обучая мотоциклистов, приходил на занятия не подготовившись, без конспекта, без плакатов и схем. А вместо мотоциклетных механизмов и агрегатов использовал... автомобильные. У него не было ни расписания, ни журнала учета занятий. Дисциплина и успеваемость в группе стояли на низком уровне. Да и чего еще можно было ожидать от обучающихся, если преподаватель проявлял столь разительную безответственность? Таких фактов, правда, немного, но ведь их просто не должно быть!Вам, молодые мотоциклистыЗалюбуешься мотоциклистом, лихо накренившим свою быстроходную машину на повороте. Но плохо, когда она стоит на обочине, а водитель, встав на колени, ищет в траве важный винтик. Совсем никуда не годится, если здоровенный парень катит свою машину, налегая на руль. Он сдался без борьбы. Знакомые ситуации) У бывалых мотоциклистов они только теоретически возможны, а практически почти исключены. Опытные водители давно придерживаются золотого правила — профилактика дешевле ремонта. Потому они и ездят год за годом без неполадок и вынужденных остановок в пути. Разве что раз в два года шина словит гвоздь. На обочину же. приглашает и слабо закрепленная заклепка в молоточке прерывателя, и крепко сидящий в земле пень. Причем «приглашение» может состояться и на оживленном пригородном шоссе и на горной тропе в тысяче километров от дома. Правда, на дальнее путешествие больше права имеют те, кто полностью рассчитывает на самого себя. Приведенные соображения нисколько не оправдывают «рыцарей обочины», они лишь служат для более снисходительного отношения к ним. Мудрость дело наживное, она приходит с опытом. Но пока придет к мотоциклисту этот опыт, надо же как-то выходить из положения. На дороге всегда найдется у кого получить совет и помощь. Но порой приходится долго ждать. И мы решили ввести элемент профилактики в вынужденный путевой ремонт — вооружить мотолюбителей минимумом в этой области, загодя дать советы. Они не претендуют на новизну, эти рекомендации, но и старые рецепты служат добрую службу. Наряду с повторением «таблицы умножения» мы будем стараться вести разговор так, чтобы дать информацию, представляющую интерес и для водителей, имеющих уже известный опыт. А теперь слово для первой беседы предоставим старейшему мотолюбителю Матвею Григорьевичу ГИНЦБУРГУ. мы свечи, камера для шины, набор зажимных наконечников для тросов, бензопровод, щетка для генератора, конденсатор, молоточек прерывателя, замок и отдельные звенья для цепей, золотники для вентиля, аптечка для шин. Выезжая в дальнее путешествие, лучше перестраховаться. На случай аварии прихватите комплект поршневых колец, выпускной клапан в сборе с пружиной и запорными сухариками; диски сцепления с фрикционными накладками, спицы (если замечено, что у мотоцикла с коляской рвутся короткие спицы, то дополнительно и их), трос с оболочкой для сцепления (его желательно установить дублирование, параллельно работающему тросу), лампы, набор болтов, гаек, шайб. Водители тяжелых мотоциклов с колясками в дальних странствиях возят с собой запасной кривошип, поршни, якорь генератора и многое другое. Можно, конечно, набрать и еще десятки килограммов запчастей. Однако нередко ломается то, что не взято. И выручают все-таки не запчасти, а инструменты. Правда, с запчастями ездить, как говорится, веселей. Те водители, которые не имеют в сумках инструмента и необходимого минимума запчастей, наказывают самих себя и, что еще хуже, своих товарищей мотоциклистов. В этой связи хочется рассказать, как на шоссе меня попросил о помощи такой вот водитель. На его машине моталась пузатая сумка, которая терлась о цепь, не имеющую щитка. Он пояснил, что чрезвычайно спешит с работы в деревню с угощением на свои именины, работает шеф-поваром и посему в механике слабоват. У его ИЖа соскочила и заклинилась цепь и наполовину спустила задняя шина. Я посоветовал отвинтить гайку оси колеса — тогда можно будет освободить цепь, и подкачать, чтобы не погубить покрышку.ПРОЧНАЯ ОСНОВАНовый учебный год большинство наших клубов начинает на более прочной материальной базе. Это должно положительно сказаться на качестве подготовки специалистов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О состоянии и мерах по улучшению работы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР)» дает ключ к дальнейшему укреплению материальной.базы наших учебных организаций. Теперь появились новые возможности лучше оборудовать учебные помещения, классы разборочно-сборочных работ, пункты технического обслуживания, ввести в строй автодромы, площадки для езды и на этой основе улучшить весь учебный процесс. Проблемы повышения качества подготовки специалистов нельзя рассматривать в отрыве от воспитательной работы с курсантами. Учебные организации ДОСААФ накопили известный опыт ив этом направлении. Более активно стали действовать нештатные заместители по воспитательной работе. Улучшилось качество политзанятий и политинформаций! Более направленной и злободневной стала наглядная агитация в клубах. Укрепились связи с местными воинскими частями. Вместе с тем в вопросах военно-патриотического воспитания еще предстоит очень и очень много сделать. Причем одним штатным сотрудникам с этой задачей не справиться. Только в тесной связи с комсомолом, профсоюзами, обществом «Знание», военкоматами, воинскими частями, опираясь на широкий общественный актив, можно решить большую и ответственную задачу по высококачественной подготовке кадров массовых технических профессий, необходимых для народного хозяйства и обороны страны. А. ХОХЛАЧЕВ, начальник отдела ЦК ДОСААФ 2'о&вмотоциклиста У опытного совет попавшемувсегда найдется добрый на обочину. Но любые рекомендации принесут пользу только в том случае, если придерживаться в отношении содержания машины некоторого обязательного минимума. Об этом и первое слово. Отправляться в путь можно только на полностью укомплектованном мотоцикле, с необходимым инструментом и запчастями. Это значит, что нельзя выезжать без контрольной лампы генератора, с оборванными спицами, без регулировочного болта натяжения цепи, с недостающим «крепежом» и т. д. Инструмент должен быть исправным. А то, бывает, сумка с инструментом пухлая, а пассатижи сломаны, отвертка тупая или заточена, как зубило. Такая отвертка опасна. Желая, например, отрегулировать прерыватель, вы быстро приведете его в негодность. Насос на машине ценен, когда он готов к действию, а возят, бывает, такой, что его самого еще нужно налаживать. В туристское путешествие следует обязательно брать дополнительно пару надфилей, трехгранный напильник, кусок ножовочного полотна, изоляционную ленту, вязальную проволоку и электропровод. Из запчастей в первую очередь необходиНо оказалось, что у него нет инструмента, даже насоса. — Как же вы без этого отправились в дорогу? — возмутился я. — А зачем возить барахло? Всегда езжу налегке и не тужу, — ответил он, — шоферы шину мне все лето в пути подкачивают. — А что будете делать, когда удалитесь от магистрали? — хотел я его прижать. — Мало ли там студентов с рюкзаками на велосипедах. Золотые ребята. В прошлый раз два своих насоса сломали, пока мне ИЖа наг качивали. И смех и грех. Да. Без посторонней помощи загорать бы имениннику на обочине. Его расчет прост: на наших дорогах много хороших людей. Но ведь и самому надо быть таким же. Во мне клокотало возмущение. А «добрый» малый уже полуприказывал: — Давай, отец, действуй. Не обижу. С этими словами он вынул из сумки соленый огурец и подмигнул, нимало не смущаясь моим негодующим взглядом. По святому закону взаимопомощи мотоциклистов я дал ему и ключи и насос. Но до сих пор мне кажется, что я совершил ошибку. Рис. К. Невлера М. ГИНЦБУРГ•11»