ГАЗ-53А, мы исходили из того, что сегодня сельскому хозяйству крайне необходимы автомобили большей грузоподъемности, способные перевозить сельскохозяйственные грузы по самым разным дорогам. На протяжении многих лет, со времени луска нашего автоаэдода, на ГАЗе строили автомобили средней грузоподъемности, в 1,5—2,5 тонны. Переход на выпуск нового, четырехтонного грузовика стал значительным событием для всего многотысячного коллектива горьковских автомобилестроителей. Работы ло созданию ГАЗ-53А начались еще в лрошедшей семилетке и были успешно завершены. Но оснастить автомобиль новым двигателем не представлялось возможным —• Заволжский моторный завод не был готов к этому. Стремясь как можно скорее освоить новую модель, с тем чтобы двигатель ( к тому времени, к огдаон будет поставлен на конвейер) «встретился» с толностью отработанной конструкцией грузовика, некоторое время автозаводцы выпускали промежуточную модель ГАЗ-53Ф. Сейчас ей на смену пришла основная базовая модель ГАЗ-53А. Это, как уже было сказано,Пчетырехтонный грузовик с колесной формулой 4X2 , оснащенный новым, мощным двигателем. Подробные сравнительные характеристики основной и переходной моделей приведены в таблице. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ-53А и ГАЗ-53Ф ГАЗ-53А Грузоподъемность на дорогах всех видов, т. 4 Сухой вес, к г 3000 Общий вес, к г 7400 Нагрузка, к г на переднюю ось 1810 на заднюю ось 5590 Допустимый вес прицепа, к г 4000 Колея колес, мм передних 1030 задних 1690 Погрузочная высота, мм 1350 Низшие точки, мм под передней осью 347 под задним мостом 265 Максимальная мощность двигателя, л. с. при об/мин 115/3200 Максимальный крутящий момент двигателя, к гм при об/мин 29/2000 Максимальная скорость, км/час во—ав ГАЗ-53Ф 3 2750 6100 1600 4500 4000 1577 1650 1350 315 265 82/3200 22/1600 75вНВИКНММЛв.П ЯТИЛЕТКИ3«№T«M^w!itf4*Tfc/<Kauj<ivwrw Двигатель имеет мощность не менее 10 л. с. При этом любая его деталь взаимозаменяема с соответствующей деталью всех выпускавшихся ранее моделей. Мощность увеличена благодаря уменьшению сопротивления во впускном тракте, изменению углов выхода в продувочных каналах цилиндра и повышению степени сжатия до 7,5—7,8. Максимальная скорость мотоцикла — 90 км/час, и эту скорость он может держать продолжительное время. Расход топлива при экономичном режиме движения (50—60 км/час по дороге с усовершенствованным покрытием) снижен по сравнению с «Ковровцем175В» на 100 граммов на каждые 100 км пробега. Эксплуатационный расход топлива при правильно установленном one-«Восходом». Это еще одна модель в ряду «ковровцев». Чем же она отличается от хорошо знакомого нам К-175В? Даже беглого взгляда достаточно, чтобы отметить более элегантную и солидную внешность. Однако приглядимся пристальней, «разложим все по полочкам». Хорошо, что завод отказался от прежней формы бензобака, которая зрительно утяжеляла машину. Велая горизонтальная полоса у бака «Восхода» гармонически связана с хромированными глупоявился новый дорожный На дорогах класса 175 см , названный мотоциклшителями и подчеркивает единство компоновки мотоцикла. Бак вмещает 14 литров. Машина снабжена ветровым и грязевыми щитками, зеркалом обратного вида, багажником — тем, чего ждали многие мотолюбители. Мотоцикл окрашен в черный цвет. Надо заметить, что эмали стали более стойкими к воздействию солнца и влаг и . А если учесть, что технология окраск ии хромирования изменилась в лучшую сторону, то станет ясным — при хорошем уходе мотоцикл долго сохранит свой свежий видА что нового в технических данных?ЗНАКОМЬТЕСЬ:Мотоцикл модели «Восход». 1. Задний амортизатор: 1 — верхний стакан; 2 '-7- пружина; 3 — шток амортизатора; 4 — сальник штока; 5—нижний стакан; 6 — корпус гидроамортизатора; 7 — клапан. 2. Направляющая втулка штока гидроамортизаTopat а — модели «Ковровец-175В»; б — модели «Восход». 3. Труба гидроамортизатора: а — модели «Ковровец-175В»; б — модели «Восход». 4. Поршень гидроамортизатора: а — модели «Ковровец-175В»; б — модели «Восход». 5. Сальник штока: а — модели «Ковровец-175В», б ' — модели «Восход» (стрелками обозначены маслосъемные кромки).1ниа_iц5ЙТи Г1Р3«ВОСХОД»•8- Как видно из этой таблицы, новый автомобиль стал сильнее и мощнее. Грузоподъемность его выросла на целую тонну. Новый двигатель ЗавЪлжского моторного завода развивает мощность в 115 л. с. при 3200 об/мин (вместо 82 л. с. у ГАЗ-53Ф), благодаря чему максимальная скорость автомобиля возросла с 75 до 80—86 км/час. Если же сопоставлять ГАЗ-53А с ГАЗ-51, то надо обратить внимание на следующее. Грузоподъемность ГАЗ-51 при собственном весе в 2,5 т составляет 2,5 т, а ГАЗ-53А при весе в 3,25 т поднимает 4 т. Увеличение собственного веса всего на 750 килограммов обернулось увеличением грузоподъемности на целых лолторы тонны. И, что особенно ценно для сельского хозяйства, — «авый грузовик будет работать на всех дорогах — как с покрытием, так и без покрытия. 3 'Большой объем кузова — 5,5 м — и приставные решетчатые борта обеопечат полное использование грузоподъемности автомобиля независимо от вида груза. На базе ГАЗ-53А разработан ряд модификаций для специфических условий эксплуатации в сельской местности. Среди них самосвал ГАЗ-53Б грузоподъемностью в 3,5 тонны, который будет выпускать саранский завод на базе шасси ГАЗ-53Б-02, а также автомобиль-тягач ГАЗ-53-05 для работы с трехтонным прицепом. Пока параллельно с выпуском ГАЗ-53А продолжается производство и .ГАЗ-51, но в дальнейшем завод полностью перейдет на выпуск новых грузовиков ГАЗ-53А, а затем и ГАЗ-52. Это будет вклад горьковоких автомобилестроителей в выполнение грандиозной программы коммунистического строительства, намеченной XXIII съездом партии. А. ПРОСВИРНИН, главный конструктор завода г. Горький В последующих номерах журнала будут описаны новые агрегаты автомобиля.*>V*>7MMA:.vC»S.»/»«SICC.VWU«C»..^-.««S*raw6. Схема электрооборудования мотоцикла «Восход»: 1 — ключ зажигания; 2 — замок зажигания; 3 — спидометр СП-115; 4 — патрон лампы подсветки ФГ-116; 5 — катушка Б-300; 6 — свеча зажигания; 7 — сопротивление ДСН-10; 8 — переключатель света П-200; 9 — задний фонарь ФП-230; 10 — лампа А-3 15 св. 6 в; 11 — лампа А-17 3 св. 6 в.; 12 — включатель стоп-сигнала ВК-854; 13 — генератор Г-411; 14 — звуковой сигнал С-34; 15 — фара ФГ-138; 16 — лампа А-19 2 св. 6 в; 17 — лампа 32 XX 32 св. 6 в. режении зажигания и отрегулированном карбюраторе в зависимости от скорости движения, состояния дороги и нагрузки на мотоцикл может достичь 4—5 литров на 100 км пути. Испытания подтвердили надежность и долговечность деталей и узлов мотоцикла. При правильном уходе за воздухофильтром заменять поршневые кольца нужно будет не ранее чем после 15—20 тысяч километров пробега. Замена поршня и цилиндра потребуется значительно позднее. 2 «За рулем» J* 7.Проектируя новую модель, конструкторы большое внимание уделяли повышению плавности хода и добились определенных успехов. Новый гидроамортизатор (рис. 1) задней подвески — двухстороннего действия с двухпоясным сальником. Он избавил заднюю подвеску от недостатков, свойственных «Ковровцу-175В». Направляющая втулка штока с более мощным центрирующим пояском разгружает резиновый сальник от радиальных нагрузок. Незначительное изменение конструкции внутренней трубы амортизатора (она имеет одно отверстие диаметром 0,8 мм вместо двух отверстий диаметром 1,2 и 1,8 мм у «Ковровца-175В») и поршня амортизатора (два дополнительных паза на верхнем торце) создало гидравлический буфер при сжатии подвесок. Это увеличило плавность хода ив значительной степени уменьшило возможность срабатывания подвесок до полного сжатия, а следовательно, возникновения стуков. На рисунках 2, 3, 4, 5 показаны детали подвески мотоцикла «Восход» в сравнении с деталями подвески «Ковровца-175В». Новый генератор Г-411 Орджоникидзевского завода автотракторного электрооборудования с катушкой Б-300, имеющей магнитно-замкнутую систему, значительно улучшает пуск двигателя при любых температурах. Напряжение сети освещения стало более стабильным, при изменении скорости движения освещенность дороги колеблется значительно меньше. На это часто. сетовали владельцы всех предыдущих моделей. Генератор Г-411 имеет отдельную цепь для питания лампы (15 св. 6 в) сигнала торможения в заднем фонаре ФП-230 (см. схему электрооборудования на рис. 6). Сигнал торможения, включаемый при нажатии на педаль ножного тормоза включателем, расположенным в правом инструментальном ящике, освобождает водителя от подачи сигнала руками, тем самым облегчает управление мотоциклом, повышает безопасность движения. В наконечник провода высокого напряжения для подавления радиопомех встроено сопротивление.Возросшие скорости движения мотоцикла увеличили напряжения в его узлах. Потребовалось усилить раму. Учитывая это, конструкторы сделали передний подкос и верхнюю балку рамы из трубы 34 х 2,5, вместо 32 х 2,5 мм, а на нижней траверсе передней вилки усилили ребра жесткости. Все, кто будет ездить на «Восходе», по достоинству оценят его седло. Оно удобнее старого, а конструкция его облегчает обслуживание машины. Для удобства ухода за фильтрующим элементом воздухофильтра изменены каркас седла и его установка на мотоцикле (рис. 7). Задняя часть крепится шарнирно на двух кронштейнах. Чтобы поднять седло, достаточно утопить защелку 3, нажимая влево на ее головку, расположенную с правой стороны мотоцикла; при этом венцы защелки выйдут из пазов переднего кронштейна 4 седла. В этом положении оно удерживается упором 1. Подняв седло, можно снять для очистки и промывки фильтрующий элемент 2; так же вынимают насос 5. В. СОЛОВЬЕВ, инженер 7. Седло мотоцикла в поднятом положении: 1 — упор; 2 — фильтрующий элемент воздухофильтра; 3 — защелка; 4 — передний кронштейн; 5 — насос; 6 — задний кронштейн.