14
15
ЗАСЕДАНИЕ ТРИДЦАТЬ ВТОРОЕС «МОСКВИЧА - 408» НА «МОСКВИЧ - 407»•На двадцать четвертом заседании «Клуба» («За рулем» № 12, 1965 г.) шел разговор об использовании шарниров рулевых тяг новой подвески, уже показавших свои хорошие качества, в передней подвеске моделей 402 и 407. Кроме них, можно заменить деталями из новой подвески верхний рычаг, шаровой шарнир поворотной стойки и резиновые втулки оси нижнего рычага. На нескольких «Москвичах-407» уже установлен переделанный верхний ры ­ чаг вместе с шаровым шарниром от модели 403. Эти автомобили успешно эксплуатируются. МОДЕРНИЗАЦИЯ УЗЛА «ВЕРХНИЙ РЫЧАГ — ШАРНИР СТОЙКИ» Сначала об установке верхних рычагов подвески модели 403 (далее мы не будем в скобках писать — 408) в старые подвески (402 и 407). Напомним, что целью такой переделки является новый шаровой шарнир, который меньше изнашивается благодаря увеличенной поверхности вкладышей, а при износе после большого пробега можно выбросить прокладки из-под его крышки, то есть восстановить первоначальный осевой зазор. Для этой модернизации необходимо заменить новыми верхние рычаги (деталь 403-2904100 — правый и 403-2904101 — левый) и, конечно, сами шаровые шарниры (403-2904198 и 4032904199). Эти детали и узлы можно купить. Теперь — о самой технологии замены. Верхний рычаг 4 (рис. 1) модели 403 по местам соединения с осью 3 конструктивно выполнен так же, как старый рычаг, и поэтому подойдет к оси верхнего рычага модели 402. На рисунках 1и2 показано, как собрать рычаг. Но при «простой» замене верхнего рычага недопустимо увеличивается ход отбоя передней подвески, который в этом случае надо ограничить до нормы. В зависимости от наличия деталей и технических средств можно воспользоваться одним из трех способов установки буфера хода отбоя. Первый вариант — это буфер хода сжатия подвески моделей 402 и 407 (деталь 402-2902626), который показан на рис. 2 под номером 6. Он имеет металлическую арматуру, залитую резиной, более устойчив, не выпадает из гнезда при перекосах (как бывает с буфером старого верхнего рычага — 402-29002654-.А). Чтобы установить «нижний» буфер (сжатия) на верхний рычаг (на «должность» буфера отбоя) нужно в конструкцию рычага дополнительно ввести держатель буфера отбоя, который отдельно показан на рис. 3. Держатель приваривают на рычаг так, чтобы опорная плоскость для буфера была параллельна опорной плоскости крепления шарового шарнира. Резьбовой хвостовик буфера вводят в отверстие (диаметром 9 мм) держателя и закрепляют гайкой. Перед установкой буфер надо примерить и подрезать по высоте до размера 45 мм (см. рис. 1). Слишком высокий буфер уменьшит ход отбоя, а колесо с ограниченным ходом отбоя при движении будет «отрываться» от дороги. После сборки верхнего рычага с осью необходимо проверить размеры «а». Разность их не должна превышать 2,5 мм. Если она больше, ось нужно повернуть в одну из сторон, проверяя разность через каждые пол-оборота. Резьбовые втулки должны быть надежно завернуты в рычаг. Если разность размеров «а» превысит допустимую величину, после установки рычага на переднюю подвеску может случиться, что разность углов продольного наклона оси поворота ко ­ лес (стойки) окажется очень большой и ее не удастся вывести эксцентриковой втулкой. Это может повлечь за собой самопроизвольный увод автомобиля (будет тянуть в сторону руль). Второй вариант — использование буфера, установленного на картере заднего моста. Это ограничитель хода сжатия задней подвески моделей 402 и 407 (деталь 402-2912622). Арматуру буфера следует приварить к рычагу так, чтобы середина буфера оказалась напротив отверстия в рычаге. Должно быть выдержано и расстояние от оси отверстий резьбовых втулок до вершины буфера, равное 145 мм (см. рис. 1). Во время сварки обязательно надо защитить резину буфера от брызг металла, обложив его мокрой тряпкой или асбестом. Фланец арматуры можно выровнять по профилю рычага. При постановке переделанного рычага на поперечину передней подвески его проушина, которая немного больше проушины старого рычага, может касаться обоймы 7 (см. рис. 2) подушки, расположенной под рычагом. В таком случае места касания на рычаге нужно спилить напильником 'или отогнуть. Третий вариант — когда нет первых двух буферов, можно использовать резиновый буфер, имеющийся в верхнем рычаге передней подвески (деталь 4022902654-А). в этом случае старый буфер отбоя устанавливают непосредственно в отверстие верхнего рычага модели 403. Изготовлять и приваривать к верхнему рычагу держатель буфера теперь не нужно, но обязательна установка допол-Передняя подвеска «Москвича» моделей 403 и 408 — последняя конструкция, в которой учтены опыт производства предыдущих автомобилей, новейшие достижения автомобилестроения, пожелания автолюбителей. Она похожа на подвеску модели 402 (407) — в ее основе лежит такая же принципиальная схема, — но значительно отличается по конструктивному исполнению. Это обстоятельство, несмотря на почти одинаковые размеры, не позволяет установить целиком новую подвеску модели 403 на автомобили моделей 402 или 407. Чтобы сохранить основные эксплуатационные качества автомобиля при такой переделке, кроме самой подвески, необходимо заменить лодмоторную раму, брызговики передних колес, щит передка, рулевой механизм вместе с тягами, тормоз передних колес, привод тормоза и сцепления, привод управления коробкой передач и ряд деталей кузова, часть которых (брызговик крыла, щит передка и др.) не поставляется в запчасти. Но такие работы невозможно выполнить без специального оборудования. По этим причинам замена передней подвески целиком практически невозможна. В то же время замена перечисленных выше деталей необходима, так как кинематика подвески должна строго соответствовать кинематике рулевых тяг, в свою очередь связанных с кузовом. Например, при вертикальных перемещениях колеса траектория движения наружного шарнира боковой тяги должна в определенной зависимости приближаться к траектории нижнего шарнира стойки. Изменение этой зависимости влечет за собой нарушение нормальной работы передней подвески и, как следствие, — ухудшение устойчивости автомобиля, усиление износа шин и т. п. О том, как модернизировать подвеску «Москвича-402» (407) рассказывает инженер В. И. ЕВЛАНОВ. нительного упора на поперечину передней подвески. Упор показан на рис. 2 под номером 3. Без такого упора буфера угловое перемещение пальца будет ограничиваться овальным отверстием в корпусе шарового шарнира, и возможна поломка пальца. Упор буфера отбоя (рис. 4) можно изготовить из листовой стали марки 10—20 толщиной 2—2,5 мм. Упоры устанавливают на поперечину передней подвески с обеих сторон над прежней площадкой, в которую упирался буфер отбоя старого рычага. Перед приваркой необходимо очистить от грязи и ржавчины место установки нового упора.•14- Р ис . 1. Верхний рычаг с осью и шаровым шарниром в сборе: 1 — резьбовая втулка в сборе; 2 — резиновая грязезащитная втулка; 3 — ось верхнего рычага; 4 — верхний рычаг (левый); 5держатель буфера сжатия: 6 — буфер сжатия (здесь выполняет роль буфера отбоя); 7 — чехол шарового шарнира; 8 — шаровой шарнир (левый). Р ис . 2. Установка упора буфера отбоя иа поперечине подвески: 1 — верхний рычаг в сборе; 2 — буфер отбоя; 3 — упор буфера отбоя; 4 — поворотная стойка; 5 — поперечина подвески; 6 — буфер сжатия; 7 — обойма подушки крепления подвески; а — дуговая сварка. ПОПУТНО СОВЕТПри длительной эксплуатации «Москвичей» моделей 402 и 407 иногда не удается установить положительный угол развала передних колес регулировкой, предусмотренной конструкцией передней подвески, то есть поворотом эксцентриковой втулки, и даже поворачиванием оси верхнего рычага на 180 градусов. В этом случае диапазон регулировки можно расширить, увеличив на оси верхнего рычага смещение отверстий относительно резьбовых цапф. О том, как это сделать, подробно говорилось на двадцать шестом заседании «Клуба» («За рулем» № 2, 1966 г.). Во время работ по модернизации подвески, когда оси рычагов демонтированы, в них можно заодно сместить отверстия. В случаях, когда поворотом эксцентриковой втулки (до модернизации) не удавалось установить одинаковые углы продольного наклона оси поворота ко ­ леса (поворотной стойки), можно при установке нового рычага преднамеренно увеличить диапазон регулировки этого угла, увеличив разность размеров «а» ( с м . рис. 1). Для этого необходимо повернуть на несколько оборотов ось верхнего рычага. При вращении один резьбовой конец оси будет ввертываться в резьбовую втулку, а другой — вывертываться. Этот поворот дает возможность смещать рычаг, а следовательно, и верхний конец поворотной стойки вперед или назад. Вводя преднамеренноеОкончание на стр. 18.Р ис . 3. Держатель буфера отбоя.Р и с. 4. Упор буфера отбоя.