с новойМЕРКОЙQА в этом деле не везде все пуска сдают государственные экзамены в ГАИ с первого рахорошо. На педагогическую раза на хорошо и отлично. Так боту в клубы порой принимабыло ив истекшем учебном ются люди низкой квалификации, не имеющие специального году. Кому и чему клуб обязан образования. Чаще всего это устойчивыми успехами? Прежотносится к инструкторам пракде всего замечательному колтического вождения. Так, в лективу преподавателей, воспиКуйбышевском автомотоклубе тателей, который складывался некоторые инструкторы не имене один год. Здесь собрались ют даже удостоверений на праэнтузиасты, люди, влюбленные во обучения вождению. в свое дело. И. В. Микульский — начальник клуба — возглавляет коллектив 18 лет; двумя годами позже него пришел сюда Ю. П. Матковский — заведующий учебной частью. Иногда спрашивают: а как К началу учебного года Ветеранами клуба являются А. А. Сердюков, В. М. Золотбыть, если не хватает квалифив организациях цированных инструкторов? Наник, В. А. Трибель и другие. ДОСААФ Эти люди не кичатся успехадо их готовить на местах. Это по плечу каждому клубу. Есть e так давно авторитетми, не останавливаются на дои специальная программа, расная комиссия, проверявстигнутом, они всегда в поиске считанная на 254 часа. Но подшая учебную и аоспита- новых методов обучения и готовкой инструкторов зача| тельную работу в Житовоспитания. В клубе постоянно стую не занимаются. мирском автомотоклубе действует педагогический соВ ряде учебных организаций ДОСААФ, побывала в нескольвет, возглавляющий разнообнеудовлетворительно, от слуких местных автохозяйствах. разную методическую работу. чая к случаю ведется методиНа вопрос, как трудятся воспиОбсуждение планов, графиков, ческая работа. Конечно, и оттанники клуба, директор одной лекций, взаимное посещение дачи такие «галочные» мерообмен передовым автотранспортной конторы, уроков, опытом, критика недостатковприятия не дают никакой. Зачаопытный автомобилист, человсе это способствует улучшестую деловой педагогический век не щедрый на похвалы, нию учебного процесса. Подгоразговор подменяется админисказал: «Без проколов работатовка будущих водителей опистративной «накачкой». В Выют ребята, в общем молодцы!» рается на добротную матеборгском и Ломоносовском авВ устах директора термин риальную базу — занятия протомотоклубах Ленинградской «без проколов» означал не ходят в просторных, хорошо области, например, три четвертолько езду без нарушений оборудованных классах, мати времени, предусмотренного правил движения, он приобрестерских; строго выполняется на методическую подготовку тал более широкий смысл, хапрограмма по практическому преподавателей, ушло на разрактеризуя воспитанников аввождению. Многообразны личного рода служебные и томотоклуба как трудолюбиформы военно-патриотическоиные совещания. Преподаватевых, знающих и любящих техли здесь по существу лишены го воспитания молодежи. нику водителей. возможности обменяться опытом, мнениями, поспорить, поРебята из Житомирского ив критиковать друг друга именпрямом смысле водят автоно по методическим вопросам. мобили без проколов. По сведениям областной ГАИ, на выОсобенно неблагополучно пускников клуба меньше всего Если нет «проколов» в учебобстоит дело с повышением падает нарушений правил двино-воспитательном процессе, уровня знаний и педагогичежения, хотя они составляют их не будет ив работе выпускских навыков у преподаватесреди водительского состава ников. Это закон, подтвержлей, занятых в филиалах автодовольно внушительный продаемый опытом многих автомотоклубов. Там они, как працент. Злополучная дырочка — мотоклубов и других учебных вило, варятся в собственном прокол — в талоне предупрежорганизаций ДОСААФ. соку, не имея возможности подений минует их не случайно. В В истекшем учебном году вседневно пополнять свой пеавтомотоклубе молодые люди многие багаж и спеклубы значительно дагогический получают хорошие теоретичеулучшили качество обучения. циальные знания. В основной ские знания и первоначальные К ним относятся Витебский, коллектив клуба их приглашают навыки. Умело пользуясь мноКопейский, Алма-Атинский авредко. Такие формы повышегообразными формами воспитомотоклубы, Автозаводский ния педагогического мастерсттания, им прививают любовь к (г. Горький), Магаданский, Крова, как открытые и показательпрофессии водителя, уважение поткинский, Кемеровский ные уроки, конференции, сек технике, дисциплину, органи(«Прогресс») спортивно-техниминары, сборы им почти невезованность. В клуб идут письма ческие клубы. Ряд учебных ордомы. от командиров воинских частей ганизаций ДОСААФ вышел в Вообще филиалы ряда автои подразделений. Смысл этих число образцовых. мотоклубов находятся на полописем один: хорошо несут Жизнь требует, однако, чтожении пасынков — им похуже службу воспитанники автомотобы высокое качество подготовтехника, помещения, агрегаты, клуба) ки технических специалистов наглядные пособия, а это отриЗа двадцать лет своего сустало законом для всех наших цательно сказывается на качеществования Житомирский авучебных организаций. Что для ственных показателях. Не целетомотоклуб дал народному хоэтого нужно? От кого это зависообразно ли вместо филиалов создавать районные (городзяйству области, республики не сит? спортивно-технические одну тысячу шоферов. Многие Прежде всего от подготовские) из них прошли службу в Советленности инструкторско-препо- клубы, которым в случае необских Вооруженных Силах и тедавательского состава, от тех, ходимости поручать подготовперь трудятся по специальнокто непосредственно учит и ку водителей, исходя из устасти на предприятиях, стройках, воспитывает курсантов. Чтобы новленного задания? Кстати, в в колхозах, совхозах страны. В строго спросить с других, надо некоторых областях и респубпоследние годы 98—100 проповысить требовательность к ликах так именно и поступают. Результаты — хорошие. Объясцентов курсантов каждого высебе.ГОТОВИТЬ НА МЕСТАХI ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХняются они тем, что спортив-j но-технические клубы, являясь самостоятельными организациями, располагающими необходимым штатом работников, имеют больше возможностей, нежели филиалы, правильно организовать и обеспечить учебный и воспитательный процесс, установить действенный контроль за ходом подготовки водителей и добиться высокой успеваемости в каждой учебной группе. Да и спортивномассовая работа здесь даст большую отдачу. В новом учебном году предстоит значительно улучшить методическую подготовку преподавателей. У нас уже сложилась хорошая практика — перед началом учебного года проводить зональные сборы начальников клубов, а затем по областям, краям и республикам — сборы всего инструкторского и преподавательского состава. Цель этих сборов — изучение новых документов, обмен опытом, знакомство с образцами новой техники и новыми методами обучения. В этом году на сборах целесообразно широко обсудить вопрос о применении программированного обучения будущих водителей, которое внедряется в учебную практику автомотоклубов и на экзаменах в ГАИ. Сборы, методические совещания, семинары с преподавателями должны пройти под девизом «Новое — в практику обучения!». Суть этого девизе в том, что высокое методическое мастерство должно опираться на современные технические средства преподавания — кино, телевидение, но^ вые образцы агрегатов и механизмов, рационализацию, изобретательство.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТАВНИКАИ конечно, надо всегда помнить, что основа совершенство. вания учебного процесса — повседневная воспитательна! работа с преподавателями. Там, где каждый из них в пол' ной мере чувствует ответственность за будущее своих питомцев, показывает личный пример трудолюбия, стремления к знаниям, организованно' сти и дисциплины,—там, можно быть уверенным, вырасту! отличные специалисты, обладающие лучшими качествами советского труженика. А чтобы преподаватель стал настоящим воспитателем, его самого надо воспитывать. Это отнюдь не общие рассуждения, а вывод подсказываемый опытом — и положительным и, к сожалв' нию, горьким. В Оренбургском автомото клубе произошел такой случай Преподаватель тов. Гончаров•10-